Репортер плюс  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Известия

На сайте размещены материалы, подготовленные пермской редакцией газеты "Известия" в период с 11 февраля 2005 года по 31 августа 2006 года.



28.03.2006
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ


Приговором Свердловского районного суда воспитатель областной школы-интерната для не слышащих детей была осуждена на три года лишения свободы с отсрочкой приговора на год. Такое наказание 66-летняя Римма Васильевна Рубцова получила, отвесив несколько подзатыльников 12-летниему Сереже Русских, воспитаннику интерната, после которых тот оказался на больничной койке. Несмотря на то что сама Римма Васильевна настаивает на том, что ее оговорили, приговор суда вступил в законную силу. А значит, речь ниже пойдет уже не о том, «ударила или нет», а как случилось, что ударила. И почему вообще педагоги все чаще оказываются на газетных страницах и экранах телевизоров в качестве деспотов и тиранов своих воспитанников….

Юлия Перевалова, государственный обвинитель, помощник прокурора Свердловского района Перми

Обвиняемая всячески пыталась доказать свою невиновность, но делала это вызывающе, оскорбительно по отношению ко всем присутствующим на судебном заседании. Говорила гадости в адрес свидетельницы, которая в ту ночь была ночной няней и вызывала скорую помощь. Пересказывала все оскорбления, якобы имевшие место быть в прошлом. Не слушала своего адвоката, комментировала все звучавшие слова. Было видно, что мальчики, особенно потерпевший, боялись Рубцову. Русских, как наиболее живой и эмоциональный ребенок, почувствовав поддержку окружающих, все пытался спросить жестами: зачем ты меня била? Ты злая. Переводчик старался его успокоить. Основной упор в защите Рубцова и ее адвокат делали на то, что детей, по сути страдающих комплексными заболеваниями, подготовили.

С виду обычная, следящая за собой женщина в годах. Мое мнение – такая ситуация могла сложиться потому, что педагог с сорокалетним стажем (четверть века только по последнему месту работы) чувствует себя по отношению к детям едва ли не богом. И считает, что ей лучше знать, какими способами надо решать с ними проблемы. Конечно, представители интерната настаивали на том, что случай этот - единичный. Что если и возникают какие-то конфликты, то только среди учеников. Насколько я поняла, и в интернате был раскол среди педсостава. Кто-то пытался защитить Рубцову, кто-то резко осуждал. Насколько мне известно, на период разбирательства детей старались туда даже не водить, поскольку на них пытались якобы оказать давление в плане изменения показаний. Вообще эти обособленные заведения имеют свой специфический внутренний уклад. Обслуживающий персонал там работает десятилетиями бок о бок…

В последнем слове Рубцова заявила, что ее оговаривают и дети, и коллеги. Однако же она очень обрадовалась, когда я попросила для нее условную меру наказания. То, что она не стала опротестовать приговор, тоже говорит само за себя.

Юрий Тибелиус, директор областной школы-интерната для глухих детей.

Наши дети не просто глухие, но еще и имеют сопутствующий дефект – умст­венную отсталость. Есть дети с родовыми травмами, инвалиды детства, иных привозят просто в состоянии «маугли». Конечно, работать здесь очень тяжело. Рубцову я уволил по соответствующей статье 336 часть 2 ТК (применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью – прим. авт.) Замечания по работе у нее были и раньше. А так, что я могу сказать? Столько лет работы в нашей школе - это не так-то просто, и о многом говорит. Однако я, конечно, не могу допустить любые формы насилия в отношении детей.

Всего у нас 128 воспитанников. Каждый день уроки посещаЮт где-то 110-112 человек. Из них где-то 40% – 

пермские ребятишки, остальные – 

иногородние. Обслуживающего персонала – 204 человека, из них 34 – 

воспитатели, работающие на полторы-две ставки. У нас двадцать классов и на каждый класс полагается по два воспитателя. Хотя по штатному расписанию их должно быть 59. Работать к нам никто не идет – молодой специалист после университета, без стажа, может рассчитывать не более, чем на 1800 рублей зарплаты Средний учитель, имеющий стаж около 

30 лет и 20-22 часа выработки, получает на руки 3000-3200 рублей. С первого марта зарплату подняли на 10%, с 

1 мая еще обещали поднять на 10 %. Но разве это прибавка? Сами выкручиваемся. Закрываю где две, где полторы ставки. На премии только с сентября месяца потрачено порядка 600 тысяч. Я как руководитель заинтересован в том, чтобы у меня были хорошие кадры, потому я даю возможность заработать.

Ольга Волгина, криминальный обозреватель пермской редакции газеты «Известия».

Интернат. Общее ощущение – мрачное. Зеленые стены, запах лука, доносящийся из кухни. В коридорах нет привычного для школы гвалта. Изредка гортанные выкрики и топот: когда дети хотят окликнуть друг друга, они стучат по деревянному полу, вызывая вибрацию.

Никого из виновников скандала не оказывается на месте. Главный потерпевший, Сережа Русских, заболел, ночная няня, дежурившая в ту ночь, уволилась после суда, воспитателя просто не оказалось в стенах школы. Если учесть, что с директором интерната мы о встрече договаривались заранее, то на определенные мысли совокупность этих обстоятельств навела. Зато нас провели практически по всей школе, показывая классы, столярные, плотницкие и швейные мастерские, а также детские спальни. Нас даже завели в столовую и дали попробовать еды, что называется, из «общего котла». Не забыв по ходу сообщить, что деньги за питание вычитают из скудной преподавательской зарплаты.

Встречаясь с преподавателями, я задавала два стандартных вопроса: что вас привело на эту работу, и стаж. Ни одна из педагогов не сказала, что с детства мечтала посвятить свою жизнь ущербным детям. Иные пришли, потому что муж уже работал здесь, кого-то мать уст­роила, кого-то – сестра и т.д. Причем у всех, за исключением одной юной воспитательницы, стаж работы оказался не менее 18 лет!

Задавала я вопросы и о существовании в интернате каких-либо специальных реабилитационных техник для преподавателей, которые они могли бы применять для облегчения того стрессового состояния, в котором постоянно находятся. Ведь большая часть детей параллельно с глухотой имеет «букет» различных, в том числе и психических заболеваний. Часто эти заболевания выливаются в нервные срывы, есть даже случаи нападения на тех же преподавателей. Выделяются ли путевки в санатории? Как вообще заботится система образования и государство о людях, которые занимаются с такими ребятами? Выяснилось – никак. Люди, причем не имея никакого специального психологического образования, годами работают в одном и том де режиме с психически неуравновешенными детьми. С детьми, у которых случаются и срывы, вплоть до пускания в ход кулаков в отношении тех же учителей…. А что думают по этому поводу специалисты-психологи?

Ольга Ткаченко, старший психолог УВД г. Перми, майор милиции.

- Профессиональная деформация представляет собой результат искажений профессиональных и личностных качеств работника под влиянием отрицательных факторов. В лучшие времена мы, психологи, советовали менять место работы хотя бы раз в пять лет. Теперь, учитывая общую обстановку на рынке труда, просто боимся это делать (смеется). И что имеем? Тех же милиционеров и учителей легко узнаем где угодно по поведению. Учитель уходит на работу, например, в городской транспорт, и сразу вокруг него образуется соответствующий ореол. Получается властитель, всем указывающий, всех поучающий и наставляющий, знающий, кому как лучше жить, и что делать.

Что касается этой конкретной ситуации, то все гораздо серьезней. С одной стороны - низкая заработная плата, соответственно - проблемы в быту, общая неустроенность; с другой - больные дети, требующие постоянного внимания, дефекты в развитии, которые зачастую отображаются и на лице. А результаты экспериментов, где раздаются фотографии людей с разным типом внешности, доказали, что приятная наружность имеет решающее значение при определении симпатий. Опрашиваемые сразу наделяли красивых людей лучшими личностными качествами, которыми они, может быть, и не располагали. Люди же некрасивые тут же получали импульс неприятия, - о человеке с неприятной внешностью говорили, что он способен на подлость, на хитрость и т.д. И вот эти малосимпатичные лица преподаватели и воспитатели коррекционных школ и интернатов наблюдают с утра до вечера. Потом идут домой - там тоже проблемы…Личность требует реализации, она бунтует. И вот эти женщины, которые десятками лет работают на одном месте, зная, что в затылок им никто не дышит, начинают верить в свою непогрешимость. И мы же понимаем, что это далеко не единичный случай….

Мрачные стены, малосимпатичные дети (убогость – она никогда не красила человека), звуки, которые по меньшей мере напрягают не привычное к ним ухо, низкая заработная плата, неустроенный быт. Хронически накапливающая усталость и раздражение. И вот вам срыв – и кулаки пошли в ход… Конечно, помимо социализации для воспитанников таких учреждений должна быть какая-то реабилитационная программа и для преподавателей. Вот как эту программу создать, кто ее продвинет, кто даст под это деньги…. Это уже не ко мне.

P.S.

Так или иначе, но в связи с этой историей на память приходит трагедия 5-6 летней давности, случившаяся в Закамске. Тогда тихо сошедшая с ума на почве неустроенности быта и несовершенства мира заслуженный учитель музыки, на открытые уроки к которой съезжались коллеги со всей России, удушила трех своих детей. Чудовищно, ужасно, но объяснимо. Слишком тонка, хрупка грань между идеалами, которые несет учитель в неокрепшие умы, и суровой, несправедливой, отчасти беспощадной реальностью, которая его окружает. Человеческая психика на этой грани не в состоянии долго выдерживать. И начинает работать эффект профессиональной деформации...

Ольга Волгина.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
криминал
известность-2005
бизнес
известность-2006
интервью
культура
социум
спорт
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.