Новости города  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости города. Пермь
07.05.2010
ОСОБЫЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ

Одна из самых обсуждаемых тем сегодня – это реформа дополнительного образования. Выделяется новый класс школ – элитных, предоставляющих образование повышенного уровня по определенной специальности. Вместе с тем попасть в элитную сферу образования, в частности, сферу культуры и искусства, должен иметь возможность каждый талантливый и одаренный ребенок. То, как это сделать, на этой неделе обсуждали педагоги школ искусств, музыкальных школ, представители общественности.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС
Учебные заведения повышенного уровня образования имеют определенные отличия: образовательный процесс здесь имеет сложную структуру, основан на комплексе предметов разного уровня. Как правило, это долгосрочные программы – 4-5-7-годичные. В области музыкального, изобразительного и хореографического образования в России сложилась трехступенчатая система, подготовка в рамках которой занимает 15-18 лет.
«Традиции образования в России в сфере искусства и культуры сложились давно, – рассказывает Любовь Федорова, председатель комитета по культуре администрации Перми. – И ни у кого не вызывает сомнения ни их ценность, ни обязательность для воспитания людей, приобщенных к художественным, высоко духовным, нравственным ценностям».
Вместе с тем последние 20 лет система дополнительного образования выпадала из поля зрения государства. Только недавно, когда появилось Послание Президента, была принята в августе 2009 года концепция художественного образования, в декабре – программа к этой концепции, стало возможно говорить о некоей дифференциации базового и повышенного уровня художественного образования в России.
«Кроме того, появились те составляющие, которые нам кажутся сегодня обязательными: это необходимость создания системы поиска и поддержки талантливых детей, – комментирует Любовь Федорова, – а также их сопровождение во время всего периода становления личности».
В Перми система художественного образования так же, как и везде, представлена двумя основными направлениями. Это базовый уровень, другими словами, массовый уровень, и повышенный уровень, который сегодня в области художественного образования в сфере культуры и искусства представлен 16 учреждениями дополнительного образования.
Их выделяет механизм образовательного процесса. Прежде всего это долгосрочные программы, качественное индивидуальное обучение и обязательность для продолжения получения художественного образования в России.
Вместе с тем сегодня образовательные учреждения сферы культуры и искусства – это всего 18,8% от общего числа учреждений дополнительного образования в Перми, а охват детей школами составляет 6%. Это меньше, чем в целом по России, и меньше, чем в городах-конкурентах. Например, в Свердловске и Челябинске этот показатель составляет около 8%.
ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН
Понятно, что система нуждается в развитии и совершенствовании. Необходима разветвленная система поиска и адресной поддержки одаренных, талантливых детей, поддержка и развитие кадрового потенциала учреждений.
Путей реализации, как отметила руководитель комитета по культуре и искусству, здесь несколько. Во-первых, разработаны и внедрены паспорта муниципальных услуг и методики расчета размера стоимости муниципальной услуги.
Во-вторых, меняется порядок организации и предоставления услуг. И первое, с чем столкнутся поступающие этого года, – изменение системы вступительных испытаний. Единая комиссия, которой предложено заменить отдельные приемы в каждой отдельно взятой школе, позволит всем учащимся, всем детям города принять участие в приемных испытаниях, независимо от района проживания, от того, есть ли в этом районе музыкальная школа, или от того, какой конкурс складывается в той или иной школе.
«В организации этой работы три составляющих, – рассказывает Любовь Федорова. – Это организационная работа, которую мы возлагаем на библиотеки, как на главные, самые массовые информационно-досуговые и общественные центры нашего города. К тому же они есть практически в каждом микрорайоне и обслуживают огромное количество людей. Второе – это единая приемная экзаменационная комиссия. И третье – это приемная комиссия в самих школах. Во всех этих трех этапах присутствие школ обязательно. Оно обязательно как на приемных пунктах, где даются консультации пришедшим по подготовке к экзамену, так и в конкурсной комиссии, которая целиком состоит только из преподавателей музыкальных школ, а также есть приемная комиссия в самой школе, которая из числа прошедших конкурсные испытания будет проводить зачисление».
Как результат работы по этим направлениям должна сложиться система, когда в особо значимых сферах культуры и искусства будут сформированы особо значимые группы детей, которые получат адресную поддержку. А за их образование государство будет платить столько, сколько оно стоит. Это то, чего никогда не было.

ЦИТАТА:
Дмитрий Медведев, президент РФ:
«Новые идеи, новые технологии, новое содержание – именно то, что требуется в ближайшие несколько лет».

ЦИФРЫ:
Число учащихся в школах повышенного уровня в сфере культуры и искусства – 5 583 человека, что составляет 6% от всех детей города в возрасте 7-18 лет. 10% выпускников продолжают обучение в профильных образовательных учреждениях.

ЦИТАТА:
Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков:
«Стопроцентное освобождение от родительской платы в детских музыкальных школах – это вопрос социальной справедливости, и эту инициативу комитета по культуре можно только поддержать. У нас не так много одаренных детей, и для бюджета это не такие великие деньги. И родители и дети будут благодарны городу, если это произойдет».

ОТМЕНА РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЛАТЫ
«Комитет по культуре администрации Перми выходит с предложением отменить родительскую плату для обучающихся в школах повышенного уровня», – рассказывает Любовь Федорова. Сегодня родительская плата составляет, по сути, небольшую часть от общей стоимости услуги – порядка 15 млн рублей, которая вполне по силам городскому бюджету. Образование для одаренных детей станет доступнее.

Любовь Федорова:
«Мы вступаем в новую фазу развития – как учебные учреждения повышенного уровня. И начинается она с некоторых изменений приема детей. Этот вопрос прошел рассмотрение Совета при главе города и получил поддержку. Сейчас наша задача – максимально проинформировать детей и родителей о новшествах. Ведь чем больше детей мы отсмотрим, чем больше талантов мы наберем в школы, тем лучше будут развиваться наши школы в будущем, тем лучше мы будем готовить ребят, тем больших результатов в своей работе мы достигнем».

ГОРЯЧИЕ ВОПРОСЫ
– При приеме ребенка в музыкальную школу или школу искусств необходимо медицинское заключение?
– В музыкальную школу поступают точно так же, как и в первый класс. Приносят такой же пакет документов, включая медицинскую справку.
– Принимают ли документы музыкальные школы?
– Да, принимают. Как и прежде, можно прийти в музыкальную школу и подать документы своего ребенка.
– Есть ли какие-то центры, где я могу получить информацию сразу о нескольких школах, поговорить с педагогами? Существуют ли дополнительные места по приему документов (я их собрала, но в школу далеко ехать)?
– В этом случае вы можете обратиться в библиотеку, которая есть недалеко от вашего дома. Здесь же вы можете познакомиться с информационными проспектами музыкальных школ и школ искусств, существующих в Перми. Прием ведут педагоги учреждений дополнительного образования повышенного уровня. Таких библиотек, которые принимают заявления, 25, и они расположены даже в тех районах и микрорайонах, где нет музыкальных школ. Такая система облегчит жизнь родителям Садового, Юбилейного, Нагорного, Бахаревки, Крохалевки. Сегодня родителям не надо далеко ездить и тратить много времени для того, чтобы подать заявление.

Библиотека им. Пушкина (ул. Петропавловская, 25),
Библиотека им. Толстого (25 Октября, 64),
№1 (1905 года),
№3 (Магистральная, 98),
№4 (Лебедева, 38),
№5 (Веденеева, 90), №5 (П. Осипенко, 52),
№6 (Мира, 78),
№7 (Автозаводская, 48),
№11 детская, №2 (ш. Космонавтов, 110),
№8 (Гайвинская, 6),
№12 (Курчатова, 9),
№13 (Декабристов, 12а),
№14 (Калинина, 74),
№15 (пр. Парковый, 16),
№16 (Сестринская, 24),
№18 (Ветлужская, 97),
№ 20 (Серпуховская, 8),
№25 (ДК Солдатова),
№27 (Геологов, 5),
№35 (Большевистская, 220),
Библиотека в п. Новые Ляды (Крылова, 63).
Обратите внимание, родители должны получить расписку о принятых документах.

– Почему прослушивание ребенка вынесено за пределы музыкальной школы?
– Сегодня средний конкурс в музыкальные школы – 2 человека на место. На самом деле четыре школы не делают конкурс вообще и добирают детей осенью, фактически принимая любого. А в каких-то школах на некоторых специальностях конкурс доходит до 7 человек на место. Одного ребенка приняли, шестерых – отсеяли. И среди этих малышей, вполне возможно, были достойные получать музыкальное образование при господдержке. А где-то ребенка взяли в музыкальную школу просто для того, чтобы занять бюджетное место. Единая комиссия позволит представить общую картину, более того, даст возможность родителям узнать о других школах, а самим учреждениям, где существуют проблемы с набором, принять на обучение действительно талантливых детей. Самое главное – такая система повышает шансы одаренного ребенка попасть на бюджетное место.
– Если мой ребенок не прошел по конкурсу в одну из музыкальных школ, но показал хороший результат, можем ли мы все-таки рассчитывать на бесплатное обучение?
– Вполне возможно, вы сможете заниматься в другой музыкальной школе города. Действительно, если вы пришли поступать в какую-то определенную школу, показали хороший результат, но не прошли по конкурсу, потому что в школе всего, например, 25 бюджетных мест и конкуренция слишком высока, то в комиссии вам подскажут, какие школы есть еще и где ваш ребенок может заниматься. Таким образом, вы сможете выбирать место и форму обучения.
– Должен ли ребенок, отзанимавшийся год или два в подготовительном классе музыкальной школы, проходить испытания в единой комиссии? Может ли он сдать экзамены в своей школе?
– Ребенок, закончив подготовительный класс, сдает выпускной-вступительный экзамен в собственной школе. В этом случае ему выступать перед конкурсной комиссией не надо. С его документами работает музыкальная школа, которая предоставляет в комиссию результаты экзаменов.
– Требуются ли дополнительные расходы из бюджета города Перми на организацию новой схемы приема детей?
– Никаких дополнительных расходов нет. В июне, когда у преподавателей нет занятий с учениками, то время, которое уходило на приемные экзамены, предполагается тратить на выполнение этих же задач.
– Кто находится в комиссии, осуществляющей оценку вступительных испытаний?
– Вступительные экзамены проводят педагоги учреждений дополнительного образования. Это не будут чужие люди для ребенка, если он получил несколько консультаций перед испытанием.
– Если ребенок выбыл из школы в течение года, может ли на его бюджетное место попасть другой?
– Сегодня около тысячи детей учатся на коммерческой основе, и школа может перевести на освободившееся место ученика из внебюджетной группы. Это общепринятая схема, действующая и сейчас.

ЦИФРЫ:
2,03 человека на одно место – таков конкурс среди желающих получать образовательную услугу повышенного уровня.

ФАКТ:
В систему начального образования в сфере культуры и искусства Перми входят 8 детских музыкальных школ, 6 детских школ искусств, одна детская хоровая школа «Хоровая капелла мальчиков»; одна детская художественная школа.
Сеть образовательных учреждений в районах города:
Дзержинский район – ДШИ 13, 15
Кировский район – ДМШ 4, 8
Мотовилихинский район – ДМШ 2
Свердловский район – ДМШ 1, 3
Индустриальный район – ДМШ 6, 10, художественная школа
Ленинский район – Хоровая капелла мальчиков
Орджоникидзевский район – ДШИ 7, 9, 11, ДМШ 5
П. Новые Ляды – ДШИ 14.
Большинство учреждений имеют многолетнюю историю, давние традиции. Старейшему из них – ДМШ №1 – в 2010 году исполнилось 90 лет, ДМШ №2 – 89. От 60 до 50 лет работают ДМШ 3, 4, 5, 6.
Все учреждения аккредитованы и лицензированы. В них реализуется 21 программа по 8 направлениям.
Существуют 7 эксперимен­тальных площадок:
ДМШ 2 «Эстрадное отделение»
ДМШ 6 «Детский музыкальный театр «Орфей»
ДМШ 9 «Мир звуков»
ДМШ 4 «Выборный баян»
ДМШ 9 «Musik Pazzle»
ДМШ 10 «Оперный класс»
ДШИ 13 «Музыкально-компьютерные технологии»

ЦЕНТРЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Свердловский и Ленинский районы: ДК Солдатова;
Дзержинский район: Клуб «Радуга», Краевой Дом народного творчества;
Индустриальный район: Краевой дом народного творчества;
Кировский район: Лицей №8;
Мотовилихинский район: ЦД Мотовилихинского района;
Орджоникидзевский район: ДК «Искра»;
Новые Ляды: ДК «Юбилейный».

ЦИФРЫ:
На 230 (до 5 913) человек увеличен в 2010 году прием в учреждения начального образования в сфере культуры и искусства.

МНЕНИЯ:

 Директор ДМШ №6, заслуженный работник культуры Российской Федерации Ольга Коблова:
«В изменениях, которые предлагаются учреждениям дополнительного образования повышенного уровня, воспитывающим будущую элиту сферы культуры и искусства, затрагивается форма, а не содержание вступительных испытаний для малышей. И предложенные идеи считаю перспективными.
Во-первых, комиссии будут состоять из наших же преподавателей. Во-вторых, дети поступают на таких же условиях, как бы их принимали в музыкальной школе, при этом есть вероятность, что детей придет больше. В-третьих, хороших детей, которые не прошли в эту школу, можно перенаправить в другую. То есть возможностей у родителей устроить ребенка в музыкальную школу становится больше. И охват детей, и выбор более одаренных из них становится шире. Из нового, по большому счету, – только география, семьи придут не в школу, а в центр, скажем, в Дом народного творчества или ДК Солдатова, где будут проводиться вступительные испытания.
Суть вопроса заключается в том, что мы должны заботиться не только о школе, но и о детях, которые есть в городе. Все дети должны иметь право воспользоваться прослушиванием и подсказкой, что есть другая школа, где можно обучаться.
Кроме того, новая форма набора может повысить авторитет музыкальной школы. Поступать в нее станет престижно».

Директор МЦ ДМШ №1, заслуженный работник культуры Российской Федераци Лев Касаткин:
«Единственная сложность – нас поджимает время, надо очень быстро все делать, мобильно работать в школах, чтобы успеть все организовать и провести набор. Из плюсов новой системы – мы сможем шире просматривать учеников, набирать лучших, набирать новые подготовительные классы, потому что в эти центры сдачи экзаменов придут ученики, которые смогут попасть в любую школу города».

Председатель Пермского отделения Союза композиторов РФ, преподаватель Игорь Машуков:
«Сегодня идет реформа и выделен особый класс школ – повышенного уровня, в том числе класс музыкальных школ. Давайте честно себе скажем, все ли дети там повышенного уровня и что мы должны сделать, чтобы изменить ситуацию? Первое – раскинуть сети пошире. Этим и занимается комитет по культуре. В той или другой форме каждый может узнать: вот есть школа, вот у меня ребенок, а вдруг он одаренный? И сводить его на прослушивание».

ДМШ №1, преподаватель Татьяна Швецова:
«Педагогам очень трудно работать, если их раздирают две стороны. Идут дети совершенно бездарные: без слуха, без ритма и так далее… И идут дети способные. И вот когда эти дети смешаны, тогда сильных тянет вниз, а слабых вряд ли поддерживает. Если ребенок талантливый, вокруг него надо создавать среду из таких же детей. К новому экзамену отношусь нормально – посидим, посмотрим, послушаем. Надо попробовать».

Академия искусств для детей и взрослых при ПГИИК, художественный руководитель, проректор по творческо-исполнительской деятельности,
зав. кафедрой специального фортепиано профессор Людмила Дробышева-Разумовская:
«Полностью поддерживаю инициативу комитета по культуре. Отбор должен быть. Права ребенка должны быть защищены: возможность получить этот повышенный уровень образования должен быть у всех детей в нашем городе, особенно с учетом того, что в некоторых микрорайонах нет музыкальных школ. Сидеть и ждать, что дети на прослушивание придут в школу, бесполезно, их нужно искать, за них нужно бороться. Надо просто думать о том, кто придет на смену».


Материалы подготовила Светлана Томилова.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Новости города. Пермь
Досье 02
РУБРИКИ
Акцент
Инструкция
Книга жалоб
Криминал
Культура
Мнение города
Новости России и мира
Особое мнение
Пермь нон-стоп
Спецпроект
Спорт
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.