Репортер плюс  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Известия

На сайте размещены материалы, подготовленные пермской редакцией газеты "Известия" в период с 11 февраля 2005 года по 31 августа 2006 года.



24.04.2006
Убийство как способ самоутверждения


Пермские улицы заполняют кибернетические дети – дети, взращенные машинами. Им неведомы жалость и сострадание, зато они хорошо знают, что такое агрессия и жестокость. В то время когда правоохранительные органы разводят руками и кивают на телевизор, пермские психологи и психоаналитики опровергают теорию детей индиго и обосновывают свою теорию – теорию кибер-детей.

Они шли убивать

Трое «прилежных» подростков 15-16 лет из весьма благополучных семей за одну ночь, практически в одном месте, забивают до смерти трех прохожих. Что их толкнуло на преступление, и зачем они сделали это – объяснить не могут.

Трое пацанов из Мотовилихи вскрывают живот четвертому, «просто так», чтобы взглянуть, что у него внутри.

Четырнадцатилетний подросток из Индустриального района за две ночи убивает четырех прохожих и тяжело ранит пятого. Первый удар он наносит внезапно, целясь в горло, затем зверски добивает, буквально выкалывая глаза, круша о несчастного все, что под руку подвернется. На вопрос, «Зачем сделал это?», ответил спокойно: «Просто так».

Учащийся речного училища с двумя приятелями убивает водителя, занимавшегося частным извозом. 96 ножевых ранений, восемь из которых приходятся в лицо и волосяную часть головы. Ножом поврежден даже мозг убитого. Интересно, что водитель умолял не убивать его, обещая отдать все что имеет. И вот тут, не прекращая наносить удары, 17-летний Ильдар Мурсалимов произносит невероятную в своей чудовищной простоте фразу: «Да, ты отдашь мне ВСЕ!». Позже в ходе обыска на его квартире выяснилось, что парень зарабатывал тем, что ссужал деньги под проценты, – из квартиры была изъята тетрадь со списками должников, среди которых была даже его мать.

Отличительная черта убийств, совершаемых подростками в последнее время – отсутствие явной мотивации. Убийство ради убийства… Прокуроры говорят о бессмысленной жестокости юных убийц на фоне некоей продуманности….

Быть может, гипотеза о детях индиго все же не лишена основания? Дети, пришедшие из космоса, сверхталантливые, живущие логикой, яростно, беспощадно реагирующие на любые попытки ущемления их интересов…

ЕЛЕНА БОЛЬШАКОВА

инспектор ОДН Мотовилихинского УВД

Мурсалимов состоял на учете у меня. В старших классах он был осужден за вымогательство. После этого парня словно подменили…. Стал хорошо учиться, стабильно приходил отмечаться в инспекцию, посещал все мероприятия для трудных подростков. Ни одного нарекания или пропуска за несколько лет у него не было. Учиться перешел в 105-ую школу. Там произвел впечатление достаточно умного парня. Все, что ему было интересно, схватывал буквально на лету. Затем продолжил обучение в речном училище – учился на менеджера. Что касается его личности в целом, то здесь мы имеем дело с явно завышенной самооценкой: все-то у него хорошо, все замечательно. Всегда очень вежливый, опрятный, аккуратно одет. Он, конечно, мог быть лидером в группе, но в голове не укладывается, что он мог совершить такое… столько ударов…. не знаю чем это объяснить… разве что лунным или каким еще затмением…

Постоянно задаю себе вопрос по поводу роста агрессии среди подростков. Бедные и проблемные семьи были во все времена. Всегда родителям приходилось оставлять детей одних, без присмотра. Но тринадцать лет назад я шла на работу, будучи уверенной, что если что-то и случится из ряда вон выходящее, то это будет максимум кража или пара разбитых носов. Помню, в 1994 году прежде судимый подросток совершил убийство нескольких человек. Это был такой шок, что «перетряхнули» всю Пермь и уволили бог весть сколько народу. Теперь же до чего дошло: не просто зарезали – а сразу 96 ножевых ранений. Не просто убили, а истыкали осколком бутылки «в решето». Что я обо всем этом думаю? Никогда не знаешь, как поведет себя человек в той или иной ситуации. И ни психолог, никакой другой специалист не даст вам правдивого ответа на этот счет. В любой нынешней школе отыщется человек пять учеников, которых никакими силами не заставишь ходить на занятия. Современные дети могут по пять лет «сидеть» в одном классе. Класса после третьего – четвертого их словно подменяют и все – и не переупрямишь. И что хуже всего – родители защищают детей в их же присутствии: «Да он у меня самый лучший, да вы все врете, да вы сами во всем виноваты». Естественно, ребенок делает свои выводы…

Разговаривала на днях с маленьким нарушителем дисциплины. Он мне вдруг: «Сколько денег у вас в кошельке?». Я: «Рублей двести, на обед, на продукты». Он: «А я в автоматы, бывает, до семи тысяч в день выигрываю и тут же могу их все спустить». О каких ценностях может идти после этого речь? О каком авторитете?

ЕЛЕНА ЧЕРЕМНЫХ

преподаватель школы № 114

Когда Ильдара изобличили в вымогательстве, он отпирался до последнего. Никогда не признавался, что у него с деньгами проблемы. Врал постоянно. Все время пытался создать имидж уверенного в себе человека, у которого «все схвачено». Стремился к лидерству. Дети же его просто боялись, но уважения как такового не было. Учился выборочно. По геометрии были «четвертки-пятерки» – задачки решал на лету. Общее впечатление о нем как о личности – неприятное. Но психологически он умел влиять на людей. Подстраивать ситуации, манипулировать фразами, орудовать через второе лицо.

Мать приходила в школу небрежно одетая. Было видно, что семья не сложилась. Проблемы с мужем, который, судя по всему, был жестоким, грубым человеком…проблемы с детьми… – общаться с этой женщиной было тяжело. К тому же, думаю, в семье выпивали. Однако совместных праздников не было… Часто, когда звонила им, трубку брала дочь и говорила, что родителей дома нет, хотя они там были. Наверное, ей было стыдно за них… Индиго? Ну, вы же понимаете, что мы не можем рассматривать эту версию всерьез. Я считаю, что корень зла нужно искать именно в семье. Думаю, какая-то злость скопилась в Ильдаре, которая и прорвалась наружу. Вообще, все идет от распущенности, отсутствия надлежащего воспитания, наличия семейных проблем. Людей сейчас волнует только проблема выживания, заработков…. Кстати, на родительские собрания приходит не более половины родителей.

ИРИНА ШУВАЕВА

психолог-консультант

Мы совершенно упускаем из вида генетическую обусловленность. Очень многие дети сейчас приходят на консультацию с уже врожденной тягой к агрессивному поведению. Сейчас уже доказано, что экология влияет на формирование мозга на самых ранних этапах – еще когда ребенок находится внутри матери. Следующая проблема – отсутствие воспитателя в современной семье. Бывает, мама, приходя с ребенком на прием, садится не рядом с ним, а напротив, тем самым как бы противопоставляя себя ему. Дальше выясняется, что воспитанием малыша чуть ли не с рождения «занимался» телевизор: мама усаживает кроху на горшок, жмет клавишу на пульте и идет заниматься своими делами. В два года ребенок учится пользоваться пультом и уже сам выбирает себе каналы, а мама – на кухне – и понятия не имеет, что же он там смотрит….. На прошлой неделе ко мне привели ребенка, в четыре с половиной года страдающего компьютерной зависимостью! А что есть на сегодня компьютерные игры? Это жестокость, убийства, «стрелялки». Так ребенок уходит из реальной жизни в виртуальную, где все можно, где чем больше убийств – тем выше призовые баллы. И все это прокручивается в детском сознании с утра до вечера, и однажды он решает: почему не опробовать действо в «реале»? Ведь в «виртуале» его никто не наказал? Вот вам и истоки агрессивности и жестокости.

Компьютерные клубы – отдельная серьезная проблема. Родители просто рыдают, не зная что делать. В огромном количестве случаев дети сбегают из домов, проводят в клубах ночи, а днем прячутся на теплотрассах или в подвалах до следующей ночи.

Откуда все это идет? Раньше было так: ребенок сосет материнскую грудь, поднимает глаза и видит любящий материнский взгляд. Сейчас ребенок сосет грудь, поднимает глаза, а мать смотрит в телевизор. И все: механизм запущен. Ребенок растет с чувством одиночества, ненужности. Заболел? Полечили. Чист, обут, помыт, сыт? Слава богу. За заботами о хлебе насущном родители забывают, что дети как ни в чем ином нуждаются в их внимании. А получается опять-таки что? Ребенок учится нормально – им никто всерьез не интересуется. Ребенок начинает «носить» двойки, родителей вызывают в школу – ребенок тут же становится центром внимания. Получает эмоциональный отклик. И не важно, с каким знаком эмоция направлена на ребенка – важно, что она есть, потому что для детей нет понятия «плюс-минус». Так ребенок уже начинает сознательно совершать какие-то негативные поступки, привлекая к себе внимание. Для него главное – что его замечают…

ЛЮДМИЛА КРАСНОБАЕВА

психолог-психоаналитик, председатель пермского психоаналитического общества

Агрессия – это психологический феномен. Во многом она зависит от того, как ребенок проживает первые полгода своей жизни, когда происходит накопление эмоций. В этот период он попросту не отделяет себя от окружающего мира. И сколько бы в этот период ему не потребовалось выработать агрессивной энергии, для того чтобы выжить (ребенка бросили, его не кормят, он лежит в грязных пеленках), она остается с ним на всю жизнь.

Вообще психика человека формируется до трех лет. Но если ребенок родился, например, в сложной семье, то психика может формироваться с большой задержкой. Можно увидеть, например, мужчин 30-ти лет, которые выглядят и ведут себя как подростки. Взять те же компьютерные игры. Если в них играет «сформировавшийся» человек, то он всего лишь выплескивает агрессию: поиграл и даже вроде ему лучше спится. Но если в эти игры садится играть человек с несформировавшейся психикой, у него начинает вырабатываться нечто вроде привычки. Вообще, детям до трех-пяти лет если и можно общаться с компьютерами, телевизорами, то в самом минимальном объеме и, конечно, под контролем взрослых.

Теперь – почему самые неприятные события совершаются в группе. Потому, что, оказываясь в группе, человек «снимает» с себя ответственность, перекладывая ее на другого. Есть такое понятие – заражаемость: человек бездумно делает то же, что и другие, словно под воздействием некоей гипнотической реакции. И что самое интересное – он искренен, когда впоследствии говорит, что не знает, почему сделал то, что сделал.

Общеизвестен факт, что нашими поступками руководит всего лишь от 4 до 20 % сознания. Остальное – от бессознательного. Вот вам еще одна причина «незнания», почему поступил так, а не иначе. Но я уверена, что если вышеописанных юных убийц тщательно диагностировать, то можно докопаться, на каком этапе произошло изменение их сознания в сторону убийства.

Кстати, убийство также можно рассматривать как один из способов самоутверждения. Чем ниже самооценка человека, тем ярче должен быть поступок для его реализации -(заявления) себя. У ребенка ведь, на самом деле, мало возможностей для самоутверждения. В школе не развернуться, работать еще не начал, дома родители «запилили». А тут телевидение со своим культом силы и разрушения. Тут компьютеры со своими «призовыми жизнями»… Чем не образец для подражания?

Проблема новых русских детей тоже актуальна. Что мы тут имеем? Сходил под себя, пикнуть не успел, а на нем уже свежий памперс, не успел проголодаться – уже накормлен. Никакой борьбы за выживание, никаких отрицательных или положительных эмоций. И вот он растет: либо вовсе не способен постоять за себя, либо слишком агрессивен от переполняющей его энергии.

Я знакома со многими фантастическими версиями, почему у нас сегодня такое поколение. В том числе и с версией про детей индиго. Но у меня свой взгляд на проблему. Около века ломались наши устои. Ломались жесткие установки в воспитании, передававшиеся из поколения в поколение на протяжении веков. А нынешние подростки еще и родились в перестройку. Родители, которые должны защищать и источать спокойствие, приходили домой, демонстрируя тревожность, панику, чуть ли не конец света – каково ребенку? А потом ребенок идет в школу и слышит примерно то же, но уже от учителей. Если взрослые не знают, что делать с ребенком и как его защитить, ребенок пытается защищаться сам, доступными ему способами.

По смертности депрессия занимает сегодня третье место после заболевания сердца, а к 2040 году, и это уже высчитано, уверенно займет первое. Еще одна из основных причин формирования депрессивного характера – раннее оставление родителями дитя. Ребенку очень важен контакт. Если мать рано оставляет ребенка, то у него появляется ощущение, что он никому не нужен. И без разницы, что там с ней произошло – мамы нет, и все плохо. Это называется страхом потери объекта. А без объекта человек жить не может. Это то же самое, что отнять у него часть тела. Ее необходимо срочно чем-то заменить: наркотики, игра, хоть что. И вот вам опять игровые клубы и «зомбирование» неустойчивой психики…

ОЛЬГА ВОЛГИНА

криминальный обозреватель газеты «Известия» в Перми

Современные дети более интеллектуально развиты, нежели их предшественники. Так и должно быть, ибо они накапливают в себе опыт предыдущих поколений. Но при этом они физически и эмоционально ослаблены. Человек, в котором развит один интеллект, в любом случае не выживет. Отсюда столько разговоров о самоубийствах, свойственных детям индиго. А у любого явления есть причина. И верим мы или нет в существование ино­планетных миров, если что-то происходит на этой земле, то это «что-то» должно, помимо прочего, иметь так же и практичное, земное объяснение.

Надо отдавать себе отчет, что жизнь и ее составляющие не бывают хорошими или плохими. Равно как и люди. И люди и жизнь просто есть. Одна и та же эмоция может носить и разрушительный, и созидательный характер. И мы сами даем название тем или иным жизненным проявлениям, зачастую наделяя их фантастическими свойствами. Потому что так удобней. Не мучает чувство вины и крепче спишь.


Ольга Волгина


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
криминал
известность-2005
бизнес
известность-2006
интервью
культура
социум
спорт
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.