Репортер плюс  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Известия

На сайте размещены материалы, подготовленные пермской редакцией газеты "Известия" в период с 11 февраля 2005 года по 31 августа 2006 года.



29.06.2006
Новая коллекция


В последнее время пермская художественная Галерея стала одной из самых обсуждаемых «персон» города – это не удивительно: власти все чаще заявляют о том, что переезд Галереи из здания Петропавловского собора совсем близок, и понятен закономерный интерес горожан к будущему главной жемчужины и символа пермской культуры. Однако, как это часто бывает, зачастую то, что мы привыкли считать аксиомой, оказывается просто мифом. О том, что на самом деле необходимо пермской Галерее и в целом культурному пространству Перми – разговор «Известий» с Надеждой Владимировной Агишевой, учредителем благотворительного фонда «Новая коллекция», принимающего самое непосред­ственное участие в тех переменах, которые сегодня происходят с главным пермским музеем.

Наталья СМОЛЬКОВСКАЯ.

– Фонду «Новая коллекция» уже около двух лет, он учрежден с целью содействия развитию пермской государственной художественной Галереи. Именно это записано в Уставе фонда. Само его появление вызвано тем, что в процессе реализации ряда совместных с Галереей проектов появилась потребность в дальнейшем взаимодействии на более или менее постоянной основе, причем не в форме участия частных лиц, а путем создания благотворительной некоммерческой организации с понятной программой содействия Галерее. Я очень благодарна директору Пермской художественной Галереи Надежде Владимировне Беляевой за возможность приобщиться к деятельности столь серьезного учреждения. Это уникальный шанс. И я понимаю, что доверие нужно оправдать. В настоящий момент эта деятельность уже серьезно структурирована, и можно говорить о том, что мы отошли от практики участия в разовых акциях, теперь фонд развивает несколько направлений своей деятельности объединенных системным подходом. В частности, фонд «Новая коллекция» совместно с пермской Галереей принял участие в организации благотворительной программы «Прочтение», которая связана с реставрацией такого уникального явления в культурной жизни региона как пермская деревянная скульптура. В рамках этой программы проведена реставрация памятника «Христос в темнице», длительное время не находившегося в экспозиции. Частично этот проект финансировался за счет Министерства культуры, но очень порционно. Работы также тормозило то, что к стандартному для нашей сегодняшней действительности – недофинансированию культуры – прибавились и другие проблемы, связанные с всероссийским научно-реставрационным центром имени академика И.Э. Грабаря. Это единственный в Росси центр, сотрудники которого занимаются реставрацией объектов деревянной скульптуры. На тот момент этот фонд находился в стадии переезда, в связи с чем возникало много сложностей в его функционировании. Все эти обстоятельства привели к тому, что процесс работы над скульптурой серьезно затянулся, и потребовались достаточно серьезные вливания для его завершения. Фонд «Новая коллекция» профинансировал завершение реставрации этого памятника, пригласив в Пермь две группы специалистов-реставраторов из центра им. И. Э. Грабаря. И удалось так интенсифицировать процесс, что в течение полугода все работы были закончены. 30 сентября прошлого года в рамках выставки «Люди, ангелы и боги» памятник наконец-то был представлен общественности.

известия: Каковы были ваши ощущения, когда вы, наконец, увидели этот памятник, который столько лет находился в запасниках Галереи?

Агишева: Когда его все-таки отреставрировали и собрали, и у нас появилась возможность посмотреть на то, что получилось в итоге, среди работников Галереи, которые работают в этих стенах уже более сорока лет, не нашлось того, кто бы видел этот памятник в первозданном собранном состоянии. Конечно, видели не очень качественные репродукции 30-х годов и читали описание памятника в книге первого директора художественной Галереи Серебренникова. Но никто точно не знал, каков он на самом деле. Поэтому, по существу, произошло некое новое открытие древнего памятника. Для меня самой это был очень эмоциональный момент: все мы помним о том, что пермская деревянная скульптура – это не только любопытный феномен в искусствоведении и сакральной культуре, но еще и самобытные произведения, вокруг которых сложилось много легенд. Многие уверены, что они живут своей особой жизнью, и именно поэтому, например, неадекватно реагируют на фото- и киносъемку. И когда скульптуру «открыли» во всей красе, я долго не могла для себя решить: а что это? Памятник ваяния, или что-то всерьез большее, чем просто произведение искусства...

известия: Но, очевидно, что проект «Прочтение» на этом не закончил свою работу…

Агишева: Сейчас в рамках этого проекта отбираются произведения для дальнейшей реставрации. Царские врата из Обвинска, фигуры ангелов, изображения херувимов в орнаментальном обрамлении из Заозерья – эти памятники приведены в относительно безопасное состояние, но пока не отреставрированы. Есть комплексы из ряда церквей Пермской области, которые могут быть отреставрированы и представлены именно так, как они выглядели изначально в храмах.

Вторая программа нашего фонда связана с совсем другим аспектом деятельности Галереи. Дело в том, что не только вынужденный, но и необходимый перенос коллекции из здания Петропавловского собора – это хороший повод разработать концепцию развития пермской художественной Галереи; сформировать основные принципы концепции нового художественного музея. Сейчас уже появились некоторые основные идеи, которые можно и нужно обсуждать и дорабатывать.

Например, в результате диалога с координатором проекта «Культурная столица Поволжья» Анной Марковной Гор, которая является директором нижегородского центра современного искусства, родилась идея проведения совместного с Галереей проектного семинара и последующих мероприятий под условным названием «Музейный апгрейд». 21-23 июня этот семинар прошел в Перми. В нем участвовали эксперты по музейному и социальному проектированию из Москвы и Нижнего Новгорода. В результате, возникло понимание, как уникальная классическая коллекция пермской Галереи может лечь в основу музея, в котором будут представлены и течения актуального искусства.

известия: Каким образом?

Агишева: Начнем с того, что пермская художественная Галерея по сути давно таковой не является: это уже не просто картинная Галерея, а серьезный художественный музей с потрясающей коллекцией археологии, прикладного искусства и так далее. Поэтому она могла бы стать тем ядром, вокруг которого, возможно, появятся различные центры визуального искусства. Это даже необходимо, так как нужно учитывать, что на сегодняшний день картины – это лишь одна из составляющих визуального искусства. Сейчас к ним нужно, несомненно, плюсовать фотографию. Пермь всерьез страдает от недостатка качественных привозных фотографических выставок, и имеющиеся коллекции представлены зрителю не должным образом. То же можно сказать о видео-арте и дизайне. На фоне совмещения классической и актуальной коллекции появляется возможность переосмысления и интерпретации представленных экспонатов, появляется ощущение тесной связи искусства с сегодняшним днем. Пропадает иллюзия консервативного, замкнутого в себе учреждения, которое закрылось от общества и имеет статус «неприкасаемого» храма. Учитывая особенности здания, в котором находится пермская Галерея, эта иллюзия сильна вдвойне.

известия: Надежда Владимировна, слушая вас, представляешь, насколько огромным должно быть здание, способное принять все эти коллекции. Однако уже сейчас 98 процентов коллекции Галереи не экспонируется – нет соответствующих площадей.

Агишева: Значение здания, в которое переедет Галерея, бесспорно, но все-таки вторично. Это стереотип и заблуждение, что Галерее необходимы огромные площади для того, чтобы разместиться. Представим, выставит Галерея все свои экспонаты на огромной территории – но кто на это придет смотреть, кому все это будет интересно – непонятно. Здесь мы подошли к главному вопросу, на который нужно найти ответ до любых преобразований – вопрос развития музея как культурного института, а не как его архитектурного воплощения. Во главу угла должна быть поставлена идея. Я считаю, например, что концепция, предусматривающая появление экспозиций актуального искусства, решит проблему привлечения в музей той же молодежи, которая, к сожалению или к счастью, живет уже в другом мире – не в том, где музей – святыня и храм. Ей нужен другой тон общения – более демократичный, интерактивный, доверительный, развивающий креативность самих посетителей.

Другое взаимодействие должно быть у музея и с бюджетом. Так, как раньше – «что хочу, то и показываю, а потом мы вам скажем, сколько вы денег должны заплатить» – уже не получится. Что хорошо в пермской художественной Галерее это осознали гораздо раньше, чем, скажем, в пермском краеведческом музее. Понимание действительности и сделало проект по ее переносу сегодня приоритетным проектом в культурной жизни региона.

В мире существует очень много достаточно интересных музейных проектов, которые могут быть приведены как пример успешного решения этой проблемы.

Так, в Америке государственные музеи – только национальные музеи, которые находятся в Вашингтоне. А знаменитый нью-йоркский Метрополитен музей – частное предприятие.

Но оно взаимодействует с современным обществом в режиме диалога, и это приносит дивиденды.

В центре современного искусства Жоржа Помпиду тоже экспонируется не более 5-7% всей коллекции. Мы просто привыкли, что в музеях должны в четыре ряда висеть картины на стенах, но это может быть и не так. Существует музей урбанизации, находящийся в абсолютно пустом здании: там вообще нет никаких экспонатов. Он сам по себе – через архитектуру самого здания – музеефицирует урбанизацию пространства, которое открывается в видах из окон. Вот такие формы организации музейного дела существуют сейчас, так что думаю, в Перми придется поработать экспертам, чтобы эту концепцию родить, согласовать. Надежда Владимировна Беляева абсолютно права, когда говорит о том, что построить можно все что угодно, но мы не знаем, что нас ждет в будущем. Так, десять лет назад мы даже не знали, что у нас будут сотовые телефоны и Интернет, а сейчас это предметы первой необходимости. Поэтому нужно всерьез заглядывать вперед, чтобы просчитать, что же все-таки мы построим и для чего.

известия: Каков же будет механизм взаимодействия музея с обществом, с теми, собственно, для кого он и существует?

Агишева: Сейчас происходит ряд правовых преобразований в российской культурной жизни, в том числе в музейной сфере. Прежде всего, готовится закон об автономных учреждениях, который уже вызвал негативное отношение со стороны многих деятелей культуры и музейщиков. Но на самом деле в нем содержится и позитивное зерно. Этот закон позволит музею выйти из правил бюджетного финансирования, в которых он сейчас существует, когда руководители музеев вынуждены «рисовать» нереальное штатное расписание, платить людям по тарифным сеткам, при этом понимая, что если человек не будет совмещать пять ставок, не будет и внятного результата его деятельности.

Любое учреждение культуры, прежде всего, оказывает услугу. Кто ее покупает – вопрос восьмой в этой истории. Да, в основной части это должны быть бюджеты разных уровней. Но это не должно исключать при покупке этой услуги спонсоров, рекламодателей, некоммерческие структуры и т.д. После введения этих новых правил музей будет жить не в соответствии с тарифной сеткой, а с законами рынка.

Этот законопроект позволит хоть как-то «двинуть» закостеневшую музейную систему. И в этом – огромный позитив.

известия: Какие еще изменения должны произойти в культурном пространстве, чтобы у нас Галерея, да и прочие музеи, не оказывались «на обочине» жизни?

Агишева: Должен быть другой тон разговора, как с властью, так и с обществом. Ведь музей не должен ходить с протянутой рукой: «Христа ради подайте», а заявлять, что хранит коллекцию мирового уровня, поэтому «будьте добры, профинансируйте», а если хотите, чтобы музей оказывал какие-то дополнительные услуги, оплачивайте и их. Условно говоря: надо везти выставку в Третьяковскую Галерею – вот смета и бюджет. А не так, как это сейчас происходит, когда в приказном порядке заявляется, что нужно организовать выездную экспозицию из собственных источников.

Сейчас, по сути, финансируются только коммунальные расходы, минимальные зарплаты и охрана. За счет чего тогда музею привлекать кураторов, чтобы делать интересные проекты, за счет чего пиарить, освещать, делать виртуальный музей? И главное, за счет каких средств развивать коллекцию? Пермская художественная Галерея за последние двадцать лет не приобрела ни одного серьезного экспоната. При этом контакты, которые позволяли это сделать, имелись и имеются. Но материальных ресурсов – нет. Естественно, это имеет последствия – любой проект должен развиваться, чтобы быть интересным людям.

известия: В связи и с собственным желанием, и с грядущим переездом Галерея будет меняться. Выше вы рассказали про один вариант – объединение в один центр культуры разных сегментов искусства – от классического до актуального. Какие еще есть идеи?

Агишева: Была идея с разделением, в том числе архитектурно, на ряд отдельных музеев – но под одним «брендом». Например, в рамках этого нового художественного музея могут появиться: музей деревянной скульптуры и культуры Пермского края (Строгановские вклады: иконопись, шитье), музей классического искусства.

Кстати, в терминологии у экспертов есть расхождения: чем будет являться будущая Галерея – центром культуры и искусства или музеем, потому что, как я уже говорила, ряд экспертов считает, что актуальное искусство не может быть музеефицировано: сами его формы не поддаются музеефикации. Так, большой вопрос – как можно превратить в музейный экспонат видео-арт, инсталляцию или перфоманс. Например, я была на венецианском Биенале современного искусства, где живопись и фотография как жанр практически не были представлены.

известия: Вы сейчас говорите о неких экспертах – кого вы имеете в виду: работников Галереи или же привлеченных людей со стороны?

Агишева: Во-первых, я экспертами называю сотрудников Галереи, потому что они являются профессионалами и без их мнения формировать позицию просто смешно. Прежде всего, это, конечно, Надежда Владимировна Беляева. Плюс – привлеченные эксперты со стороны, которые уже побывали в Перми на проектном семинаре: упомянутая Анна Марковна Гор; Александр Артамонов, из московской высшей школы социальных и экономических наук, Антон Лагутин из Российского института культурологи, Василий Козлов из Нижегородского института управления и экономики.

известия: Но, наверное, участвовать в дебатах по поводу того, какие преобразования должны произойти в Галерее, должны не только они…

Агишева: Понятно, что концепция музея – очень сложный документ, обсужденный и согласованный со всеми участниками процесса, с властью и с общественностью. Опасений на данный момент много, потому что пермская Галерея – это государственный музей, владеющий коллекцией федерального значения, и нужно приложить все усилия, чтобы новое здание Галереи не стало памятником ее бывших заслуг. Хочется увидеть живой организм, куда с удовольствием будут приходить люди. Для этого нужна отдельная экспозиционная концепция, специальная пиар-программа, ориентирующиеся на будущее поколения потребителей, в которой будут рассчитываться потоки посетителей, продумана инфраструктура – стоянки, рестораны, магазины и так далее. Бесспорно, должна быть грамотная экономическая составляющая этой концепции, потому что новое здание приведет к значительному увеличению текущих затрат на хранение и экспонирование коллекции. Так, сейчас в Галерее нет нормального кондиционирования, климат-контроля, освещения и т.д. И как только это все появится, в разы возрастет оплата того же освещения и отопления. Ни в коем случае нельзя эту проблему сбрасывать со счетов. Очевидно, что самоокупаемым музей все равно не станет: но какая-то часть этих возросших затрат может и должна быть покрыта за счет инфраструктурных доходов.

В таких условиях необходимо думать о расширении круга «друзей музея» – создании общественного Совета Музейных Изменений, привлечении общественности, бизнес- и политической элиты к диалогу. И чем более полярными будут мнения, чем больше опасений будет высказано и учтено, тем меньше рисков будет при создании «новой» Галереи. Тогда согласованная и консолидированная концепция (в переводе единое мнение) сможет стать основой проекта переноса и развития ПГХГ. И всем, думаю, хочется, чтобы в городе появился новый культурный центр, который будет влиять на качество жизни горожан и жителей Пермского края. Это моя частная позиция, и я понимаю, что она не является истиной в последней инстанции.

Проблем много, и заниматься ими нужно не завтра, когда построят – если построят – новое здание, а сегодня. Мотивировать персонал, привлекать новые кадры в музей, сохранять традиции, которые заслуживают уважения.

Проект преобразования Галереи только зарождается, и в целом это все очень позитивно. Идет нормальный рабочий процесс, и каждый из его участников в меру своих возможностей действует. Главное – в какой-то момент синхронизировать эти действия. Потрясения могут быть разные, но то, что хранит Галерея – это вечность. С ней не шутят.

Справка:

Уникальный комплекс из поселка Пашия Горнозаводского района – скульптура Христос в темнице – «страстной» сюжет, может быть, самый популярный в русской скульптуре Нового времени. Памятник из Пашии – быть может, самое потрясающее произведение среди всех не только благодаря своему высокому художественному достоинству, но и потому, что здесь сохранилась «темница», в которой и находилась фигура Христа. Высокая прямоугольная «темница» с навершием украшена сквозной орнаментальной резьбой, фигурами ангелов и «венцами херувимов» на треугольных фронтонах.

В результате совместных усилий реставраторов Перми и Москвы, при поддержке грантов Министерства культуры Российской Федерации и некоммерческого фонда «НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ» (Пермь), скульптура Христос в темнице обрела свой первоначальный облик – царственный, торжественный и великолепный

Процесс реконструкции скульптуры Христа в темнице, продолжался около семи лет и завершился в 2005 году благодаря мастерам из московского Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря (директор А.П. Владимиров.). Над возрождением памятника работали такие опытные художники-реставраторы, как И.Д. Барабанов, В.Ю. Бараненков, В.Ю. Бараненков, А.Б. Бохов, М.Ю. Гусев, Е.Е. Колоколова, С.В. Лапшин, И.А. Федорова, Ф.Д. Царегородцев, О.Ш. Шарипова, а также реставраторы ПГХГ Г.П. Хоменко и В.А. Деменева. Реставрационный процесс подробно отражен в иллюстративном ряде выставки, составленном из документов, фотографий, архивных источников (использованы материалы Л.В. Перескокова, В.Г. Лыгина, В.Е. Заровнянных и А.А. Долматова).

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
криминал
известность-2005
бизнес
известность-2006
интервью
культура
социум
спорт
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.