«На момент объединения я была педагогом со стажем, имела высшую категорию, но могу сказать, что в лицее № 1 я как педагог выросла. Никто из наших преподавателей об этом объединении не пожалел», – рассказывает Ирина Владимировна Ветошкина, преподаватель истории лицея № 1, об объединении «железнодорожной» школы № 3 с лицеем № 1, которое они прошли 9 лет назад. Преобразования, подобные тем, которые идут сегодня в пермских школах и детских садах, – объединения двух учреждений в одно юридическое лицо, случались и раньше. Конечно, случаи эти были единичными, но можно сказать, что такой опыт есть и результаты его убедительно положительные.
ДЕВЯТЬ ЛЕТ НАЗАД
Объединение «железнодорожной» школы № 3 и лицея № 1 проходило в 2000 году. Тогда руководство Свердловской железной дороги отказалось от ведомственной школы и передало ее городским властям. Тогда и было принято решение передать эту школу лицею № 1.
«Когда нам сказали, что будет объединение, конечно, мы очень беспокоились, как оно будет проходить и что в результате получится», – рассказывает Ирина Владимировна, работавшая на тот момент в школе № 3 завучем. Тем не менее все преподаватели школы № 3 перешли в лицей и работают здесь до сих пор. Все произошло, по словам Ирины Владимировны, спокойно: «Никаких ущемлений прав преподавателей или детей не было. Более того, мы приобрели престиж (все-таки мы стали представлять лицей) и опыт. Дети получили более широкий доступ к знаниям: у них появилась возможность заниматься дополнительно физикой, математикой и другими предметами. Мы получили доступ ко всему новому, лучшему, к более крепкой материально-технической базе и в методическом плане повысили свой уровень. Нынче мы выпустили ребят, которые поступили к нам в этот переходный момент и прошли обучение с 1-го по 9-й класс. Все дети, которые закончили 9 классов, и выразили желание учиться в лицее дальше, смогли это сделать уже по профильным направлениям. Родители наших ребят не жалеют об этом слиянии, наоборот, они крайне довольны».
ШКОЛЫ ВЫИГРЫВАЮТ
Идея «развития сети» – одного из направлений модернизации образования, которое идет по всей России уже два года, – очень проста, и берет она свое начало в 90-х годах.
Тогда с началом такого явления, как «демографическая яма», стало понятно, что некоторые образовательные учреждения не заполнены и экономически неэффективны. Если говорить коротко, тогда и в Пермском крае были малокомплектные школы, где в классе учились по 2—3 ребенка и где создать условия для получения качественного образования было нереально. В таких школах учителя, чтобы набрать себе количество часов, вели несколько предметов. Подобные образовательные учреждения не могли рассчитывать на то, чтобы купить какое-то дорогостоящее оборудование, химическую лабораторию, физическую лабораторию, да и смысла особого покупать его для троих старшеклассников не было. Тогда же и родилось решение – упорядочить сеть: школы должны быть полностью укомплектованы.
Сейчас этот процесс продолжается в городах, где такие проблемы не казались тогда столь очевидными. Однако и в Перми есть малокомплектные школы, где учатся по 10—15, 20 человек в классе, при нормативе 25, и имеют один класс в параллели. В рамках малокомплектной школы дети, как правило, могут получить только базовое традиционное образование: создать комплексную материальную базу такие школы просто не могут. Но сегодня требования к качеству образования выросли. Как правило, дети и родители уже в среднем звене определяются, к чему у ребенка способности и какие дополнительные занятия ему нужны. И большие школы в этом плане выигрывают: в них, как правило, сильный педагогический коллектив, там много детей, из которых собрать группу увлеченных каким-то предметом гораздо легче.
ПРИНЦИПЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ
На объединение двух школ в одно юридическое лицо влияют несколько факторов. Во-первых, это неукомплектованность или переуплотненность школы.
Другой фактор – качество образования, и здесь большую роль играет то, как ученики школы справляются с ЕГЭ и ЕМТ. Еще один показатель – экономический: это средняя зарплата учителя в школе (в маленьких школах она, как правило, ниже). Рассматриваются кадровые, материально-технические и финансово-экономические показатели. При объединении сохраняется педагогический состав, дети остаются там, где они учились, но меняется административная команда, которая становится единой, при этом административный аппарат в целом сокращается. В результате объединения учителя должны начать зарабатывать больше – это одна из задач реорганизации. 70% от фонда оплаты труда должно уходить на учителей, 30% – на административно-управленческий персонал: такое соотношение должно установиться в итоге реформы. Сейчас в малокомплектных школах оно составляет 50/50, есть школы, где учителя вообще получают меньше, чем административно-управленческий персонал.
Факт
Школы № 4 и № 72, объединившись в одно юридическое лицо и создав единую административную команду, причем в нее включились представители обеих школ, просчитали, что экономия на административно-управленческом аппарате составит 800 тысяч рублей в год. Эти деньги пойдут на доплату учителям.
Факт В процессе реорганизации участвует управление персоналом департамента образования администрации города Перми, которое занимается теми людьми, которые подпадают под сокращение. Им предлагаются вакансии в других школах или возможность стать преподавателем своей же школы.
А ДЕТЯМ ЧТО?
Но главный результат, к которому планируется прийти, – это повышение качества образования. За счет чего улучшится качество? Если идет та же программа, остаются те же учителя, те же классы? Конечно, речь идет не о месяце или двух, и прямого смешения между детьми и школами не произойдет, ассимиляция начнется плавно и постепенно.
Главное, что появится у детей присоединяемых школ, – это выбор. Они смогут посещать спецкурсы, факультативы, дополнительные занятия, которые уже идут в более сильной школе. Как в случае объединения школы № 21 и лицея № 1 или школы № 89 и лицея № 5 – возможен переход ребенка из традиционного класса в лицейский класс. Педагоги школы и, в данном случае, лицея сольются в единый коллектив и неизбежно будут учиться друг у друга.
«Реформу можно будет считать успешной, если получится сделать так, чтобы ребенок, неважно, где он учится, – в центральной школе, в школе с повышенным статусом: лицее, гимназии, в школе с углубленным изучением предметов или в общеобразовательной школе на окраине города, – чтобы он получал качественное образование и у него было из чего выбирать», – подчеркивают в городском департаменте образования.
КОММЕНТАРИЙ:
Леонид Израилевич Лурье,
директор лицея № 1:
– В 2000 году школа № 3 была передана городу, и ее контингент учащихся и учителей был присоединен к лицею. Никто не был уволен, и платные услуги не насаждались. Все учителя школы № 3 включались в программы повышения квалификации и переподготовки кадров, между ними и учителями лицея не делалось никакой разницы.
Дети, которые там обучались, получили возможность использовать образовательное пространство лицея, получили новые возможности, получили доступ к новым технологиям. Дети, которые поступили в первый класс общеобразовательной школы и закончили наш лицей, получили документ об окончании лицея. Сейчас выпускники бывшей школы № 3 успешно учатся в вузах.
Факт В результате объединения школы № 90 и школы № 25 освобождается детский садик, который до этого занимала школа № 90, он начнет функционировать как дошкольное образовательное учреждение. А для микрорайона Мильчакова это очень актуально – сейчас здесь детских садов не хватает.
ЦИФРЫ
Затраты на отрасль образования в Перми составляют треть городского бюджета.
Средняя зарплата учителя – порядка 10 тысяч рублей в месяц.
На момент подготовки статьи 23 школы Перми получили предложения об объединении. В целом по Перми реорганизация должна завершиться за год.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.