Досье 02  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Досье 02
13.08.2010
Ситуация с наркотиками стабильная. Стабильно плохая…

С начала года в Пермском крае выявлено 1749 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, более 60 процентов раскрыты. О том, как складывается ситуация с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков в краевом центре, мы попросили рассказать начальника УВД по Перми Павла ФАДЕЕВА.


– В Перми за первое полугодие 2010 года выявлено 610 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Это на несколько десятков преступлений меньше, чем в прошлом году. 318 преступлений из 610 связаны со сбытом наркотиков, из незаконного оборота изъято несколько десятков килограммов зелья, прежде всего героина – основного наркотика, потребляемого наркоманами краевого центра.
Удельный вес раскрытых преступлений – более 63 процентов. Отчасти это связано с тем, что каждое выявленное преступление, связанное с незаконным хранением наркотиков, влечет за собой возбуждение уголовного дела, связанного с их незаконным сбытом. А далеко не все потребители зелья рассказывают нам о своих поставщиках. Еще сложнее добиться от какого-нибудь наркодилера, чтобы он рассказал нам об оптовом поставщике героина.
Удивляться этому не стоит. Основными поставщиками героина в Пермский край являются представители таджикской диаспоры. Все сколько-нибудь крупные партии героина мы изымаем именно у таджиков.
– Какие силы противостоят наркодельцам в краевом центре?
– В городе незаконному обороту наркотиков противодействует специализированный оперативно-сыскной отдел уголовного розыска, численностью 45 человек, а также управление наркоконтроля по Пермскому краю. Мы работаем с ними во взаимодействии, и раскрытие примерно половины преступлений – это их заслуга. Изъятие наиболее крупных партий героина – также на счету наркополиции, так как ее основная задача – перекрытие каналов поступления наркотиков в Пермский край.
Мы же работаем по мелкой рознице, пытаясь минимизировать среду потребителей и рядовых сбытчиков героина. Потребители героина, как правило, представляют для нас интерес в связи с тем, что все они совершают преступления имущественного характера, в основном кражи и грабежи. Общеизвестно, что наркоманы в большинстве своем нигде не работают, средств на приобретение наркотиков у них нет, и деньги они добывают преступным путем. Именно наркозависимые дают основной вал преступлений, совершаемых в городе. Это кражи из автомобилей, кражи свободным доступом из магазинов и офисов, уличные грабежи. Чтобы совершить кражу из квартиры, нужна более высокая квалификация, профессионализм, если хотите. И этим наркоманы занимаются довольно редко. Они тащат все, что оставили без присмотра наши зазевавшиеся граждане: дамские сумочки, мобильные телефоны, а если в кабинете нет хозяина, то они постараются унести максимум возможного.
Достаточно вспомнить кражу из театра кукол, когда вор похитил два огромных телевизора, спокойно пронеся их мимо охраны. Надо отдать должное этому жулику, он оказался знатоком психологии, похищенное вынес совершенно свободно, не таясь, словно несет телевизоры в ремонт. Впрочем, мне неизвестно, о чем думали тогда те, кто должен был охранять казенное имущество, но факт остается фактом: унесли два огромных телевизора, которые в кармане не спрячешь.
Поэтому чем меньше будет наркоманов, тем меньше будет совершаться преступлений.
– Сократился или увеличился приток героина в краевой центр?
– Если говорить о поступлении наркотиков в город, то ситуация существенно не меняется. Есть несколько показателей, которые позволяют делать такие выводы. Это и количество лиц, обращавшихся в лечебные учреждения за медицинской помощью, и количество смертей от передозировки наркотиков, и прочее.
Если судить по ним, то ситуация в городе стабильная. Выражаясь точнее – стабильно плохая. Она не меняется уже на протяжении ряда лет. Часть наркоманов естественным путем убывает, но на их место приходят новые.
Могу сказать только, что число «героиновых» наркоманов уменьшается, но на смену героину приходит всякого рода «синтетика». Появляется масса всяких веществ типа «фэн-шуй», солей для ванн, одурманивающих курительных смесей. Вместе с Госнаркоконтролем мы сейчас работаем над тем, чтобы внести их наряду с наркотиками в список запрещенных веществ, чтобы за их распространение привлекать виновных к уголовной ответственности. Кроме того, все чаще из незаконного оборота мы изымаем синтетические наркотики. Они значительно дороже, чем героин, но часть наркоманов считает, что для здоровья «синтетика» менее вредна. Хотя оба вида наркотиков одинаково губительно влияют на организм.
Основные же наши усилия направлены на противодействие поставкам в краевой центр героина. Мы изымаем из незаконного оборота достаточно большое количество наркотика. Однако то, что цена на него на черном рынке не меняется уже несколько лет, свидетельствует, что завозят его к нам довольно много. А количество смертей наркоманов от передозировки – показатель того, что героин стал более высокого качества. Ведь если раньше наркоман принимал определенную дозу «разбодяженного» героина, то есть разбавленного сахарной пудрой, мукой или чем-то еще, то, столкнувшись с героином чистым, он невольно принимает дозу, которая становится для него смертельной.
Все это говорит о том, что усилия правоохранительных органов пока не достигают своей цели и переломить ситуацию пока не удается.
– Тому есть объективные причины?
– Причин этому множество. Как я уже сказал, основной приток наркотиков привносит нам таджикская диаспора. Работать с ней довольно трудно. И дело даже не столько в языковом барьере. Их этническая группировка достаточно замкнута. Кроме того, присутствуют они у нас кланами – представители одного рода, выходцы из одного кишлака, одной области. У них круговая порука. Задерживая кого-то одного, мы, как правило, этим и ограничиваемся. Своих поставщиков выявленный нами фигурант не называет, потому что знает: там, в Таджикистане, заложниками остаются его жена и дети, с которыми расправятся, если он развяжет язык. Поэтому арестованного наркодельца не пугает даже перспектива сесть по приговору суда на 12-15 лет. Есть и еще одно обстоятельство – это уровень жизни в Таджикистане. Он таков, что для многих мигрантов условия быта в российской колонии кажутся более предпочтительными.
Поэтому все остается на том уровне, как и было лет 5-10 назад. Меняются только состав наркотиков, социальные группы наркоманов, а все остальное – незыблемо. Например, в 1990-е годы говорили, что основной потребитель наркотиков – молодежь «с рабочих окраин». А теперь среди наркоманов немало так называемой «золотой молодежи».
Роста же числа наркоманов не происходит, потому что в обществе все-таки присутствует достаточно негативное отношение к наркоманам и наркотикам, что позволяет удержать большую часть молодежи от опрометчивого шага.
Задача общества – расширять эту здоровую среду, причем всеми возможными средствами, что в общем-то и делается. Это занятие спортом, учеба, возможность реализовать себя и занять определенное место в жизни. Если у человека все это будет, вероятность того, что он станет употреблять наркотики, резко падает.
– Сейчас все чаще звучат призывы – внести поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, чтобы поставщиков крупнооптовых партий героина приговаривать в пожизненному сроку лишения свободы. Вы с этим согласны?
– Конечно, согласен. Ведь считается абсолютно нормальным, когда убийце выносится приговор – провести остаток жизни в тюрьме. Более того, большинство населения России жалеет о том, что у нас отменена смертная казнь. Убил человека – должен за это адекватно ответить. А сколько загубленных жизней на совести любого наркодельца? Десятки, если не сотни. Поэтому и пожизненный срок для такого преступника будет адекватным наказанием. К тому же, считаю, возможность отправиться за решетку пожизненно кого-то отрезвит.
Сейчас наказания в 12-15 лет лишения свободы не очень-то боятся, ведь сохраняется возможность выйти из колонии раньше – условно-досрочно, по отбытии лишь части срока.
Вообще, нужно говорить о более серьезном изменении закона в части наказания за незаконный оборот наркотиков. Меня, например, возмущают поправки, освобождающие от ответственности наркомана, когда он говорит, что приобретал наркотик «для себя». Он ведь все равно совершал преступление, так как покупал вещество, легальный оборот которого запрещен Уголовным кодексом Российской Федерации. Более того, чтобы приобрести героин, он совершает другие – имущественные – преступления, а мы носимся с ним, как с больным человеком.
При этом наше родное государство ничего не делает для того, чтобы вылечить этого наркомана. На сегодняшний день основную тяжесть лечения и реабилитации наркоманов берут на себя общественные организации.
Провозгласив наркомана «больным человеком», государство дальше этого никуда не пошло. А такой статус наркомана, считаю, поощряет наркоманию, по крайней мере, оставляя ее на том уровне, какой есть сейчас. Уж если выводить наркомана – «больного человека» – из-под уголовной ответственности, тогда нужно принять реальный комплекс мер по его дальнейшему лечению от наркомании с последующей реабилитацией.
Записал Петр ВЯЗЕМСКИЙ.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Новости города. Пермь
Досье 02
РУБРИКИ
с праздником!
спецпроект: Вестник ОКС при УФМС по Пермскому краю
спецпроект: ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ
криминальные истории
спецпроект: РЕГИОН 59
страшный мир наркоты
шок
из зала суда
сообщаем подробности
профессия защищать
пульс недели
спецпроект: МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА
по горячим следам
письма читателей
спецпроект: МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ
Советует специалист
СПЕЦПРОЕКТ: Я человек! У меня есть права!
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.