В роли лагерного надзирателя предстоит выступить в опере «Фиделио» давнему автору «Досье 02», кандидату исторических наук Аркадию Константинову.
Премьера «Фиделио» – единственной оперы, написанной гениальным композитором Людвигом ван Бетховеном, намечена на 3 июля 2010 года. Для ее постановки Пермским театром оперы и балета приглашен известный английский режиссер Майкл Хант.
Опера написана на сюжет французской пьесы Жана Николя Буйи «Леонора, или Супружеская любовь». Буйи принимал непосредственное участие во Французской революции. Пьесу он написал, основываясь на истории, которую знал из личного опыта: женщина, переодевшись мужчиной, пыталась спасти мужа из якобинской тюрьмы. Правда, у Буйи действие происходит в Испании, но современники, конечно, прекрасно понимали, какую на самом деле страну автор имел в виду.
Английский режиссер решил показать премьеру оперы Бетховена в музее политических репрессий «Пермь-36». Сценическая площадка выбрана не случайно – именно здесь, в бараках и перед ними, считает Хант, опера зазвучит в полную силу. Сюжет прост: женщина проникает в тюрьму, чтобы спасти своего мужа. Но сколько в это вложено любви, самопожертвования, неистребимого стремления к свободе!
Хант лично провел кастинг статистов (их предполагается задействовать свыше 300). Главное, на что обращалось внимание, – характерная внешность. Рефреном звучало: «Мы раскроем ваши таланты, главное, будьте старательны… и обязательно подстригитесь покороче».
Среди тех, кто отобран для участия в постановке, и Аркадий Константинов. Майкл Хант поинтересовался у кандидата в артисты, чем вызвано его желание участвовать в спектакле.
– Я историк, и из рассекреченных архивов КГБ мне многое известно о заключенных «Перми-36». Далеко не все из них так уж безобидны, как это пытаются представить сейчас. Наряду с диссидентами здесь отбывали наказание шпионы, предатели, изменники Родины, пособники нацистов.
Сыграть же мне хотелось бы охранника, пусть даже заданного по роли как негативный персонаж. Хочу раскрыть в нем человеческие и даже гражданские черты. Служба у него не самая почетная, но кому-то же надо ее выполнять.
К тому же тюремные надзиратели существуют в любой стране, независимо от ее общественного строя. Достаточно вспомнить, что и в США был свой «ГУЛАГ». После налета японской авиации на Перл-Харбор в концентрационные лагеря были интернированы все американские граждане японского происхождения и их потомки – вплоть до шестого колена. Любопытно, что художник спектакля Фагиля Сельская подготовила такие костюмы для актеров, играющих роли узников тюрьмы, словно они срисованы с облачения заключенных печально известной американской тюрьмы «Гуантанамо», где администрация Джорджа Буша незаконно содержала людей из разных стран, заподозренных в связях с террористами, пытками выбивая из них показания.
Как свидетельствуют историки театра, постановки и первой, и второй редакции оперы «Фиделио» не нашли отклика у современников гениального композитора, каждая из них шла на сцене раз или два. Настрой же у создателей ее современного варианта один: в наши дни опера прямо-таки обречена на успех. Николай РЫСКОВ.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.