«За нарушения правил дорожного движения должен отвечать автовладелец», заявил «прописную истину» глава Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев. Накануне он также сообщил, что соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях уже рассматриваются. Пока остается открытым вопрос, успеют ли они пройти чтения в осенней сессии.
Презумпция ответственности автовладельца – новинка для российского законодательства. Если она будет принята, автовладельцу, машина которого попалась на нарушении ПДД, придется доказывать, что не он был за рулем, а тот, кому он доверил машину. Данные поправки появились не на пустом месте. Уже давно рассматривается вопрос об установке на дорогах автоматических камер видеонаблюдения, которые будут фиксировать нарушения, превышение скорости и прочее. Одна беда: радары могут показать автомобиль, идентифицировать его номер, но установить, кто сидит за рулем, – уже за гранью их возможностей. Так как принцип презумпции невиновности распространяется (пока) и на водителей, то наказывать нарушителей может только инспектор, который знает, кто сидит за рулем.
По словам Васильева, сидящие в засаде сотрудники ДПС сами создают аварийные ситуации, неожиданно выскакивая перед автомобилем, который превысил скорость. Поэтому оптимальным средством контроля за соблюдением правил дорожного движения могут быть автоматические видеокамеры, радары и прочая техника.
В качестве главного способа борьбы с недисциплинированностью водителей дума рассматривает в основном карательные меры: высокие штрафы, лишение прав и балльную систему.
– Мы смеемся над немцами, – говорит Васильев, – которые, увидев указание прыгнуть с моста, это проделают. Но мы, ссылаясь на наш менталитет, не соблюдаем того, чего сами требуем. Зачем нам нужны светофоры, если большинство переходят дорогу там, где захочется, и тогда, когда им заблагорассудится. Конечно, надо строить развязки, и на следующий год из бюджета будут выделены довольно большие средства на дороги. Но что делать с дисциплиной водителей, с сознательным нарушением правил дорожного движения? Я видел, как люди похваляются тем, сколько раз их задерживали: одного – сто, другого – сто пятьдесят. Именно поэтому рассматривается вопрос о введении балльной системы. За систематическое нарушение правил надо наказывать.
Насколько это согласуется с правом, требующим только одного наказания за правонарушение? На этот вопрос Васильев не ответил. Но сообщил, что депутаты следят за тем, чтобы эта система не только наказывала, но и в чем-то поощряла. Например, если водитель в течение года не совершил никаких аварий, то он должен получать бонус и по страховке, и, возможно, какие-то плюсы в той же балльной системе...
Кстати, по мнению главы Комитета по безопасности, принятое недавно решение о сокращении количества спецсигналов и особых регистрационных номеров тоже должно сократить количество ДТП. Речь идет не только об участии в ДТП подобных транспортных средств, но и о косвенном эффекте. За прошлый год с подобными транспортными средствами совершено всего 215 аварий. Но сколько осталось за скобками?
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.