На сайте размещены материалы издания "Лечебный телегид", созданного и выпускавшегося редакцией ООО "Репортер плюс" начиная с №1 (от 7 августа 2006 года) по № 134 (до 16 апреля 2009 года).
13.09.2006
Представьте, что ваш ребенок получил перелом, всего лишь споткнувшись, упав с дивана или ударившись рукой о шкаф. Ну, хорошо, не ваш – соседский... Около восьми процентов детей и подростков имеют сегодня диагноз «остеопороз». То есть официально подтвержденное заболевание костной ткани, которое делает кости настолько хрупкими. О том, какие его микропризнаки должны стать для родителей сигналами тревоги, кому остеопороз грозит в первую очередь и как с ним бороться, рассказывает врач-ортопед высшей квалификации, кандидат медицинских наук Елена ШЕПЕТКОВА.
Немного солнца в пермском чаду
– Елена Рудольфовна, мнение, что остеопорозу подвержены исключительно пожилые, ошибочно?
– Да. Хотя среди людей после 60-65 лет им больны восемь человек из десяти, нельзя забывать, что наши кости разрушаются и строятся постоянно. Причем до двадцати лет преобладает процесс строительства, с двадцати до сорока эти процессы равнозначны, после сорока костная масса физиологически уменьшается. Вот почему в плане формирования костей период до двадцати лет очень важен. И особенно – возраст от рождения до года и с пяти лет до шестнадцати. За последний период костная масса должна вырасти в три раза!
– Дефицит ее накопления приводит потом, у взрослых, к остеопорозу – это понятно. Но у детей... Наверняка «помощниками» тут являются нарушение осанки, плоскостопие, другие заболевания?
– Сколиоз и плоскостопие в некоторых случаях – уже следствие слабой костной системы. Но если ребенок страдает сахарным диабетом, хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, печени, почек, если он принимает препараты, не способствующие усвоению кальция (например, при эпилепсии или при гормонозависимой бронхиальной астме), это действительно «на руку» остеопорозу. А точнее – остеопеническому синдрому: именно так называют ортопеды пониженную по сравнению с нормой плотность костной ткани у не достигших 20-летнего возраста. (Диагноз «остеопороз» ставится только после специального обследования – денситометрии). Кстати, цифры по остеопеническому синдрому в Пермской области вдвое выше, чем в среднем по России. У нас его имеют 35-40 процентов детей и подростков из числа обращающихся к врачам по поводу проблем с опорно-двигательным аппаратом; аналогичный среднероссийский показатель –
18-20 процентов.
– И в чем «вина» Прикамья?
– Неблагополучная экологическая обстановка – раз. Малая инсоляция – два. А ведь лишь при воздействии на кожу солнечных лучей образуется активный витамин Д, позволяющий усваиваться кальцию – строительному материалу для всего организма, и в первую очередь – для костей.
Творог – без сахара, молоко – без хлеба
– Сколько же нужно быть на солнышке, чтобы «поймать» необходимую дозу ультрафиолета?
– Достаточно двадцати минут в день. Это на прямом солнце (ультрафиолетовые лучи проникают и через тучи, но тогда надо гулять значительно дольше), с открытым лицом и открытыми руками.
– А витамин Д, получаемый из жирной рыбы, грибов, яиц и прочих продуктов, не тот?
– В продуктах содержится неактивный метаболит этого витамина. Активным он становится после двойных биохимических реакций в печени и почках. Правда, при условии, что данные органы работают нормально. Активный витамин Д таскает кальций в кость, словно трудяга-паровозик. Неактивный на это не способен, и в результате кальций, поступающий в организм, может отложиться солями в почках; войти впоследствии, во взрослом возрасте, в атеросклеротические бляшки... Вообще, патологические переломы – лишь часть обсуждаемой сегодня проблемы. Еще до их появления запускается механизм неправильного отложения кальция, что ведет к различным сосудистым нарушениям.
– Значит, много молока или творога – тоже во вред?
– Ну, столько продуктов, чтобы кальций был во вред, просто не съесть! Речь о бездумном, без консультации со специалистом, приеме препаратов, содержащих кальций. Во-первых, любые лекарства, даже принимаемые для профилактики, должны назначаться врачом. Во-вторых, стоит иметь в виду, что среди кальциосодержащих препаратов пока немного таких, в которых витамин Д присутствует уже готовый к употреблению, в активной форме. Один из них, показанный и детям с 4-летнего возраста, – альфадол-Са.
– Елена Рудольфовна, а насчет богатых кальцием молочных продуктов что скажете?
– Скажу, что в меню они должны быть ежедневно. Ребенку младше пяти лет необходимо в сутки
1100 мг кальция, с пяти лет до шестнадцати – 1300 мг.
Это литр молока, или
200 граммов твердого сыра, или 300 граммов творога. Но! Кальций – субстанция очень капризная. Он не сочетается с сахаром, поскольку любит щелочную среду, а сахар создает кислую. Так что сладкий творожок – по сути, самообман: нужный минерал при таком варианте не усваивается. Это относится и к молочному супу с вермишелью или к молоку, заедаемому хлебом: с фитином, входящим в состав злаковых, кальций тоже не дружен и опять-таки выпадает в виде нерастворимых соединений.
И еще о культуре питания: вымыванию кальция из организма активно способствуют фосфоросодержащие напитки. Иными словами, поколение, выбирающее вместо молока газировку, пепси и кока-колу, сильно рискует заработать остеопенический синдром.
Чем болела Принцесса на горошине?
– Вы готовы нарисовать портрет наиболее вероятного кандидата в заболевшие?
– Его нарисовал еще Андерсен в сказке «Принцесса на горошине». Маленькая, тоненькая, хрупенькая девочка. Уснуть на множестве тюфяков она не могла, разумеется, не из-за горошины, а потому, что страдала, скорее всего, остеопеническим синдромом. Да, да! Человек с этим заболеванием плохо спит, все ему мешает... И фенотип, в основном, именно такой. Хотя могут быть, правда реже, и очень полные: тут сказывается перенагрузка костей.
Фактором риска, безусловно, является слишком быстрый рост ребенка: все время стоял на физкультуре последним – и вдруг за год вытянулся на
12-15 сантиметров. Бесспорна связь между нарушением развития костной системы и курением, употреблением алкоголя. Ну и, конечно, огромную роль играют как гиперактивность, так и гиподинамия. Последняя сейчас, впрочем, более актуальна.
– Не зря говорят: в лежачую кость кальций не поступает.
– Совершенно верно. Полтора часа быстрой ходьбы (или подвижных игр для младших детей) в день – это минимум. Полезны также плавание, лыжи, аквафитнес, медленные занятия суставной гимнастикой типа калланетики, настольный теннис. А вот с большим теннисом, тяжелой атлетикой, горными лыжами, чрезмерным увлечением роликовыми коньками, то есть с так называемыми несимметричными видами спорта, лучше подождать до 15-16 лет, когда сформируются основные зоны роста костной системы.
Вера Шуваева
← Назад
|