Недаром даже в департаменте обеспечения дорожного движения МВД России обратили внимание на эту проблему: главный дорожный инспектор России Виктор Кирьянов заявил на днях, что аномально жаркая погода в ряде регионов страны, безусловно, действует как на водителей, так и на сотрудников дорожно-постовой службы. «Появляются раздражение, агрессия, которые мешают нормальному управлению автомобилем», – сказал он.
Еще одним фактором, который мешает водителям, является отсутствие во многих автомобилях кондиционера, хотя парк машин, по мнению В. Кирьянова, меняется в лучшую сторону. Г-н Кирьянов обратился к водителям с просьбой не выезжать на трассы в такую погоду, если есть возможность, так как «организмы и реакция на такую жару разные». Он также напомнил, что ГИБДД России и Роспотребнадзор дали распоряжение в регионы проанализировать условия работы сотрудников ДПС, чтобы в дальнейшем, в случае необходимости, изменить режим их работы из-за жары. Таким образом, недооценивать аномальные погодные условия нам не советуют.
Жара – вообще особый предмет изучения, так как аномальные условия напрямую сказываются на статистике ДТП. Например, в Ростовской области в июне наблюдался рост ДТП, и местная ГИБДД увязывала возросшее количество аварий как раз с излишне высокой температурой. В некоторых регионах (а также на братской Украине, в Киеве) из-за жары ограничивают дорожное движение, чтобы избежать разрушения дорожного полотна.
Помимо автомобилистов страдают от жары и пассажиры общественного транспорта. Стычки, скандалы и прочие конфликты – обычное дело после рабочего дня, когда люди в маршрутках и переполненных автобусах, не оснащенных кондиционерами, вынуждены стоять в пробках по несколько часов.
Отдельная проблема – движение автомобилей «скорой» для оказания помощи людям, которым стало плохо. История из жизни: если даже поездка за город на общественном транспорте в выходной удалась, день рискует закончиться печально – на наших глазах сразу несколько человек в маршрутке потеряли сознание. Автомобили «скорой помощи» просто не могут оперативно добраться до места, потому что в выходные вечером город блокирован дачниками.
Так что спасаться от жары стало в последнее время главным развлечением горожан: кто-то предпочитает не выходить из офиса, отдыхая под кондиционером, другие – не выходить из дома, чтобы душ был постоянно доступен.
Ну а что можно посоветовать автомобилистам, которые волей судеб вынуждены стоять под палящим солнцем?
Психологи рекомендуют – прежде всего сохранять самообладание, хотя когда речь идет о зашкалившем давлении, это, наверное, бессмысленно.
Призывы ГИБДД воздержаться от вождения в жару имеют резон, подтверждают эксперты. «Любой физический дискомфорт влияет на психологическое состояние и настроение человека, – комментирует ситуацию эксперт психологического центра «Клевер» Ольга Младова. – Поскольку часть энергии нервной системы будет уходить на борьбу с дискомфортом, вызванным плохим самочувствием вследствие жары, то меньше ресурсов будет оставаться на преодоление всех остальных жизненных сложностей и стрессов – а они никуда не уходят. Поэтому при любом физическом дискомфорте повышается нагрузка на весь организм, включая нервную систему».
Кроме того, жара действительно может провоцировать конфликты на дороге. «На стиль вождения влияет психологическое состояние водителя в конкретный момент, – продолжает О. Младова. – И если человеку плохо физически, то ему сложнее справляться с возникающими проблемами на дороге. Уменьшаются концентрация внимания и скорость реакции, досадные мелочи вызывают утрированную реакцию, и обыкновенное раздражение переходит в более агрессивное состояние».
Для того чтобы избежать неприятностей в пути, психологи советуют помнить следующее.
Во-первых: постарайтесь обеспечить себе максимальный комфорт в машине и во время дороги. Не экономьте на кондиционере, включайте приятную вам музыку, наполняйте салон приятными вам ароматами, охлаждайте организм.
Во-вторых: старайтесь помнить о том, что другим водителям не легче – мы все в одинаковых условиях на дороге. Если злость всё же «накатывает», говорит О. Младова, лучше ее выразить, но не на «причину», а просто в воздух, и постараться забыть. Или попробуйте абстрагироваться от других водителей и воспринимать их как просто неодушевленные препятствия – объезжая, как столбы и деревья.
Ваши чувства контролируете только вы – и вам решать, будете ли вы злиться и ругаться в ответ на что-то вокруг, или просто поедете дальше.
Ксения ОКУНЕВА.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.