Досье 02  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Досье 02
03.05.2011
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Пермском крае. Часть III


Вводя новую систему оплаты труда, региональные власти должны были запланировать в краевом бюджете дополнительные средства на фонд стимулирующих выплат, чего, к сожалению, не произошло. Кроме того, руководители учреждений вынуждены были направлять средства из фонда стимулирующих выплат на другие цели. Например, на доплаты обслуживающему персоналу с целью доведения размера их заработной платы до уровня установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Кроме этого, по информации министра образования Карпушина Н.Я., муниципалитеты выделяют недостаточно средств на содержание зданий образовательных учреждений, и руководители этих учреждений вынуждены оплачивать работы по содержанию зданий по гражданско-правовым договорам из фонда стимулирующих выплат.
Конечно, бывают и факты нарушений со стороны конкретных руководителей. Проверки, проведенные органами прокуратуры по обращениям педагогов и по ходатайству Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, показали, что до сих пор не во всех учреждениях разработаны положения о стимулирующих выплатах, и работники обоснованно упрекают руководителей в необъективности при распределении средств. Такие обращения поступали в основном из Перми и территорий Коми-Пермяцкого округа.
Так, в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе №154 восьмого вида (г. Пермь) были выявлены многочисленные нарушения – как трудовых прав работников, так и финансовой дисциплины: факты необоснованного увеличения заработной платы руководителю учреждения и снижения зарплаты учителям. Из обращения и приложенных к нему документов следует, что работающие в учреждении родственники и близкие знакомые директора школы получали заработную плату в несколько раз больше, чем другие сотрудники, работающие на полную ставку. Так, родственница директора, работающая на ставке лаборанта, за один месяц работы получила 17549 руб., а педагог не более 6000 руб. Также педагоги указали, что родственница директора получила крупную сумму денег по договору подряда за разработку модели дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, которую на самом деле разработали учителя школы. Коррупционная составляющая – устройство на работу родственников и оплата им значительных сумм за работу, которую выполняли учителя, – так и не была изучена ни прокуратурой, ни учредителем…
По инициативе работодателя в этой школе были уволены учителя, «посмевшие обратиться» за защитой своих прав, а вот инициативы работодателя в отношении директора школы не было. Вот вам и защита трудовых прав учителей, вот вам и борьба с коррупцией…
В настоящее время Уполномоченным по правам человека в Пермском крае направлено ходатайство в прокуратуру Пермского края о проведении проверок по факту нарушений, допущенных администрацией образовательного учреждения, а также по факту бездействия прокуратуры Свердловского района Перми по заявлениям граждан.
В Кочевской средней общеобразовательной школе Устав образовательного учреждения был принят без учета мнения трудового коллектива (в том числе и профсоюзного органа). Кроме того, в учреждении были обнаружены факты нарушения трудового законодательства в части необоснованного снижения размера заработной платы, отмены доплат сотрудникам за непрерывный стаж работы в связи с необоснованными изменениями условий оплаты труда. По результатам проверки прокурором Кочевского р-на в адрес директора школы было направлено представление с требованием об устранении выявленных нарушений, кроме того, прокуратурой были оформлены заявления в суд в интересах работников учреждения о взыскании образовавшейся задолженности по заработной плате.
Законодательным Собранием Пермского края было принято решение об увеличении с 01.06.2010 норматива финансирования образовательных учреждений. Это позволило направить средства на повышение размера заработной платы педагогов за счет стимулирующих выплат, но не во всех территориях края данная мера выправила ситуацию.
Все эти проблемы привели к протестным действиям бюджетников.
10 ноября 2010 года работники учреждений образования, здравоохранения, культуры, госучреждений вышли с пикетом к зданию Законодательного Собрания Пермского края с требованием обеспечить индексацию заработной платы с 1 января 2011 года, предусмотреть в бюджете средства на полное обеспечение уровня минимального размера оплаты труда и выплату компенсаций сверх минимального размера оплаты труда. К сожалению, в бюджете Пермского края на 2011 год запланированы средства на индексацию заработной платы работников бюджетной сферы с июня, и только на 6,5%. После пикета, проведенного бюджетниками, председатель Правительства Пермского края В.А. Сухих встречался с председателями краевых профсоюзных организаций бюджетной сферы. В результате встречи была достигнута договоренность о необходимости проведения дополнительной работы и внесения корректив в действующую систему оплаты труда.
Ранее в Ежегодных докладах Уполномоченный по правам человека в Пермском крае обращал внимание на проблему отсутствия процедур урегулирования трудовых споров и конфликтов на региональном и местном уровнях. Протестные действия, прошедшие в 2010 году, вновь подтвердили необходимость создания процедур, оказывающих реальное содействие в разрешении трудовых споров. Статьей 407 Трудового кодекса РФ предусмотрено участие органов исполнительной власти субъектов РФ в урегулировании коллективных трудовых споров и организации примирительных процедур.
В связи с этим следует отметить деятельность Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края в части создания сети трудовых арбитров. Приказом министерства был составлен и утвержден список рекомендуемых посредников (трудовых арбитров) в Пермском крае, кроме того, принято решение ежегодно предусматривать в бюджете министерства расходы на финансирование примирительных процедур, в том числе на обучение посредников (трудовых арбитров), организационно-техническое, информационное и методическое обеспечение их деятельности.
Каким быть минимальному размеру оплаты труда?
В бюджетных учреждениях на территории Пермского края сложилась практика начисления заработной платы работникам из расчета минимального размера оплаты труда (МРОТ), куда включены все доплаты, в том числе за вредные условия труда, и сумма уральского коэффициента (выплата за работу в особых климатических условиях). В начале 2010 года в судебном порядке работникам удалось доказать незаконность этих действий работодателей, иски о взыскании недоплаченных сумм удовлетворялись, и работодатели вынуждены были производить выплаты из фонда стимулирующих выплат. Большая работа в этом направлении проводилась краевой организацией профсоюза работников народного образования и науки.
В марте 2010 года постановлением Пленума Верховного суда был утвержден «Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за IV квартал 2009 года», в котором Верховный суд разъяснил, что не должны быть ниже уровня минимального размера оплаты труда оклады работников (тарифные ставки, базовые оклады). Любые компенсационные, стимулирующие, а равно и социальные выплаты должны устанавливаться свыше минимального размера оплаты труда.
К сожалению, 16 июня 2010 года в следующем обзоре Верховный суд РФ отозвал свое разъяснение без каких-либо комментариев. В связи с этим органы прокуратуры прекратили обращения в суд с исками в интересах работников бюджетной сферы. Такие разночтения стали возможны в связи с изъятием из Трудового кодекса РФ с 1 сентября 2007 года ч. 2 ст. 129, в которой было установлено, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
В связи с этим Уполномоченный по правам человека в Пермском крае обратился в адрес Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина с просьбой дать соответствующие поручения о принятии мер для восстановления нарушенных прав граждан, в том числе о внесении изменений в законодательство РФ, дающее четкое определение понятия минимального размера оплаты труда. Информация о результатах рассмотрения ходатайств пока не поступила.
Дискриминация в труде
К Уполномоченному по правам человека в Пермском крае обратилась гражданка В. по поводу отказа в приеме на работу по дискриминационному мотиву.
По направлению от центра занятости В. обратилась в фитнес-клуб ООО «Проффитнес», однако получила отказ с формулировкой дискриминационного характера «по причине непрезентабельной внешности».
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является запрет дискриминации в сфере труда. В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Поскольку деловые качества гражданки В. руководством ООО «Проффитнес» не исследовались, отказ в приеме ее на работу незаконен.
По факту дискриминации гражданки В. Уполномоченным было направлено ходатайство в прокуратуру Свердловского района Перми о проведении проверки, в результате которой факт нарушения трудового законодательства был установлен, директору ООО «Проффитнес» было внесено представление об устранении допущенных нарушений. В настоящее время по ходатайству Уполномоченного Пермским региональным правозащитным центром гражданке В. оказывается содействие в подаче искового заявления в суд в отношении ООО «Проффитнес» о возмещении морального вреда.
Культурные права
Право на образование
На третьем месте по количеству находятся обращения о нарушении культурных прав, их доля в структуре жалоб к Уполномоченному составляет 4%, все 135 жалоб – по поводу нарушения права на образование.
Таблица 5
Тематика обращения Количество
Нарушение права на образование при призыве на военную службу 33
О реализации права на образование 23
Дошкольное образование 21
Реорганизация образовательных учреждений 19
Ликвидация учебных заведений 18
Нарушение прав в образовательном учреждении 10
Другое 3
Итого 135

Из общего количества полученных за 2010 год жалоб – 28% коллективные, основная масса из которых от родителей детей о несогласии с реорганизацией или ликвидацией образовательных учреждений и с введением платных образовательных услуг.
В 2010 году, несмотря на меры, принятые органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Пермского края, в том числе по рекомендациям Уполномоченного, для урегулирования конфликтных ситуаций и учета мнения родителей, педагогов, учащихся, продолжала оставаться актуальной проблема соблюдения прав участников образовательного процесса при проведении реорганизации и ликвидации образовательных учреждений. Эти жалобы составляют почти треть обращений (28%), касающихся нарушений права на образование. Наибольшее количество обращений поступило из Кизеловского, Суксунского, Чайковского, Чердынского муниципальных р-нов, Перми и Березников.
Лес рубят – щепки летят
В 2010 году почти в 2 раза увеличилось количество обращений учащихся и педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования в связи с реорганизацией, а также другими нарушениями прав участников образовательного процесса в указанных учреждениях.
В связи с проводимыми процедурами реорганизации учреждений начального профессионального образования путем присоединения к учреждениям среднего профессионального образования, объединениям профессиональных училищ, студенты своевременно не получали стипендию, а также ежемесячное денежное содержание студенты из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в течение нескольких месяцев. Проблема стипендиального обеспечения обострилась с 1 сентября 2010 года, после вступления в силу Закона Пермского края от 29.06.2010 №642-ПК «О стипендиальном обеспечении и дополнительных формах материальной поддержки обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования». В соответствии с этим законом из числа получателей социальной стипендии были исключены обучающиеся из малоимущих семей, что вызвало обращения родителей и обучающихся в адрес Уполномоченного и средств массовой информации. Так, в ноябре 2010 года в адрес Уполномоченного обратились учащиеся начального профессионального училища №69, расположенного в Суксунском р-не, обжаловавшие прекращение выплаты академической и социальной стипендии с 1 сентября 2010 года в связи с вступлением в законную силу нового закона, не согласные с тем условием, что академическая стипендия должна назначаться только обучающимся на «хорошо» и «отлично», а социальная стипендия для учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования будет выплачиваться только ребятам, имеющим особый статус (например, из числа детей-сирот, признанным инвалидами I и II группы и другим), без учета материального положения остальных учащихся.
Аналогичная ситуация по прекращению выплат социальных стипендий обучающимся в учреждениях начального и среднего профессионального образования сложилась и в учреждениях федерального подчинения. Так, в адрес Уполномоченного обратилась студентка Кунгурского сельскохозяйственного колледжа по поводу невыплаты социальной стипендии 64 студентам колледжа.
По ходатайству Уполномоченного прокуратурой Пермского края была проведена проверка указанных фактов, в результате чего прокурору Кунгурского р-на было дано поручение решить вопрос об обращении в суд в интересах обучающихся с требованием о взыскании социальной стипендии с образовательного учреждения и учредителя. Указанная ситуация сложилась ввиду недостаточного финансирования образовательного учреждения на выплату социальных стипендий и несвоевременного реагирования по данной проблеме администрацией колледжа. При содействии прокуратуры вопрос все же удалось решить в досудебном порядке, так как руководителем колледжа были запрошены дополнительные средства из федерального бюджета на выплату ребятам социальной стипендии, и всем нуждающимся были выплачены положенные по закону деньги.
В 2011 году Уполномоченный по правам ребенка планирует продолжить мониторинг условий проживания учащихся профессиональных училищ в общежитиях. Например, при посещении общежития №1, расположенного по адресу: г. Кунгур, ул. Просвещения, 2, коридоры были захламлены старой мебелью, кухни не имели необходимого оборудования, в некоторых комнатах отсутствовали стекла, окна были завешаны одеялами, мягкий инвентарь и предметы быта (кровати, тумбочки, столы, стулья) крайне изношены, в местах общего пользования грязь и антисанитария. В таком состоянии общежитие было принято к новому учебному году. После передачи общежития в сентябре 2010 года на баланс Управления общежитиями Пермского края были выделены средства на ремонт систем водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, запланирована замена оконных рам, приобретена новая мебель, составлен план проведения ремонтных работ.
Новая система Управления общежитиями профессиональных училищ требует внимания к проживающим в них учащимся.
Права отдельных категорий граждан
Права потерпевших

В течение 2010 года Уполномоченный по правам человека в Пермском крае и его аппарат проводили работу с потерпевшими и родственниками пострадавших и погибших при пожаре в клубе «Хромая лошадь». В течение нескольких часов после трагедии, произошедшей 5 декабря 2009 года, Уполномоченным была организована работа по приему пострадавших и их родственников, экстренному консультированию. В первые дни после трагедии жители Перми и края нуждались в получении полной информации о том, в какие государственные органы и по каким вопросам можно обратиться для получения помощи. Администрацией Перми была организована работа телефона «горячей линии» для родственников погибших и пострадавших.
Вся необходимая информация о государственных органах, а также о местонахождении потерпевших была размещена на сайте Уполномоченного. Также на сайте для контакта с родственниками погибших и пострадавших был создан закрытый форум. Родственниками и близкими погибших и пострадавших при пожаре была создана инициативная группа, основной задачей которой стала аккумуляция вопросов и проблем, возникающих в связи с трагедией. Одним из инструментов в деятельности инициативной группы стал форум на сайте Уполномоченного по правам человека.
Губернатор Пермского края О.А. Чиркунов совместно с Уполномоченным и должностными лицами исполнительных органов государственной власти Пермского края практически ежедневно в течение двух месяцев проводили прием родственников погибших и пострадавших при пожаре, а также встречи с инициативной группой. Многое делалось в ручном режиме, инициативно. Необходимо было оперативно, без лишнего формализма решать вопросы оказания медицинской помощи, материальной поддержки, оказывать содействие родственникам погибших и пострадавших в решении проблем, связанных с жильем, имуществом и другими вопросами. Все государственные структуры, от которых зависело решение вопросов по оказанию помощи родственникам погибших и пострадавших при пожаре, были мобилизованы на особый режим работы. Большую помощь в части бесплатного консультирования родственников погибших и пострадавших при пожаре по правовым вопросам оказали адвокаты Пермской объединенной краевой коллегии адвокатов.
К Уполномоченному по правам человека за период с 5 декабря 2009 года и в течение 2010 года поступило 102 обращения от родственников погибших и пострадавших при пожаре в клубе «Хромая лошадь».
В результате произошедшей трагедии без попечения одного или обоих родителей остались 109 несовершеннолетних детей. В первые недели после трагедии одним из самых проблемных вопросов было определение точного количества детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждались в дальнейшем жизнеустройстве: оформлении предварительной опеки для защиты их прав и интересов, предоставлении мер социальной поддержки. В течение нескольких недель специалистами органов исполнительной власти Пермского края, города Перми, Уполномоченным по правам человека велся прием граждан по вопросам оказания помощи в дальнейшем устройстве детей, предоставления им психологической поддержки и многим другим вопросам, с которыми пришлось столкнуться родным и друзьям пострадавших и погибших. По решению органов исполнительной власти Пермского края детям погибших и пострадавших была выплачена материальная помощь. По инициативе Уполномоченного были назначены кураторы для оказания поддержки детям пострадавших и погибших родителей. Психологами города Перми в течение нескольких месяцев велся прием семей с детьми для оказания им поддержки и сопровождения, особенно в первое время после потери близких. Также на имя несовершеннолетних детей были открыты специальные лицевые счета, куда все желающие граждане могли перечислить денежные средства для поддержки ребенка. К сожалению, в ходе беседы с людьми, готовыми оказать материальную помощь пострадавшим, их родным и близким, а особенно детям, зачастую вскрывались злоупотребления горем людей физическими и юридическими лицами, пытавшимися разместить информацию о недостоверных расчетных счетах с целью получения денег от жителей Перми и других городов России.
По просьбе родственников Уполномоченному и родственникам погибших совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю приходилось принимать неотложные меры для удаления конфиденциальной информации из сети Интернет по защите персональных данных граждан.
К Уполномоченному обращались родственники погибших и пострадавших с просьбами оказать содействие в разрешении конфликтов с кредитными организациями. К сожалению, у многих погибших остались непогашенные кредиты – как потребительские, так и связанные с ипотекой. В большинстве случаев до вступления в наследство (в течение 6 месяцев после смерти) родственники погибших не имели права распорядиться имуществом, расплатиться с долгами. В связи с этим они обращались в банки с просьбами отсрочить выплаты либо реструктурировать долги, однако во многих банковских организациях сталкивались с грубым, некорректным отношением. Такие жалобы поступали в отношении следующих банков: Сбербанк, «Бинбанк», «Камабанк», «Уралсиб», «Русский стандарт», «Юникредитбанк», «Пермрегионипотека», «Абсолютбанк», «Райффайзенбанк». Представители некоторых банков начали требовать выплаты по кредитам, оформленным на погибших, в первые дни после трагедии. Во многих случаях разрешить конфликтную ситуацию с банком можно было только с участием посредника.
В этом качестве выступают Уполномоченный по правам человека в Пермском крае, сотрудники администрации губернатора Пермского края. В связи с этим представляется важным инициатива Ассоциации региональных банков России о создании института финансового омбудсмена (уполномоченного по правам клиентов банков). Задачей нового института станет досудебное разрешение споров между кредитными организациями и заемщиками.
В настоящее время идет общественное обсуждение вопроса увековечения памяти погибших. Родственники погибших и пострадавшие имеют возможность выразить свое мнение по этому поводу на закрытом форуме официального сайта Уполномоченного.
Более двух лет прошло с момента авиакатастрофы самолета «Боинг-737», произошедшей в Перми 14 сентября 2008 года, но до сих пор не все родственники погибших получили положенные им страховые выплаты.
По итогам работы правительственной комиссии, созданной по факту авиакатастрофы, родственникам погибших не была предоставлена информация об итогах ее работы – выводах, заключениях, а также о рекомендациях по совершенствованию безопасности полетов и предупреждению подобных катастроф в гражданской авиации.
В связи с многочисленными фактами нарушений сотрудниками ОАО «Страховая Компания «Москва» морально-этических норм, правил и принципов в работе страховых компаний, Уполномоченным по правам человека было направлено ходатайство в Федеральную службу страхового надзора Российской Федерации. По ходатайству была организована проверка деятельности ОАО «Страховая Компания «Москва», которая подтвердила факты нарушения страхового законодательства. В связи с выявленным нарушением страхового законодательства страховщику было выдано предписание.
Кроме этого, Уполномоченным по правам человека совместно с администрацией губернатора Пермского края была организована встреча в Перми родственников погибших с руководством и сотрудниками страховой компании «Москва», а также с представителями Министерства транспорта РФ, авиакомпании «Аэрофлот» и «Аэрофлот-Норд» для разрешения всех вопросов потерпевших.
Родственники погибших в авиакатастрофе имеют серьезные претензии к качеству проведенного следствия в рамках возбужденного уголовного дела по факту гибели 88 человек в результате авиакатастрофы и прекращенного постановлением следователя Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации в связи со смертью подозреваемого – командира воздушного судна. После обращения родственников погибших к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и руководителю Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации А.И. Бастрыкину расследование уголовного дела было продолжено.
Проблемы инвалидов
В адрес Уполномоченного поступило обращение инвалида с жалобой на Министерство социального развития Пермского края в связи с отказом Территориального управления социальной защиты населения в выдаче денежной компенсации за спецавтотранспорт. Формализму ответа Министерства социального развития Пермского края по данному факту нарушения права инвалида нет предела: «…По непонятным причинам в федеральный регистр инвалидов, вставших на учет в органы социальной защиты населения для обеспечения спецавтотранспортом до 01.01.2005, заявитель не включен. Выяснить причину отсутствия… в федеральном регистре не представляется возможным в связи с тем, что специалисты, ведущие данное направление в органах социальной защиты населения, в настоящее время не работают. Считаем возможным решение данного вопроса в судебном порядке». К сожалению, в данной ситуации никто из должностных лиц не был наказан, и нет никакой гарантии, что это не единичный случай.
Продолжают поступать обращения от инвалидов, имеющих жилье в собственности, приобретенное по договорам мены или купли-продажи, об отказах в выплате субсидий на ЖКУ. Проблема требует урегулирования на федеральном уровне.
Еще одним примером нарушения социальных прав граждан являлась невыплата инвалидам Пермского края 50-процентной денежной компенсации за уплаченную ими страховую премию по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имеющих автомобили с ручным управлением, приобретенные на личные средства, что предусмотрено федеральным законодательством. Однако в Пермском крае права на указанную компенсацию у инвалидов не было.
После обращения Уполномоченного по правам человека к губернатору Пермского края по данной проблеме постановлением Правительства Пермского края от 26.07.2010 №425-п право инвалидов было восстановлено.
С целью координации деятельности всех структурных подразделений правительства в 2010 году начал свою работу Совет по делам инвалидов при губернаторе Пермского края. 8 октября состоялось его первое заседание, на котором обсуждался крайне важный вопрос о создании доступной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения. Советом по делам инвалидов было решено поддержать региональный проект «Создание системы предоставления равных возможностей для инвалидов Пермского края», а также были определены другие проблемы для обсуждения и решения в рамках Совета при губернаторе, в частности проблемы и перспективы инклюзивного образования для детей-инвалидов, проблемы трудовой занятости и т. д.
Права призывников
За 2010 год к Уполномоченному и через Общественную приемную по защите прав военнослужащих поступило 688 обращений по вопросам призыва и военной службы.
В призывную комиссию Пермского края, членом которой является Уполномоченный по правам человека в Пермском крае, поступило более 300 обращений различного характера. Из них 161 жалоба (58 – весенний призыв, 103 – осенний призыв) – о несогласии призывников с решениями районных призывных комиссий – была вынесена для рассмотрения на заседания призывной комиссии Пермского края.
Большая часть жалоб, более 70%, как и в предыдущие призывы, поступила от призывников, не согласных с решениями призывных комиссий в части медицинского освидетельствования.
В Пермском крае эффективно действовала сеть приемных общественных организаций, где призывники и их родители могли получить квалифицированные бесплатные консультации по вопросам призыва на военную службу (Пермский краевой комитет солдатских матерей, Общественная правозащитная приемная Молодежного «Мемориала», Автономная некоммерческая организация «Пермская военная коллегия права», Совет родителей военнослужащих Прикамья). Кроме того, у призывников Пермского края имеется возможность производства независимой военно-врачебной экспертизы на базе одного из медицинских центров Перми. За весенний и осенний призывы в 2010 году туда обратился 281 призывник.
К сожалению, в Пермском крае, как и во многих субъектах Российской Федерации, продолжает сохраняться проблема с лицензированием военно-врачебной экспертизы. На сегодняшний день освидетельствование призывников военно-врачебной комиссией Военного комиссариата Пермского края осуществляется без лицензии на этот вид деятельности, что не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает права граждан.
Участие Уполномоченного в мероприятиях по призыву
Регулярно, перед весенним и осенним призывами, Уполномоченный принимает участие в инструкторско-методических сборах с председателями призывных комиссий, начальниками отделов военного комиссариата Пермского края по муниципальным образованиям, начальниками отделений призыва отделов военного комиссариата Пермского края по муниципальным образованиям и врачами, руководящими работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Сборы проходят на базе сборного пункта Пермского края.
Кроме того, Уполномоченный принял участие в инструкторско-методическом сборе с руководящим составом субъектов Российской Федерации, военных комиссариатов краев, республик и областей Приволжско-Уральского военного округа по подготовке и проведению призыва граждан на военную службу. Сбор был проведен в марте 2010 года в Перми.
В мае 2010 года в редакции газеты «Пермские новости» состоялась «прямая линия» Уполномоченного и военного комиссара Пермского края генерал-майора В.В. Лунева по вопросам призыва на военную службу весной 2010 года.
В июне прошла встреча с родителями военнослужащих, призванных весной 2010 года, организованная Военным комиссариатом Пермского края. Кроме Уполномоченного, во встрече приняли участие прокурор Пермского гарнизона Н.М. Сидоров, руководители общественных организаций. Родители смогли получить важную информацию об алгоритме действий при получении информации о фактах неуставных отношений в армии, избиений, вымогательств. Военным комиссариатом Пермского края было организовано анкетирование с целью получения информации о таких фактах.
Родители смогли задать вопросы и получить ответы по волнующим проблемам. Проблемы, озвученные родителями на встрече, относились в основном к воинским частям Дальневосточного военного округа. Впервые эшелон с пермскими призывниками на Дальний Восток сопровождали общественные наблюдатели от Совета родителей военнослужащих Прикамья и корреспондент пермской краевой газеты «Звезда». Общественные наблюдатели могли проконтролировать условия переезда и приема наших призывников в войсковые части Дальневосточного округа.
Уполномоченный вручил новобранцам листовки со всеми контактами, которые могут понадобиться, если призванные в армию окажутся в трудной ситуации при прохождении службы на Дальнем Востоке. Эта практика уже дает свои результаты: количество жалоб от призывников, уехавших в этом году служить, ниже, чем в прошлые призывы (6 жалоб).
Необходимо отметить сложившийся положительный опыт взаимодействия уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации по защите прав военнослужащих.
Проблемы выбора альтернативной службы
К Уполномоченному по правам человека в Пермском крае обратились руководители 6 религиозных конфессий по поводу грубых нарушениях прав верующих призывников на альтернативную гражданскую службу.
Согласно ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
«К сожалению, до сего дня мы можем наблюдать, как к молодым людям, высказавшим свое желание отслужить на благо Родины на альтернативной службе, выстраивается негативное отношение. Почему-то они воспринимаются не как патриоты, а как уклонисты от исполнения своего гражданского долга. Хотя стоит отметить, что человек, который, имея свои убеждения, готов жертвовать своими удобствами, готов гораздо больше времени своей жизни посвятить труду на благо своего государства, – это патриот, стоящий твердо за свои убеждения, при этом он не прячется от исполнения своего долга.
…Молодому парню на основании того, что он посещает церковь протестантского вероисповедания, районной призывной комиссией (Свердловский р-н) был поставлен диагноз психическое расстройство личности. Казалось бы, облегчили ему судьбу: он получил освобождение от любой формы исполнения своего гражданского долга. Но ведь нормального парня документально сделали психически больным. Благо, что он принципиально решил доказать свою состоятельность, смог добиться отмены незаконного решения призывной комиссии.
В другом случае призывная комиссия (Мотовилихинский р-н) отказала призывнику в возможности альтернативной гражданской службы, так как церковь, которую он посещает (Адвентисты седьмого дня), не запрещает ему проходить военную службу. Но ст. 2 Закона «Об альтернативной гражданской службе» гласит: «Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или его вероисповеданию». Выбор формы исполнения гражданского долга опирается на личные убеждения молодого человека».
С аналогичной жалобой обратился призывник Ф. (Соликамск). Его жалоба была вынесена на заседание Призывной комиссии Пермского края. Решением Призывной комиссии Пермского края 25 ноября 2010 года призывнику предоставили альтернативную гражданскую службу.
По данной проблеме в декабре, в ходе рабочей встречи Уполномоченного с военным комиссаром Пермского края и представителями Министерства общественной безопасности Пермского края, достигнута договоренность об информировании районных и городских призывных комиссий о необходимости соблюдения прав граждан на альтернативную гражданскую службу. Кроме того, в феврале 2011 года был проведен «круглый стол» по проблеме реализации прав граждан на альтернативную гражданскую службу и просветительский семинар для членов призывных комиссий по альтернативной гражданской службе.
Проблемы детей (семей) военнослужащих по призыву
К Уполномоченному обращались матери детей, не достигших возраста трех лет, отцы которых призваны на военную службу в осенний призыв с 1 октября 2010 года, об отсутствии ежемесячных государственных пособий на ребенка (6 тыс. руб.). Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
По информации Министерства социального развития Пермского края, задолженность по перечислению средств федерального бюджета на конец 2010 года составила более 5 млн руб.
По данному факту 28 декабря 2010 года Уполномоченный направил обращение председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину.
По информации Министерства социального развития Пермского края на 25 января 2011 года, необходимые денежные средства в Пермский край перечислены.
В связи с этим Уполномоченный считает возможным рекомендовать Правительству Пермского края организовать работу по обеспечению мерами социальной поддержки детей в возрасте до трех лет, отцы которых призваны на военную службу, таким образом, чтобы матери малолетних детей получали денежные средства, гарантированные государством, своевременно.
Права иммигрантов
«Уважаемый господин Президент РФ,
…Все мы являемся беженцами из государств своей гражданской принадлежности, вынужденными, в силу обоснованных опасений подвергнуться преследованиям со стороны властей наших государств, покинуть свою Родину и искать убежище на территории России, которую считали для себя безопасной страной, соблюдающей права человека в соответствии с нормами международного права и внутреннего гражданского законодательства РФ в вопросах убежища.
После прибытия в Россию в поисках убежища все мы были направлены для прохождения процедуры определения статуса беженца в Центр временного размещения иммигрантов «Очер», расположенный в г. Очер Пермского края. Проживая в центре, мы ежедневно сталкиваемся с грубым и пренебрежительным к нам отношением со стороны администрации миграционного центра…»
(из обращения к Президенту Российской Федерации проживающих в ФГУ ФМС России «Центр временного размещения иммигрантов «Очер»).
Федеральное государственное учреждение Федеральной миграционной службы России «Центр временного размещения иммигрантов «Очер» создано во исполнение Российской Федерацией положений международной «Конвенции о статусе беженцев» (вступила в силу для России 01.02.1993), которая предусматривает принцип предоставления более благоприятного правового положения для беженцев на территории государства, предоставившего убежище человеку.
Это граждане Афганистана (30 чел.), Киргизской Республики (13 чел.), Египта (4 чел.), Украины (3 чел.), Кот-д’Ивуара, Эритреи, Нигерии, Гвинеи, Руанды, Ирака, Ирана, Судана, Турции, Сербии и др. – всего 68 человек.
Согласно Уставу, предметом деятельности учреждения является обеспечение права размещенных лиц на временное проживание, а также организация содействия размещенным лицам в их социальной адаптации, обеспечение питания и бесплатного медицинского обслуживания.
В 2010 году от иностранных граждан, проживающих в Центре «Очер», на нарушение прав со стороны администрации учреждения в адрес Уполномоченного поступило только письменных жалоб – 37.
Уполномоченным было констатировано нарушение основных положений: 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией в марте 1998 года;
2) Конвенции о статусе беженцев (вступила в силу для России 01.02.1993), которая предусматривает принцип предоставления более благоприятного правового положения для беженцев;
3) Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах».
К деятельности Центра было привлечено внимание прокуратуры, надзорных территориальных органов, в результате чего установлено, что возложенные на ФГУ ФМС России ЦВРИ «Очер» функции не реализуются. Данная ситуация приводит к массовому нарушению прав проживающих. Были выявлены 27 нарушений санитарного законодательства, нарушения жилищных и социальных прав проживающих, незаконное применение физической силы к проживающим со стороны сотрудников Центра, нарушения прав иммигрантов со стороны сотрудников милиции.
Уполномоченным по правам человека в Пермском крае было подготовлено Заключение о массовом нарушении прав человека в ФГУ ФМС России ЦВРИ «Очер», оно направлено директору Федеральной миграционной службы Российской Федерации К.О. Ромодановскому, организована встреча проживающих в Центре с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукиным.
В октябре 2010 года Пермский край с официальным визитом посетила глава Представительства Управления Верховного Комиссара по делам беженцев ООН (УВКБ ООН) в Российской Федерации госпожа Геше Карренброк для оценки ситуации с соблюдением прав иммигрантов в ФГУ ФМС РФ «Центр временного размещения иммигрантов «Очер». В состав делегации также вошли сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Федеральной миграционной службы России.
В связи с тем, что иностранные граждане предъявляли, в том числе, претензии к администрации Центра по процедурам оформления документов, в ноябре 2010 года юристы Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации посетили Центр с целью проверки юридических процедур оформления документов лицам, размещенным в Центре.
В рамках этой проверки Уполномоченным была организована рабочая встреча с председателем Пермского краевого суда В.Н. Вельяниновым, на которой было привлечено внимание к международным аспектам в делах, рассматриваемых Ленинским районным судом г. Перми, об оспаривании решений УФМС РФ по Пермскому краю отказов в предоставлении статуса беженца.
Кроме того, обсуждалась возможность участия судей Пермского края в семинарах, организованных Российской академией правосудия с участием УВКБ ООН, судьями Европейского суда по правам человека, судьями Международной ассоциации судей, по вопросам прав беженцев.
Хотелось бы выразить надежду, что благодаря определенной ответственности за положение дел в Центре «Очер» Управление Федеральной миграционной службы по Пермскому краю усилит контроль за деятельностью администрации Центра, и это будет способствовать улучшению условий проживания иммигрантов и безусловному соблюдению их прав.
Следует отметить, что Федеральной миграционной службой России разработан План по приведению условий проживания в ФГУ ФМС России ЦВРИ «Очер» в нормативное состояние.
Создание условий для развития гражданского общества и местного самоуправления
Представление общественности Ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Пермском крае за 2009 год
В апреле 2010 года Уполномоченный по правам человека в Пермском крае представила общественности Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Пермском крае за 2009 год. В мероприятии по представлению и обсуждению Доклада приняли участие более 60 представителей общественных организаций Пермского края, которые высказали свое мнение по наиболее значимым проблемам соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Пермского края и вносили предложения и рекомендации по мерам государственного реагирования.
На торжественной церемонии награждения почетными знаками и благодарностями Уполномоченного по правам человека в Пермском крае «За достоинство человека» знаки и благодарности были вручены тем, кто ведет последовательную работу по развитию гражданского общества в Прикамье.
Почетный знак Уполномоченного по правам человека в Пермском крае получили:
Георгий Исаакян, художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского – за большой вклад в гражданское воспитание и постановку оперы «Один день Ивана Денисовича» по одноименному произведению А.И. Солженицына;
Светлана Маковецкая, директор Пермского центра гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ» – за создание Центра «ГРАНИ» и внедрение технологии гражданской экспертизы качества государственной власти;
Марсель Рахматуллин, руководитель Гострудинспекции Пермского края – за эффективную защиту трудовых прав граждан Пермского края;
Вера Шишкина, председатель Пермской краевой организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» – за гражданскую позицию в отстаивании прав маломобильных групп населения на безбарьерную среду.
Общественная палата Пермского края
15 января 2010 года состоялось первое заседание Общественной палаты Пермского края, председателем которой был избран Борис Иванович Светлаков. В составе Общественной палаты 36 человек, сформировано пять комиссий.
В течение 2010 года Общественная палата провела 20 заседаний.
Международный гражданский форум «Пилорама-2010»
В 2010 году Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36» отметил свое 15-летие и провел VI Международный гражданский форум «Пилорама-2010». Тематика Форума «Пилорама-2010» – «Мир несвободы и культура», «Трагедия российской деревни. К 80-летию коллективизации сельского хозяйства».
Организатором Форума традиционно выступил Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36» при поддержке Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, администрация губернатора Пермского края и администрация Чусовского р-на Пермского края.
Начавшись в 2005 году как фестиваль гражданской авторской песни, к 2010 году «Пилорама» стала площадкой для реализации театральных проектов, демонстрации художественных фильмов, перформансов, выставок и проведения общественных дискуссий, объединенных одной задачей – осмыслением уроков прошлого языком разных жанров и обсуждением острых вопросов настоящего.
Благодаря средствам искусства представители нового поколения получают возможность прикоснуться к прошлому страны, а оживленные дискуссии на территории бывшей зоны ГУЛАГа с бывшими заключенными и диссидентами, такими как первый Уполномоченный по правам человека в РФ Сергей Ковалев, поэтесса Наталья Горбаневская (Париж), главный редактор газеты «Выборча» Адам Михник (Варшава), позволяют углубить полученные знания и сделать их частью личного опыта.
Участниками Форума стали писатель и журналист Виктор Шендерович, актер театра и кино, народный артист России Александр Филиппенко, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин, президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, президент Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан, директор Института прав человека Валентин Гефтер, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, Уполномоченный по правам человека в Республике Ингушетия Джамбулат Оздоев, Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова, объединение «Митьки» и Дмитрий Шагин и многие другие.
Гости международного Форума впервые в России имели возможность увидеть фильмы, представленные Немецким культурным центром им. Гете (Москва) и Международной амнистией (Amnesty International), «Две или три вещи, которые я знаю о нем» (режиссер Мальте Лудин) и «Шторм» (режиссер Ханс-Кристиан Шмид). В кинопрограмму Форума также вошли фильмы-лауреаты международного кинофестиваля «Сталкер» и Польского культурного центра.
В ходе Форума были представлены уникальные фрагменты выставки «Анна Франк. Уроки истории» (Нидерланды), фотовыставки Юрия Роста «Андрей Сахаров» и Михаила Мильчика «Иосиф Бродский», «Ни шагу назад!» (Центр современного искусства, Москва).
В рамках театральной линии гости Форума могли увидеть моноспектакль Александра Филиппенко «Окно, горящее в ночи», спектакль «Отче наш» по колымским рассказам Варлама Шаламова в постановке Вологодского камерного театра.
Уникальной чертой Международного гражданского форума «Пилорама» являются общественные дискуссии, модераторами и участниками которых становятся известные общественные деятели, правозащитники, журналисты. В 2010 году гостям Форума предлагалось обсудить такие темы, как «Мир несвободы и культура», «Пермь – культурная столица Европы?», «Распад СССР. Плюсы и минусы», «Какая нам нужна правозащита?», «Молодежь: есть ли честный путь наверх», «Незавершенная история», «Фаны: молодежная субкультура Германии и России», «Этнический парадокс современности» (дискуссия по фильму «Коми-пермяцкая осень») и многие другие.
Бизнес и гражданские инициативы
В 2010 году состоялся ставший традиционным ежегодный IX Конкурс социальных и культурных проектов ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».
Конкурс социальных и культурных проектов является эффективным инструментом развития местных сообществ, поскольку способствует развитию общественного потенциала муниципальных образований. За все годы проведения конкурса его география расширилась с 13 до 27 районов. Грантовый фонд увеличился в 14 раз и за 9 лет составил 150 млн руб. грантовых и более 0,5 млрд руб. привлеченных средств. В 2010 году в конкурсе приняли участие 683 проектанта из 27 районов Пермского края.
Новые технологии гражданского участия
Гражданская экспертиза социальной политики в Пермском крае продолжила свое развитие в 2010 году. Инновационной формой учета мнения жителей и включения жителей Перми в обсуждение проблемы получения детьми дошкольного образования стал проект общественной организации «Грани» «Пермское городское гражданское жюри» (в рамках конкурса «Город – это мы!» при поддержке администрации г. Перми). В состав гражданского жюри вошли 12 обычных пермяков, среди которых есть не только люди с маленькими детьми, но и жители, не пользующиеся услугами дошкольных учреждений, которые в течение двух дней изучали социальный эффект от введения Программы компенсационных выплат семьям, чьи дети не посещают дошкольные учреждения. Для этого перед гражданским жюри выступили независимые эксперты из Москвы, Воронежа и Перми. Приглашенные специалисты каждый со своих позиций оценили введенную программу, рассказали о возможных последствиях реформы для пермских семей и предпринимателей в сфере дошкольного образования.
В итоге двухдневного обсуждения городской Программы сокращения очередей в детские сады ей дана положительная оценка. По результатам форума члены гражданского жюри вынесли вердикт в отношении муниципальной долгосрочной целевой программы «Сокращение очередности в детские сады». То, что программа реально помогает семьям с детьми-дошкольниками, жюри решило почти единогласно – при одном воздержавшемся. Были единодушны присяжные и в том, что реализуемая пермской администрацией методика сокращения очередей в детсады не улучшает качество образования дошколят.
Международное признание
4-7 октября 2010 года в ходе Социального Форума Организации Объединенных Наций в Женеве (Швейцария) состоялась I Международная конференция на тему «Общественная дипломатия и молодежное добровольчество». Основными целями конференции стали: развитие молодежного добровольчества и общественной дипломатии, международного молодежного сотрудничества.
Впервые в истории мероприятий ООН организаторами подобной конференции выступили российские организации. Подготовкой и проведением конференции занимались МОО «Центр иностранных инвестиций» (Москва) и организация учащейся молодежи и детей Пермского края «Вектор Дружбы».
В рамках конференции состоялась презентация и обмен международными практиками добровольчества, изучены возможности расширения международного сотрудничества российских добровольческих организаций. Участниками мероприятия были представлены социально значимые проекты, направленные на решение экологических проблем и социализацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на создание центров развития добровольчества и благотворительности, обозначившие эффективные механизмы привлечения к добровольчеству школьников и молодежи.
Постоянный представитель РФ при ООН и других международных организациях в Женеве Валерий Васильевич Лощинин на встрече с пермяками отметил: «Очень хорошо, что в наших общественных структурах, в наших организациях появляются такие здоровые и светлые идеи, светлые люди. Общими усилиями мы можем сбалансировать и, в конечном счете, преодолеть негативные тенденции и укрепить позитивный образ нашей страны, нашего народа».
Проблемы становления
В соответствии со ст. 11 Закона Пермского края «Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае», одной из задач Уполномоченного является содействие органам государственной власти и иным государственным органам в создании условий для развития институтов гражданского общества.
В 2010 году возникла необходимость поддержки негосударственных реабилитационных центров для лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью, где проходят социальную реабилитацию 500-600 человек.
Эти центры различаются: среди них имеются и светские, и религиозные. Разнообразие реабилитационных центров говорит о том, что данная услуга востребована обществом.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 №690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», основным направлением развития медико-социальной реабилитации больных наркоманией в Российской Федерации является в том числе разработка механизмов государственной поддержки учреждений, обеспечивающих социальную и трудовую реинтеграцию участников реабилитационных программ (п. 36 Указа).
К сожалению, в Пермском крае, как и в других регионах Российской Федерации, деятельность реабилитационных центров воспринимается государственными структурами неоднозначно. Так, например, деятельность реабилитационных центров, программы которых основаны на религиозных учениях, воспринимается нередко как религиозный экстремизм. Большинство центров работают в атмосфере недоверия и подозрения, а в некоторых случаях руководители и сотрудники реабилитационных центров даже преследуются в уголовном порядке.
Уполномоченным еще в 2009 году было вынесено Заключение о массовом нарушении прав в результате силового захвата правоохранительными органами реабилитационного центра для наркозависимых «Дельфин» в Краснокамске в марте 2009 года. Доставленные после захвата в местное ОВД реабилитанты были подвергнуты унижению человеческого достоинства. Реабилитантов около часа заставили стоять лицом к стене или сидеть на корточках под угрозой применения электрошокера. В здании Краснокамского ОВД 78 человек находились в помещении, предназначенном для размещения 18 человек. Им не позволяли ни пить, ни сходить в туалет, принуждая дать показания на руководителей Центра.
Материалы по данному случаю были направлены Уполномоченным в ГУВД, СУ СКП и Прокуратуру Пермского края. В ГУВД по Пермскому краю были предприняты административные и дисциплинарные меры в отношении некоторых сотрудников, однако грубейшим нарушениям прав реабилитантов не было дано юридической оценки.
Может быть, не случайно в феврале 2010 года сотрудники правоохранительных органов вновь вывезли всех лиц, находящихся в реабилитационных центрах НКО БФ «Новое поколение» в поселках Чапаевский Орджоникидзевского р-на Перми и Гамово Пермского р-на в отделы внутренних дел, опять в неприспособленных автобусах, опять без верхней одежды.
Реабилитанты содержались в течение дня в автобусах при отрицательной температуре и были отпущены сотрудниками милиции только после получения от них показаний против руководителей Центра.
Большой общероссийский резонанс в 2010 году получил случай с приговором районного суда Нижнего Тагила (Свердловская обл.) в отношении руководителя нижнетагильского отделения фонда «Город без наркотиков» Егора Бычкова и двух его сотрудников.
Только после широкого общественного обсуждения проблемы в средствах массовой информации и выражения своего отношения к этим процессам Президента Российской Федерации Свердловский областной суд изменил приговор и назначил наказание условно с испытательным сроком. Меру пресечения в виде заключения под стражу Бычкову отменили, из-под стражи освободили.
Безусловно, оказание реабилитационных услуг в некоммерческом секторе должно осуществляться с соблюдением конституционных прав и свобод, в том числе свободы вероисповедания, но и вмешательство государственных структур в деятельность реабилитационных центров должно происходить в рамках закона и соблюдения прав и свобод человека.
В сентябре 2010 года Уполномоченным был организован и проведен «круглый стол» по теме «Проблемы становления и развития антинаркотической деятельности в общественном секторе», в котором приняли участие все заинтересованные ведомства, реабилитационные центры и эксперты в вопросах реабилитации наркозависимых, были выработаны рекомендации по взаимодействию органов власти, силовых структур и реабилитационных центров.
В ноябре 2010 года по инициативе Уполномоченного прошло рабочее совещание губернатора Пермского края О.А. Чиркунова с руководителями реабилитационных центров, по результатам которого губернатором края даны поручения правительству предусмотреть возможность государственного заказа на реабилитационную помощь наркозависимым в антинаркотических некоммерческих организациях (реабилитационных центрах).
Правительством Пермского края утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на реализацию мероприятий (предоставление грантов) краевой целевой программы «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2008-2011 годы».
Уполномоченный и руководители реабилитационных центров участвуют в рабочей группе Правительства Пермского края по подготовке проекта долгосрочной целевой программы «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2012-2016 годы».
Консультации Уполномоченного с руководителями антинаркотических центров и такими экспертами, как президент «Союза Гражданских Инициатив» Е.А. Полянской, экспертом Комиссии по вопросам развития институтов гражданского общества Совета Федерации Российской Федерации в сфере социальной защиты; А.Г. Михайловым, членом Совета по внешней оборонной политике Российской Федерации, членом Попечительского совета «Союза Гражданских Инициатив»; президентом Центра поддержки гражданских инициатив «Открытое общество» Т.Ю. Тагиевой; участие сотрудников аппарата в конференциях и семинарах в других регионах России (в Екатеринбурге, Тюмени) позволяют рекомендовать органам региональной власти, местного самоуправления, силовым структурам и центрам в 2011 году включить реабилитационные центры в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, что позволит получать им финансовую поддержку, предусмотреть на региональном и местном уровнях регулярные мероприятия («круглые столы», форумы, конференции и пр.) по проблемам профилактики и социальной реабилитации наркозависимости, предусмотреть в перспективе стандартизацию деятельности антинаркотических некоммерческих организаций (центров реабилитации). В настоящее время антинаркотические некоммерческие организации (далее АННКО) являются существенной частью национальной системы противодействия распространению наркомании, составляя социально реабилитационное пространство для людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических веществ.
Возвращение традиций
В 2010 году состоялся ежегодный краевой конкурс гражданских и общественных инициатив, который, к сожалению, не проводился в 2009 году. На конкурс были представлены 123 проекта из 26 территорий Пермского края. В сравнении с последним конкурсом (2008 год) наблюдался рост количества участников и расширение географии территорий, представивших свои проекты.
По территориям участники распределились следующим образом: половина всех проектов была сделана заявителями из Перми (66 проектов), активно проявили себя также Березники, Чайковский и Соликамск. Из сельских территорий больше всех представил Частинский р-н (4 заявки), остальные районы – по 1-2 заявки.
Таблица 6
Распределение проектов по номинациям
Номинация Кол-во
проектов Кол-во проектов-победителей
Всего, из них 123 44
Формирование гражданского общества 19 11
Патриотическое и гражданское воспитание молодежи 37 12
«Помнит мир спасенный...» к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 19 8
Национальные (этнические) группы в Пермском крае: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества 18 9
Свободная номинация 30 4
Серьезной проблемой для НКО в реализации проектов стало несвоевременное финансирование, первые транши поступили в общественные организации только в июле – начале августа. В условиях сжатых сроков реализации проектов (май-ноябрь) этот факт не мог не сказаться на интенсивности работ по достижению проектных целей. Громоздкая документация и забюрократизированная отчетность по промежуточным результатам, а также для получения окончательных остатков финансов по проекту еще и создавали риски невыполнения проектов.
Краевой конкурс проектов может стать эффективным механизмом совместной работы общества и власти в наиболее приоритетных направлениях жизни края, в решении остросоциальных проблем, механизмом поддержки социально значимых и инновационных проектов, в развитии мотивации гражданского участия.
Итогами проведения краевого конкурса стало создание «Гражданского альянса» в Чусовом (АНО «Чусовской региональный научно-методический центр развития политической культуры»), проведение общественного контроля Общественной наблюдательной комиссией Пермского края труднодоступных исправительных учреждений на территории региона (ПРПЦ), восстановление часовни (НП «ТУРИНВЕСТ», Усольский р-н, Усолье), реализация проекта «Поколение знает, поколение помнит, поколение чтит» (НП «Общественный консультативный совет Большесосновского р-на») и других.
Власть и общество: преодоление взаимного отчуждения
Начало 2010 года для развития институтов гражданского общества ознаменовалось семинаром-исследованием «Власть и общество в Пермском крае: проблемы преодоления взаимного отчуждения». Организаторами семинара выступили Фонд «Содействие» (Пермь) и Исследовательская группа ЦИРКОН (Москва).
Участники семинара – представители НКО, региональной власти и местного самоуправления, бизнес-сообщества, эксперты по проблемам гражданского общества – искали ответы на следующие вопросы. В чем проблемы, ограничения и препятствия гражданского участия (в том числе молодежи) в процессе выработки, принятия и реализации политических решений в регионе? Как вовлечены в этот процесс НКО и что мешает им участвовать активно? Что в наибольшей степени будет способствовать уровню гражданского участия в процессе выработки, принятия и реализации политических решений в регионе?
В течение года проблема взаимодействия власти и общества неоднократно обсуждалась гражданским сообществом: 11 ноября в Перми состоялась межрегиональная конференция «Фонды местных сообществ как эффективный инструмент повышения гражданского участия в развитии территорий».
Организаторами конференции выступили Альянс фондов местных сообществ Пермского края, Центр социальных инициатив, Российское представительство фонда CAF, Совет глав муниципальных образований Пермского края и администрация губернатора Пермского края.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Новости города. Пермь
Досье 02
РУБРИКИ
с праздником!
спецпроект: Вестник ОКС при УФМС по Пермскому краю
спецпроект: ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ
криминальные истории
спецпроект: РЕГИОН 59
страшный мир наркоты
шок
из зала суда
сообщаем подробности
профессия защищать
пульс недели
спецпроект: МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА
по горячим следам
письма читателей
спецпроект: МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ
Советует специалист
СПЕЦПРОЕКТ: Я человек! У меня есть права!
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.