Досье 02  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Досье 02
20.05.2010
ФАБРИКА АМФЕТАМИНА

– Убийство, если в нем не задействованы высокопоставленные лица, расследовать не так уж и сложно, – считает следователь СО по Ленинскому району Перми СКП России Константин Кузнецов, специализирующийся на преступлениях экономической и коррупционной направленности. – А вот если задействованы высокопоставленные лица, да еще и речь идет об экономическом преступле­нии, то дав­ления и подвоха жди со всех сторон.


КОРРУПЦИЯ В ВЕРХАХ
– Так было, например, с расследованием дела об «откатах» во время реализации программы «Новая школа», – продолжает К. Кузнецов. – Главным обвиняемым выступал директор муниципального учреждения административно-хозяйственной службы системы образования Перми.
В стране, где наряду с понятием валового внутреннего дохода бытует понятие валового внутреннего отката, данная схема известна любому. Деньги на благое дело поступают в бюджет. Далее проводятся конкурсы, победители которых известны заранее. Впрочем, как и стоимость победы – 10 процентов от каждого контракта. И пусть в данном случае нам удалось доказать 3,5 миллиона рублей «отката», предполагается, что реальная цифра в разы больше, и одним директором тут дело не ограничилось. Однако даже то, что нам удалось доказать, – большая победа. Ведь люди, которые платят откаты, не станут добровольно об этом рассказывать. Пришлось работать только с теми подрядчиками, про которых нам стопроцентно было известно – платили.
Начали работать от подрядчиков: провели множество строительных экспертиз, опросили массу людей. Нужно было отследить всю цепочку: где, что и как люди в школах недоделывали, утаивали и утаскивали.
То, что на местах у нас воруют, – тоже ни для кого не секрет. Равно как и то, что дают взятки контролирующим ремонт лицам, чтобы они закрывали на воровство глаза. Круговая порука: каждый кровно заинтересован в том, чтобы держать язык за зубами. Дело невероятной сложности, прежде ничего подобного довести до конца не удавалось. Если кто и попадался, то мелочевка всякая, при передаче денег.
В данном же случае мы доказывали факты получения взяток и откатов годовой-двухгодичной давности. Проверялись старые счета, фиксировалась каждая мелочь, тщательно анализировалась каждая бумажка. Ведь мы доказывали, во-первых, что один человек когда-то передал взятку, а второй ее получил, то есть в конкретное время у него в руках оказалась определенная сумма денег. Отсюда вытекает другой момент: чтобы передать должностному лицу взятку, деньги нужно обналичить. Существуют схемы для обналичивания средств через подставные фирмы. Тут же – определенный уход от налогов. Расследуя это дело, мы прошли по всей классической схеме: что и как делается у нас в стране. Нам удалось доказать, что коррупционеров можно ловить за руку, можно отслеживать и выявлять подобные преступления даже спустя промежуток времени. При этом: с нашей стороны – справочники, статьи законов и экспертизы (обвинительное заключение заняло 2500 листов – авт.), с той стороны – армия высокооплачиваемых адвокатов, выискивающая любую лазейку, чтобы развалить дело…
НАРКОТИК ДИСКОТЕК
На днях Пермский краевой суд вынес приговор по делу о подпольной фабрике по изготовлению амфетамина – наркотика дискотек. Для провинции – дело из ряда вон.
Год Кузнецов проработал рука об руку с сотрудниками федеральной службы по наркоконтролю. Это странно, ведь прежде делами о наркотиках ему заниматься не доводилось.
– Все просто, – смеется следователь. – Тебе дают дело (неважно, убийство это или коррупционный скандал), и ты начинаешь его расследовать. Изучаешь соответствующую литературу, листаешь справочники, если до чего-то не можешь дойти сам – обращаешься к более опытным товарищам. Назначаешь экспертизы, изучаешь заключение, уточняешь, сверяешься со сводом законов и делаешь выводы о наличии в тех или иных действиях состава преступления. Та же «амфетаминовая фабрика», например.
Студент-химик вместе с другом оформил на подставное лицо фирму, для этой фирмы сняли гараж в промышленной зоне шоссе Космонавтов, завезли туда кое-какое оборудование, изготовили автоклав (реактор, состоящий из двух параллелепипедов), вытяжку.
Студент выписывал из Москвы, через разные фирмы, прекурсоры (вещества для изготовления наркотических средств). Привлекли парочку распространителей, которые забирали крупные партии и распространяли их затем мелкими дозами. В конечном счете наркота разводилась крахмалом, фасовалась по пакетикам и достигала дискотек.
К слову, в той же Москве, в ходе облав в подобных местах, на изготовителей по обратной цепочке удается выходить иногда в течение суток (психологи утверждают, что, по очевидным причинам, наркоманы ненавидят своих дилеров и при первой же возможности их выдают – авт.). Но у нас не Москва, и обнаружение изготовителей стало в некотором роде неожиданностью для сотрудников ФСКН.
Но вот вышли на место изготовления – гараж. А там все разобрано и готово к перевозке – ребята как раз собирались менять место дислокации. Была назначена серия экспертиз: нужно было получить заключение, что из всей этой кучи запчастей реально собрать оборудование, на котором изготавливался конкретный наркотик, в состав которого входили конкретные ингредиенты. Гараж, оборудование, наркотик, люди – всё должно быть связано единой неопровержимой цепью. В распоряжении следствия также имелись скрытые видеозаписи, записи телефонных переговоров – сотрудниками пермского наркоконтроля была проведена колоссальная по своей значимости работа. Я же последние два месяца следствия работал без выходных – доказывание преступления заняло восемь томов. И как оказалось – не зря. Несмотря на имеющиеся в деле чистосердечные признания изготовителей, на суде они «взяли на себя» только перевозку. Тем не менее получили реальные сроки – 9 и 11 лет лишения свободы. Распространители ввиду активного содействия следствию отделались условными сроками.
БУХГАЛТЕР-ВОР
Ключевое слово для следователя Следственного комитета при Прокуратуре РФ, специализирующегося на экономических преступлениях, – «интересно». Невероятно интересно ему было, например, расследовать дело о присвоении бухгалтером центра инженерно-технического обеспечения следственного изолятора (подразделение ГУФСИН – авт.) около двух миллионов рублей:
– Бухгалтер, в должност­ные обязанности которой входило начисление заработной платы сотрудникам отдела, пропускала по своим документам завышенные суммы, разницу аккумулировала в одном месте и переводила на свою карточку. Сотрудники же в день зарплаты получали на руки причитающиеся им суммы, и до поры до времени все было шито-крыто. Но тут случилась аудиторская проверка, выявившая нарушения в бухгалтерии. Далее – исследована банковская карточка бухгалтера. Перестало быть секретом, что каждый месяц бухгалтер плюс к своей зарплате получала еще 60-70 тысяч. Деньги она не транжирила, а вкладывала в акции. Оказавшись разоблаченной – запираться не стала, акции продала, деньги вернула и уволилась. Но поскольку налицо имелся состав преступления, в отношении бухгалтера было возбуждено уголовное дело. Моей задачей было собрать и исследовать все бухгалтерские документы, изучить отчетность, рассмотреть это все с точки зрения закона и доказать состав преступления, помня, что в любой момент бухгалтер может отказаться от своих признательных показаний. Конечно, проводились бухгалтерские экспертизы, приходилось консультироваться со сведущими людьми. Было сложно и интересно. Могло быть еще интересней, если бы у меня было на тот момент больше опыта, – признается Кузнецов. И тут же улыбается: – Думаете, почему следователь все время такой задумчивый? Его мысли все время заняты расследованием: что еще можно сделать для наилучшего достижения результата и как это организовать. А как же? И по ночам дела снятся – расслабляться некогда.
Татьяна КОЖИНА.
На снимке: Константин Кузнецов.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Новости города. Пермь
Досье 02
РУБРИКИ
с праздником!
спецпроект: Вестник ОКС при УФМС по Пермскому краю
спецпроект: ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ
криминальные истории
спецпроект: РЕГИОН 59
страшный мир наркоты
шок
из зала суда
сообщаем подробности
профессия защищать
пульс недели
спецпроект: МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА
по горячим следам
письма читателей
спецпроект: МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ
Советует специалист
СПЕЦПРОЕКТ: Я человек! У меня есть права!
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.