Досье 02  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Досье 02
03.05.2011
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Пермском крае. Часть IV


23 декабря в Общественной палате Пермского края состоялся «круглый стол» по теме «Поддержка НКО в Пермском крае. Проблемы и перспективы».
Участники конференций и дискуссий отмечали пассивность населения, неразвитость институтов гражданского общества на местном уровне, иждивенческие настроения ряда общественных организаций, с одной стороны, и неготовность (неумение), а порой и нежелание органов государственной власти и местного самоуправления работать с населением и гражданскими институтами, развивать общественное самоуправление – с другой.
Для преодоления этих проблем, по мнению участников встреч, необходимо:
включить в состав показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и государственных органов показатели качества и эффективности взаимодействия с гражданами и НКО;
создать механизмы включения граждан в управление на государственном и местном уровнях;
разработать меры и механизмы поддержки социально ориентированных общественных организаций;
создать реестр лучших муниципальных практик НКО по вовлечению граждан в общественное самоуправление, развитию гражданской активности;
создать систему общественного контроля и гражданских экспертиз деятельности органов власти и бюджетных учреждений и др.
Положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 05.04.2010 №40-ФЗ предусматривает разработку и реализацию федеральных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Программы финансирования социально ориентированных НКО должны поддерживать не только проекты, а более всего – конкретные услуги. Для этого необходимо запустить механизм стандартизации этих услуг силами самого некоммерческого сообщества.
Органам власти предлагается предусмотреть при разработке программ поддержки НКО не только выделение субсидий, но и использование других механизмов финансирования НКО, например государственного или муниципального заказа, госзадания, а также разнообразных форм поддержки (информационной, методической, образовательной и т. д.).
Развитие местного самоуправления
Ратифицировав Европейскую хартию местного самоуправления (вступила в силу для России 1 сентября 1998 года), Российская Федерация взяла на себя обязательства по выполнению ее положений.
В преамбуле сформулированы цели и основополагающие идеи, в соответствии с которыми разработана Хартия. Основная идея состоит в том, что органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя, что право граждан участвовать в управлении государственными делами как один из важнейших демократических принципов непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне.
Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного самоуправления.
Это определение полностью соответствует тексту ст. 3 Хартии. Хартия, раскрывая понятие местного самоуправления, предусматривает свободное, тайное, равное, прямое и всеобщее голосование, свободу действия местного самоуправления по любому вопросу своей компетенции, полноту и исключительность полномочий местного самоуправления, самостоятельность определения своей внутренней административной структуры.
Ст. 7 устанавливает, что «статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их полномочий». «Принципы местного самоуправления, содержащиеся в настоящей Хартии, распространяются на все существующие на территории Стороны категории органов местного самоуправления» (ст. 13).
Вопрос о том, каким образом необходимо избирать глав муниципальных образований – путем прямого всеобщего тайного голосования или путем назначения из состава депутатов представительных органов местного самоуправления, сформированных на муниципальных выборах, – поднимался еще в 2004 году на 11-й сессии Конгресса местных и региональных властей Европы, который проходил в Страсбурге.
В резолюции Конгресс местных и региональных властей Европы призывал национальные делегации, а также национальные ассоциации местных органов власти государств-членов принимать во внимание выводы Конгресса в отношении системы прямых выборов местной исполнительной власти при выдвижении предложений о реформировании местного самоуправления в своих странах.
В октябре 2010 года в Страсбурге на 19-й сессии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы был заслушан доклад «Местная и региональная демократия в Российской Федерации».
По мнению докладчиков, Конституция Российской Федерации, согласно ее 3-й и 12-й статьям, предусматривает развитую местную демократию. На данной сессии Конгресс принял рекомендации по отношению к Российской Федерации по развитию местного самоуправления в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления, в том числе рекомендовал гарантировать более справедливое распределение финансовых средств в сторону сельских поселений, обеспеченность финансовыми ресурсами полномочий местных органов власти, возможность свободно осуществлять свои полномочия мэрам, не опасаясь вмешательства или политического давления, участие граждан в местном самоуправлении и т. д.
В 2010 году был принят Закон Пермского края от 10.02.2010 №577-ПК «О полномочиях органов государственной власти Пермского края по взаимодействию с Советом муниципальных образований Пермского края», позволивший вывести на новый уровень систему взаимодействия муниципальных образований с региональными органами власти. Как было обозначено в резолюции V Съезда муниципальных образований, были активизированы межмуниципальные контакты, продолжилась оптимизация управленческих структур на местном уровне, значительно повысились возможности по обучению муниципальных служащих, активно использовались механизмы федеральных и региональных проектов для решения вопросов местного значения. Кроме этого, делегаты съезда отметили улучшение качества работы с общественными организациями, СМИ и научным сообществом.
Наряду с этим полномочия поселений, самого близкого к населению уровня местной власти, реально не обеспечены финансированием, что не позволяет решать такие застарелые проблемы населения, как жилищные, медицинские и т.д. В целом ряде районов и городов отношения между двумя уровнями местной власти, а также между исполнительной и представительной властью – конфликтные и даже тупиковые, что порой требует внешнего вмешательства. Однако легитимных посреднических процедур в решении этих проблем пока не создано.
Лишь отдельные муниципалитеты и поселения ведут последовательную работу по развитию общественного самоуправления, по реальному включению населения в управление на местном уровне.
Вызывают озабоченность отдельные примеры отмены прямых выборов глав муниципальных образований, в том числе в Перми, что, по сути, может рассматриваться как ограничение политических прав граждан.
Как отметил Эмиль Маркват, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления, «отказываясь от прямых выборов глав муниципалитетов, мы опять идем «своим путем», в то время как в Европе восстанавливается институт прямых выборов, от которого раньше отказывались практически повсеместно. Европейцы убедились, что более эффективной власти на местах, чем сильное самоуправление, не придумано... Население и власть еще больше отдалятся. Остается надеяться, что такая траектория продолжаться бесконечно не может» (Ъ-Online: http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1564980).
Проект «Расширение сферы открытости и гражданской активности на местном уровне»
В 2010 году Уполномоченным по правам человека в Пермском крае совместно со Всемирным банком реконструкции и развития (The International Bank for Reconstruction and Development (IBRD), Washington, DC USA) началась практическая реализация международного проекта «Расширение сферы открытости и гражданской активности на местном уровне».
В рамках проекта в Суксунском, Кизеловском, Оханском и Косинском муниципальных р-нах на базе центров правовой информации, центральных районных библиотек создается сеть Центров правовой и гражданской активности. Направления деятельности Центров включают развитие технологии участия населения в осуществлении местного самоуправления (участие в подготовке и принятии решений, контроль за деятельностью местной власти, мониторинг качества государственных и муниципальных услуг); системы правового просвещения и информирования населения о деятельности государственных и муниципальных органов власти; юридическое консультирование и защиту прав граждан.
Особое внимание в рамках проекта уделяется распространению технологий посредничества (медиации) в урегулировании конфликтов на местном уровне. На базе Пермского государственного университета разработана обучающая программа по подготовке специалистов по разрешению конфликтов на местном уровне, 52 человека прошли обучение по курсу «Основы медиации и урегулирования конфликтов на местном уровне», 12 человек получили сертификат медиатора. Всего во всех обучающих и программных мероприятиях проекта принимают участие 443 человека.
В ходе проекта качественно по-новому, с активным включением населения, были проведены публичные слушания по бюджету в Суксунском городском, в Поедугинском сельском и Ключевском поселениях Суксунского р-на, что позволило в 2-4 раза увеличить количество участников слушаний, получить реальные предложения по бюджету от населения. В Кизеле стартовала подпрограмма «ЖКХ и самоорганизации жителей (собственников)», Оханский р-н создал «Положение о службе примирения в Оханском муниципальном районе».
Во всех районах прошли практические мастерские для освоения возможностей новых форм бюджетных учреждений, где совместно работали общественники и родители, руководители бюджетных учреждений и муниципальные управленцы. Также для общественников, членов молодежных парламентов, специалистов органов местного самоуправления прошли мастерские по формированию подходов к развитию качества муниципальных услуг и местной жизни.
В Оханском и Суксунском муниципальных районах прошли расширенные заседания молодежных парламентов районов, посвященные развитию гражданской активности молодежного парламента и его участию в улучшении качества и доступности муниципальных сервисов.
На сегодняшний день можно отметить проблему взаимодействия гражданского общества с местным самоуправлением, заключающуюся в основном в недостаточном информировании населения о существующих проблемах и возможных путях их решения. В рамках проекта проведен аудит интернет-сайтов 4 муниципальных районов и началась работа по их реорганизации для полноценного информирования граждан, а также приведения интернет-ресурсов в соответствие с актуальными нормативными требованиями.
Практически во всех муниципальных образованиях не реализуется очень важная функция местного самоуправления и гражданского общества – мониторинг качества оказываемых населению услуг. В связи с этим актуальным является инициирование Уполномоченным по правам человека в рамках проекта создания инновационной пермской платформы с рабочим названием «Действуем вместе», в основе которой лежит система менеджмента информации Ushahidi.
Целью создания платформы является формирование нового формата информирования гражданами местных администраций о существующих проблемах, а также эффективного реагирования администраций на сигналы населения, что повысит активность граждан и позволит оперативно решать проблемы. Пример реализации подобной идеи уже есть в Перми, группа интернет-энтузиастов вступила в виртуальный контакт с администрацией города. Они создали сайт http://dorogi.teron.ru/, на котором каждый житель Перми может оставить сообщение о проблемных участках на дороге: ямах, выбоинах, разливах канализации и пр. Предполагается, что в ближайшем будущем эти жалобы будут прямиком, в автоматическом режиме, направляться в систему документооборота органов исполнительной власти. Аналогичный проект (http://www.streetjournal.org) уже действует на федеральном уровне, есть на этом сайте и пермская страничка.
С 1 октября 2010 года сообщения о проблемах от жителей Пермского края, зарегистрированные на сайте, направляются в систему документооборота органов исполнительной власти региона. По информации руководителя пермского отделения проекта Алексея Шапошникова, всего на сайт (со всей России) поступило около 2 тыс. жалоб, на данный момент решено более 300 проблем.
Тиражирование этого подхода возможно, если есть желание повысить уровень ответственности местной власти за качество предоставляемых населению услуг и делать это вместе с гражданами.
Бесплатная юридическая помощь
В 1993 году право граждан на квалифицированную юридическую помощь приобрело значение конституционного принципа. Согласно Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, малоимущим гражданам юридическая помощь оказывается бесплатно.
Практика приема граждан аппаратом Уполномоченного по правам человека в Пермском крае свидетельствует об острой востребованности жителями края квалифицированной бесплатной юридической помощи. Только в 2010 году к Уполномоченному за консультационными юридическими услугами обратились 4702 жителя. Жители региона поднимали разные вопросы нарушения их прав, таких как право на жилище, на образование, на социальное обеспечение и другие. В целом анализ поступивших обращений говорит о низкой правовой культуре и отсутствии возможности получить своевременную квалифицированную юридическую помощь. Нерешенной остается проблема бесплатной юридической помощи в исправительных учреждениях, в том числе и для несовершеннолетних (составление надзорных жалоб, исковых заявлений, обжалование действий должностных лиц). Особую тревогу вызывает реализация права на получение юридической помощи гражданами, проживающими в труднодоступных и малонаселенных местностях. К сожалению, не во всех районах края работает необходимое количество адвокатов.
По информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, фактическое число адвокатов, которое должно составлять не менее двух на одного федерального судью, составляет по Пермскому краю 1,3 на одного федерального судью (кроме Перми).
На сегодняшний день действует принцип состязательности сторон в судебном процессе, что в некоторых случаях препятствует гражданам, не имеющим возможности воспользоваться услугами адвоката. Бесплатная юридическая помощь является составляющей реализации права граждан на справедливое судебное разбирательство, так как способствует более полной реализации принципа равенства участников судебного процесса.
В Пермском крае вопросы юридической помощи регулируются Законом Пермского края от 12.07.2007 № 118-ПК «О регулировании отдельных отношений, связанных с адвокатской деятельностью и адвокатурой на территории Пермского края».
Данный закон предусматривает возможность предоставления юридической помощи бесплатно по гражданским делам. Однако процедура предоставления юридической помощи прописана в законе таким образом, что закон не работает. Правом на получение такой помощи обладают граждане, чей уровень дохода или среднедушевой доход семей ниже величины прожиточного минимума, а круг дел, по которым помощь может быть оказана, весьма узок. Кроме этого, для получения компенсаций за оказанную юридическую помощь законом предусмотрена громоздкая процедура подачи адвокатами большого количества документов, а размер самой компенсации не соответствует современной ситуации.
В связи с низкой эффективностью норм регионального закона в части бесплатной юридической помощи по инициативе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, изложенной в Ежегодном докладе за 2009 год, в Министерстве общественной безопасности Пермского края была создана рабочая группа по разработке законопроекта «О внесении изменений в закон Пермского края от 12.07.2007 №118-ПК «О регулировании отдельных отношений, связанных с адвокатской деятельностью и адвокатурой на территории Пермского края».
Уполномоченный неоднократно высказывал экспертное мнение о необходимости внесения изменений в закон в части расширения круга дел, по которым возможно оказание бесплатной юридической помощи, а также необходимости оказания бесплатной юридической помощи несовершеннолетним, содержащимся в местах принудительного содержания.
Кроме этого, важно отметить необходимость формирования модели предоставления юридической помощи в Пермском крае, в которой одними из поставщиков услуги по оказанию бесплатной юридической помощи являются некоммерческие организации.
С 2009 года на территории Пермского края Пермский региональный правозащитный центр успешно реализует проект Всемирного банка реконструкции и развития и Института права и публичной политики (Москва) «Повышение доступности правосудия для малоимущих и социально незащищенных групп населения Российской Федерации».
В 2010 году в центрах правового консультирования, созданных в 10 муниципальных образованиях Пермского края в рамках проекта «Повышение доступности правосудия для малоимущих и социально незащищенных групп населения Российской Федерации», получили правовую помощь более 5500 жителей 21 района края, около 50 получили юридическое сопровождение в судах.
В связи с имеющимся успешным опытом считаю возможным рассмотреть варианты привлечения действующих в данном секторе общественных организаций для обеспечения юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях и оказания юридической помощи жителям Пермского края через формирование либо государственного задания, либо допущения НКО к конкурсам на выполнение данной государственной услуги.

 

Заключение и рекомендации
В 2010 году приняты меры по дополнительным гарантиям соблюдения и защиты прав человека в Пермском крае:
принят ряд региональных законов, а также продолжена работа Законодательного Собрания Пермского края совместно с Советом представительных органов местного самоуправления по созданию нормативно-правовой базы по защите жилищных прав граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, по участию населения в осуществлении местного самоуправления, по созданию условий для участия общественности в государственном управлении на краевом уровне;
Правительством Пермского края была создана система контроля за деятельностью министерств и агентств по выполнению рекомендаций Ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека, приняты дополнительные меры по снятию напряженности на рынке труда, на особом контроле были вопросы индивидуальной помощи потерпевшим и пострадавшим в ночном клубе «Хромая лошадь».
По целому ряду категорий прав граждан произошло снижение числа жалоб. Это касается нарушения права на образование, на качественную медицинскую помощь, на нарушение прав в изоляторах временного содержания, на достоинство, свободу и личную неприкосновенность, на труд).
Все это позволяет признать ситуацию с соблюдением прав человека в Пермском крае удовлетворительной.
В то же время в 2010 году увеличилось количество жалоб на нарушение жилищных прав граждан, обострилась проблема заработной платы в бюджетных учреждениях, вновь выявились нарушения прав проживающих в социальных интернатных учреждениях, не создана система поддержки граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в местах принудительного содержания условия пребывания людей не приведены к нормативным, по-прежнему не задействован в государственном и муниципальном управлении ресурс общественных организаций и инициативных граждан.
В связи с этим считаю возможным рекомендовать:
Правительству Пермского края:
- провести анализ новой системы оплаты труда и определить мероприятия по снятию напряженности в трудовых коллективах, предусмотреть процедуры урегулирования коллективных трудовых споров на краевом уровне;
- принять дополнительные меры по соблюдению и защите прав граждан, проживающих в психоневрологических интернатах;
- разработать мероприятия по социальной безопасности граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию;
органам местного самоуправления:
- предусмотреть конкретные меры по предоставлению жилья социально незащищенным категориям населения;
- определить перспективы развития общественного самоуправления;
- обратить внимание прокуратуры Пермского края на необходимость прокурорского надзора:
- за соблюдением жилищных прав граждан на местном уровне;
- за соблюдением прав проживающих в интернатных учреждениях социальной сферы;
- за эффективностью расследования фактов незаконного применения физической силы и пыток в местах принудительного содержания.

Уполномоченный
по правам человека
в Пермском крае
Т.И. МАРГОЛИНА.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Новости города. Пермь
Досье 02
РУБРИКИ
с праздником!
спецпроект: Вестник ОКС при УФМС по Пермскому краю
спецпроект: ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ
криминальные истории
спецпроект: РЕГИОН 59
страшный мир наркоты
шок
из зала суда
сообщаем подробности
профессия защищать
пульс недели
спецпроект: МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА
по горячим следам
письма читателей
спецпроект: МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ
Советует специалист
СПЕЦПРОЕКТ: Я человек! У меня есть права!
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.