Репортер плюс  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Известия

На сайте размещены материалы, подготовленные пермской редакцией газеты "Известия" в период с 11 февраля 2005 года по 31 августа 2006 года.



13.07.2006
«Сирота прикамская»


В начале июля комитет Госдумы по делам женщин, семьи и детей окончательно «зарубил» законопроект, который предусматривал получение патронатной семьей юридического статуса. Инициатива Законодательного собрания Пермской области заключалась в том, чтоб внести дополнения в Семейный кодекс России, дабы закрепить строчку «расходы на патронат» не только в региональном, как это есть сейчас, но и в федеральном бюджете. Об этом, а так же о проблемах сиротства в России беседа с депутатом ЗС Пермской области, председателем комитета по социальной политике, членом регионального политсовета партии «Единая Россия» Борисом Светлаковым.

Корр.: В чем подоплека того, что комитет Госдумы дал отрицательное заключение на законопроект о патронатных семьях, который прикамский парламент предложил на рассмотрение?

Светлаков: Екатерина Лахова, председатель комитета Государственной думы по делам женщин, семьи и детства, просто «зарубила» нашу законодательную инициативу. А подоплека, думаю, в том, что в преддверии будущих выборов в Госдуму Лахова подала «свой» проект федерального закона, в котором патронат назван другими словами, а суть и смысл остались те же, что были прописаны в документе, который подготовили мы. Так она конкурирует на «ниве патроната» с нами, желая, судя по всему, провести свой закон, со своими формулировками, дабы некие третьи лица в дальнейшем могли использовать его в качестве «пункта в списке добрых дел». Иначе говоря – Лахова, несмотря на то, что мы с ней однопартийцы, лоббирует чьи-то интересы, не понимая, что за нами, я имею в виду Пермский край, огромный опыт работы в этом направлении.

Корр.: Чем был аргументирован отказ высших инстанций?

Светлаков: В заключении комитета Госдумы говорится, что текст нашего законопроекта «вступает в противоречие с пунктом 1 статьи 56 Семейного кодекса (СК РФ), на основании которого защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими. Процитирую: «однако, не приобретая правового статуса опекуна или попечителя (пункт 2 статьи 32 и пункт 2 статьи 33 ПС РФ), патронатный воспитатель не становится «лицом, заменяющим родителей», и не может осуществлять защиту прав и законных интересов ребенка».

Но мы и не старались своим законопроектом вторгнуться в сферу гражданских интересов ребенка! Наш документ целиком и полностью направлен в сферу воспитания и социальной адаптации детей – воспитанников сиротских учреждений. По сути, патронатный воспитатель – это такой же сотрудник детского дома или приюта, только свои обязанности он выполняет на дому. А прикамский опыт патронатной системы, да и весь опыт домашнего, семейного воспитания показал, что ребятки, побывавшие на патронате, гораздо коммуникабельнее, нежели те, кто не покидал стены детского дома. Что же касается формулировки «договорная форма», то я и мои коллеги склонны считать, что без материальной поддержки, более того, без полноценного финансирования, институт патронатных семей исчезнет. Это же очевидно! В России масса людей, которые готовы принять сирот в свою семью. Позволяет и жилплощадь, и образование, и опыт. Но не редко бывает так, что у таких людей нет финансовой возможности одеть и накормить еще одного – двух детей. И государство может и обязано помочь им в этом добром деле.

Корр.: В последнее время о патронатном воспитании много говорится в СМИ, но чаще всего это разговоры либо о том, что семьи, берущие в семью воспитанников детских домов – «люди огромного сердца», либо о случаях, когда патронатные воспитатели преследуют лишь конкретную цель. При этом редко заходит вопрос о финансовой стороне вопроса, с точки зрения бюджета…

Светлаков: Об этом лучше скажут цифры. Передавая ребенка на патронат, из статьи расходов на его содержание выпадают, например, коммунальные услуги, ремонт и содержание помещений, оплата услуг связи, транспортные расходы и так далее. При этом сохраняются в полном объеме такие статьи, как питание, одежда, медикаменты, предметы первой необходимости и так далее. Единственные статьи, которые увеличиваются, это – методическая литература.

Корр.: На сколько мне известно, патронат в Прикамье возник не на пустом месте?

Светлаков: Действительно, этот опыт целиком основан на практике. Более пяти лет назад воспитатели детского дома №2 стали забирать своих воспитанников на выходные дни. И увидели, что, побывав в семье, дети становятся физически и психологически здоровее. Тогда педагоги вышли к нам в Законодательное собрание с предложением закрепить инициативу нормативным актом. И тогда, еще в прошлом созыве, мы вместе с администрацией области разработали проект закона, который регламентирует работу патроната на территории Прикамья. Причем это был первый закон такого характера на территории всей России. Мы вообще многие законы принимаем раньше других территорий и Госдумы.

Корр.: Наверняка есть и результаты принятия регионального закона?

Светлаков: По сравнению с 2001 годом, когда институт патронатных семей у нас уже был введен в действие и начал приносить первые плоды, было всего 140 семей, которые взяли на воспитание 212 детей. В прошлом году эти цифры выросли многократно: 679 семей взяли на патронат 1171 детишек. Если к этому еще добавить, что у нас вырос процент усыновления, хотя и более медленными темпами: 178 детей было усыновлено 2001 году, и 435 – в 2005. Кроме того, по моим данным, выросло и количество приемных семей: если в 2001 было 126 семей, которые забрали из детских домов 398 детей, то в 2005 году 686 семей приняли в семью 1790 сирот!

Корр.: Недавно прокурор края заявил о том, что 48 детей, взятых на воспитание, были возвращены обратно в детские дома, поскольку усыновителями стали люди, ведущие асоциальный образ жизни.

Светлаков: Теоретически, далеко не каждый человек берет ребенка на патронат из чистого человеколюбия или чадолюбия. Некоторые, вполне возможно, преследуют корыстные цели. Такие случаи допускать нельзя ни в коем случае. И тем не менее, поверьте, в подавляющем большинстве случаев ребенку лучше в семье, чем в «казенном доме». Ведь что происходит с выпускниками сиротских учреждений? Дети, выходящие из детских домов, к обычной жизни не приспособлены абсолютно. Они не умеют готовить, не умеют стирать, не могут починить одежду. В отношении коммуникабельности они тоже уступают «семейным» детям. Они держатся обособленно, среди выпускников сиротских домов особенно высок удельный вес суицида. И патронат – это инструмент, которым можно исправить ситуацию. Кстати, неслучайно несколько лет тому назад детские дома начали придумывать семейные воспитательные группы, когда дети не просто живут вместе в комнате только потому, что они из одной группы. Теперь в некоторых учреждениях, если есть братья-сестры или просто близкие друзья, их собирают вместе. Причем эти группы – разновозрастные, там могут быть и подростки, и малышня. Также в этих группах пытаются организовать небольшие кухни, выдают некий набор продуктов, из которых дети сами готовят себе несложные блюда. Казалось бы, ничего особенного, но именно так дети получают элементарные навыки домоводства.

Что же касается патроната и ответственности воспитателей, нужно заметить, что в процент усыновителей, который я называл ранее, наверняка входят патронатные родители – и для них, и для детей патронат становится своеобразным испытательным сроком, в течение которого люди могут подготовиться к такому ответственному шагу, как усыновление. У детей, взятых на патронат, гораздо более перспективное будущее. Взять то же образование. Куда чаще всего попадают дети из сиротских учреждений? В ПТУ, или, как их сейчас называют, сузы – среднепрофессиональные учебные заведения. Хотя уровень образованности выпускника детского дома, позволяет поступить и в техникум, и в вуз. Причина в том, что ребенок из детского дома, тем более из детского дома расположенного на периферии, едет поступать и учиться в Пермь, то ему просто не на что жить. На что он жить будет, на 600-700 рублей стипендии? Поэтому приходится им идти в ПТУ в том городе, в котором находится «родной» детский дом.

Второй вопрос – где жить. Даже по официальным данным закон РФ о предоставлении сиротам жилья не выполняется ни в одном регионе, в том числе и в Прикамье. В 2005 году в очереди на получения жилья состояло 5 921 сирота, в том числе старше 18 лет – 2302 человека. А получили жилье – всего 162 человека. Это 7% от всего необходимого количества! Патронат, как способ сэкономить существенную сумму денег, дает возможность покрыть хотя бы часть расходов на приобретение жилья для сирот. Кроме того, не надо забывать и о перспективе последующего усыновления ребенка, который находится на патронатном воспитании.

Корр.: То есть вы будете продолжать работу над тем, чтобы законопроект был принят?

Светлаков: Я приложу все силы и как депутат областного парламента, и как член регионального политсовета «Единой России», для того, чтоб чиновники не отворачивались от проблемы и не находили способы ее решения только в угоду своим интересам и амбициям.

Олег Коневских.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
криминал
известность-2005
бизнес
известность-2006
интервью
культура
социум
спорт
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.