Досье 02  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Досье 02
30.04.2010
Ежегодный доклада упономоченного по правам человека в Пермском крае (продолжение 2)


СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гражданское общество
В 2009 году в крае созданы и начали функционировать новые гражданские институты. Для обеспечения взаимодействия граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций с органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина и прав общественных объединений в регионе принят Закон «Об Общественной палате Пермского края». К концу года сформирован состав Общественной палаты, в который вошли 36 человек – 6 из них были назначены губернатором Пермского края, 6 – Законодательным Собранием Пермского края и 24 избраны на краевой конференции общественных объединений. Председателем Общественной палаты избран Светлаков Б.И., возглавлявший ранее Комитет по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания.
С целью привлечения молодежи к активному участию в жизни государства, формирования законодательных решений с ее участием и развития молодежного парламентаризма при Законодательном Собрании Пермского края сформирован Молодежный парламент.
Надо отметить, что институализация общественного сектора Пермского края при региональной власти пока собственно в гражданском обществе опоры не имеет; вновь созданным институтам предстоит выстроить каналы взаимодействия как с властными структурами, так и с общественным сектором региона.
Гражданский сектор в Пермском крае представлен разнообразными общественными и некоммерческими организациями: по данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, на 1 января 2010 года зарегистрированы 5122 некоммерческие организации, действующие на территории Пермского края, в том числе в 2009 году зарегистрированы 350 вновь созданных некоммерческих организаций.
Среди большого разнообразия некоммерческих организаций заметную роль продолжают играть как «традиционные» организации с большой историей и традициями представления интересов различных категорий населения (ветеранов, инвалидов, верующих, женщин, членов профсоюза и т. д.), так и организации постсоветского периода, как правило, отличающиеся небольшим количеством членов, высоким уровнем проектной деятельности, освоившие рыночные навыки фандрайзинга (fund raising – деятельность по поиску и сбору средств для организации на осуществление разнообразных проектов и программ) и сетевых коммуникаций.
Высоким профессионализмом отличаются пермские общественные правозащитники, ведущие кропотливую работу по защите прав граждан в их взаимоотношениях с властными структурами. Имена их знают и родители военнослужащих, и обманутые вкладчики, и жители общежитий, и осужденные, и, что самое главное, должностные лица в органах государственной власти, правоохранительных органах и органах местного самоуправления, понимающие суть их правозащитной деятельности.
Особую роль в Пермском крае занимает экспертное гражданское сообщество, серьезно занимающееся освоением технологий гражданского влияния на власть и местное сообщество, готовое к партнерским отношениям с властью и бизнесом, имеющее сегодня серьезные заказы от министерств федерального уровня на экспертизу государственного управления в регионах.
Ежегодно Уполномоченный по правам человека в Пермском крае совместно с Пермской гражданской палатой, Пермским региональным правозащитным центром проводит гражданские экспедиции в отдаленные районы Пермского края с целью обучения некоммерческих организаций, проведения правовых консультаций, организации приема населения, диалогов с муниципальной властью. В 2009 году были организованы гражданские экспедиции в Кировскую область «Пермь – Киров: гражданский диалог», в Березники и Чайковский.
Впервые в истории России Центр гражданского анализа и независимых исследований (Центр «ГРАНИ») представил Пермский гражданский доклад «О качестве власти». В основу доклада легло полугодовое исследование экспертов Центра «ГРАНИ» о качестве работы органов исполнительной власти на территории Пермского края, анализ осуществления административной реформы в России на примере нашего региона. С апреля 2009 года Центр «ГРАНИ» осуществляет независимую экспертизу эффективности реализации проекта «Реструктуризация сети детских домов».
В ходе проведения этих исследований Центром «ГРАНИ» зафиксированы недостатки в качестве исполнения государственных услуг органами власти, нарушения ими прав граждан на получение информации; была проведена оценка качества проектных решений, рисков и социальных последствий реструктуризации сети детских домов. Эксперты подготовили практические рекомендации по преодолению выявленных недостатков.
По сути, общественные эксперты собрали и обобщили уникальную информацию о качестве власти с точки зрения жителей Пермского края. В сложившейся системе подобная информация, собранная и обработанная независимыми экспертами, крайне необходима для объективности оценок происходящих в регионе процессов.
К сожалению, на сегодняшний момент механизм учета региональной и муниципальной властью результатов гражданских экспертиз и общественного контроля, учета экспертного мнения и обязательного принятия мер по итогам проведенных гражданским сообществом исследований в крае отсутствует.
Сложившаяся ситуация требует своего скорейшего урегулирования на законодательном уровне и принятия законов «Об общественной экспертизе», «Об общественном контроле», определяющих, в том числе, ответственность и механизмы учета властными структурами результатов общественной оценки качества государственного и муниципального управления.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае поступают обращения общественных организаций, фиксирующих, по сути, отсутствие политики развития гражданского общества.
Вполне разделяю озабоченность общественных организаций. Действительно, приходится констатировать, что положительный опыт общественного партнерства между государством, бизнесом и «третьим сектором», накопленный в Пермском крае за предыдущие годы, сегодня фактически утрачивается. Практика социальной ответственности бизнеса, развитие корпоративной культуры ответственного гражданства не получила широкой поддержки ни в краевых структурах власти, ни в бизнес-сообществе. Политика краевой поддержки НКО сузилась до молодежных организаций, где весь спектр поддержки и развития инициатив действительно присутствует.
Вместе с тем именно инновационный опыт межсекторного взаимодействия еще Пермской области успешно развивается другими регионами. В частности, заслуживает внимания краевая политика развития социального партнерства бизнеса, власти и НКО Красноярского края, который стал реальным центром гражданского общества.
Хочется надеяться, что одной из своих задач в 2010 году Общественная палата Пермского края, при поддержке администрации губернатора края, поставит возрождение процедур поддержки гражданских инициатив властью, развитие партнерства государства, бизнеса и общественных организаций.
Общественный контроль в местах принудительного содержания
Пермский край – один из первых субъектов РФ, где была создана и начала свою активную работу Общественная наблюдательная комиссия по осуществлению общественного контроля в местах принудительного содержания.
Председателем Общественной наблюдательной комиссии Пермского края был избран Исаев С.В., директор Пермского регионального правозащитного центра. По инициативе НКО в нее вошли 15 человек, представляющих интересы 10 организаций, выдвинутых 12 общественными объединениями.
Члены наблюдательной комиссии в 2009 году 34 раза посетили места принудительного содержания, из них 20 учреждений системы исполнения наказаний, 11 учреждений, подведомственных МВД, 2 учреждения Министерства образования и 1 учреждение Минобороны (гауптвахта). По результатам этих проверок подготовлены заключения и рекомендации. В большинстве случаев администрацией учреждений сделаны соответствующие выводы и приняты меры к устранению замечаний. В ходе посещений проведено около 300 бесед с лицами, находящимися в местах принудительного содержания, принято 116 жалоб и заявлений от граждан, находящихся в этих местах. Из них в ходе проверок подтвердилась обоснованность 77 жалоб.
Встреча Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Т.И. Марголиной с членами Общественной наблюдательной комиссии Пермского края прошла 3 апреля 2009 года.
В течение 2009 года сотрудники аппарата Уполномоченного провели выезды с членами Общественной наблюдательной комиссии Пермского края в учреждения ИК-11 и ИК-4. По результатам выезда в июле 2009 года было проведено совместное рабочее совещание руководства ГУФСИН России по Пермскому краю, членов Общественной наблюдательной комиссии с Уполномоченным по правам человека в Пермском крае по вопросу обоснованности применения спецсредств и физической силы к осужденным.
Члены Общественной наблюдательной комиссии вошли в рабочую группу по разработке параметров мониторинга ИВС. Был организован мониторинг шести ИВС края. Постоянно поддерживался обмен информацией о проблемах, заявленных в обращениях осужденных из ИК-13, ИК-11, ИК-4, ФБЛПУ-17. В настоящее время обмен информацией и совместная работа продолжаются.
Урегулирование конфликтов
Уполномоченный по правам человека неоднократно заявляла о необходимости создания механизмов урегулирования конфликтов между властью и местным населением в досудебном порядке.
В Пермском крае на одного мирового судью в месяц приходится 380 гражданских дел и дел об административном правонарушении. В 2009 году было рассмотрено 1328 исков физических лиц к государственным органам. Очевидно, что мировые судьи загружены делами, которые должны и могут быть урегулированы в досудебном порядке.
Приходится констатировать, что при возникновении споров и признаков конфликтных ситуаций органы местного самоуправления вместо того, чтобы самостоятельно решать проблему, отдают ее «на откуп» суду. Между тем судебный порядок – далеко не единственный и не всегда самый быстрый и доступный путь защиты прав и интересов.
Наиболее предпочтительным способом защиты прав при решении вопросов местного значения, связанных с реорганизацией образовательных и медицинских учреждений, с расселением жильцов ветхих и аварийных жилых домов, земельных споров и многих других – является их досудебное урегулирование с использованием восстановительных технологий через переговорные площадки, общественно-согласительные комиссии и т. д.
К сожалению, принятое в 2007 году «Положение о порядке урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с защитой прав и законных интересов граждан Краснокамского муниципального района» трудно входит в правоприменительную практику органов местного самоуправления. Создание подобных механизмов пока носит лишь эпизодический характер.
Религиозные гражданские институты
Уполномоченный по правам человека организует взаимодействие с религиозными гражданскими институтами – межконфессиональным консультативным комитетом Пермского края, Ассоциацией религиоведов РФ в рамках подготовки научно-практической конференции «Толерантность как основа для взаимодействия религиозных конфессий в решении социальных проблем» в краевой библиотеке им. А.М. Горького, одним из организаторов которой явился Межконфессиональный консультативный комитет Пермского края, при проведении международного симпозиума-диалога «Духовность, достоинство и свобода человека в современной России» в Пермском институте искусства и культуры, с Пермским филиалом Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук и Пермского Муфтията в работе «круглого стола» по теме «Современные проблемы межрелигиозного дискурса» в рамках выставки «Мусульманский мир-2009».
В 2009 году в крае развернулась острая дискуссия по проблеме толерантности (терпимости) как новой гуманитарной ценности общества, что естественным образом проявило интерес жителей края к пониманию сути этого понятия, к истокам зарождения современного стандарта отношений в обществе. Толерантность – это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
В связи с востребованностью обществом знаний по проблемам толерантности Уполномоченным был поддержан проект Пермской Общественной лаборатории «Гражданские ценности в образовании» по разработке и реализации моделей образовательно-воспитательных программ по формированию культуры толерантности в условиях современной школы, в рамках которого, в том числе, прошла конференция «Формирование культуры толерантности в современном обществе: что может сделать школа?».
Очень важным является вклад краевой библиотеки имени А.М. Горького в последовательное продвижение в обществе идеи толерантности как новой гуманитарной ценности через циклы семинаров «Библиотечная школа межэтнической толерантности», через проведение конференций по данной тематике в библиотеках края.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае обратились представители религиозных организаций Пермского края с просьбой защитить права верующих в связи с подготовленным Министерством юстиции Российской Федерации текстом поправок к Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Текст данного законопроекта, по мнению заявителей, налагает множество ограничений на миссионерскую деятельность и дает возможность широкого вмешательства государства в религиозную жизнь. По данной проблеме Уполномоченным подготовлена экспертиза законопроекта, и обращение по этому поводу направлено Уполномоченному по правам человека в РФ Лукину В.П.
Развитие межконфессионального диалога, обновление форматов взаимодействия религиозных общественных организаций между собой, с другими гражданскими институтами и с органами власти – традиционно важная составляющая жизни Прикамья.
Неформальная активность молодых
2009 год продемонстрировал новые формы гражданской активности молодежи, например, удивляющие своей простотой и креативностью акции «Дримфлэш-2009» – виртуально-реальное обретение единомышленников: любителей мыльных пузырей и мечтающих о белом свадебном платье девушек. Это и замечательная акция молодежного «Мемориала» по закрашиванию националистических, фашистских и хулиганских надписей на заборах и стенах домов «От языка вражды к языку мира». Это и незаурядная акция «Пермь звучит мягко», направленная на привлечение внимания пермяков и гостей города к произношению названия города, на пропаганду правильного произношения топонима «Пермь». Это и прошедший в Перми митинг неформальной молодежи, не согласной с обсуждаемой на парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защите их нравственности.
Молодежь – особая социальная группа. Она хочет быть услышанной, хочет влиять на решение вопросов, касающихся ее жизни, но зачастую не знакома с гражданскими технологиями влияния на принятие властных решений.
Органам местного самоуправления сегодня необходимо развивать способы участия молодежи в принятии властных решений, необходимо помочь молодым людям овладеть разнообразными, не только протестными, способами выражения и защиты своих прав и интересов.
Мигранты
Другая, особая в силу своего социального статуса группа, потребности, нужды и мнения которой должны быть услышаны органами местного самоуправления Пермского края, – мигранты. В 2009 году в Пермском крае на миграционный учет было поставлено 51436 человек. Большое число из них – трудящиеся мигранты.
В силу разных причин далеко не все мигранты склонны сами обращаться за помощью в решении возникающих вопросов к органам государственной власти и органам местного самоуправления. Однако вопросы, касающиеся осуществления экономических, социальных и культурных прав, особенно важны для них.
Так, в ходе выездного приема граждан на рынке в микрорайоне Заостровка Перми при непосредственном опросе работающих трудовых мигрантов выявилась проблема отсутствия у них полисов обязательного медицинского страхования, которые им должны оформлять их работодатели. В течение прошлого года по Перми также зафиксированы факты предоставления медицинской помощи иностранным гражданам только на платной основе даже при наличии медицинского полиса. Проблема медицинского обслуживания мигрантов требует внимания и более оптимального разрешения.
В ходе посещения школ Пермского края Уполномоченным по правам человека зафиксирована неготовность образовательных учреждений региона качественно обучать детей иностранных граждан, плохо владеющих русским языком.
В 2009 году, как и в 2008-м, Уполномоченным по правам человека в Пермском крае пристальное внимание уделялось конфликтной ситуации, произошедшей в Карагайском муниципального районе Пермского края, когда этническая принадлежность сторон – участников конфликта дала возможность для интерпретации бытовой драки как межнационального конфликта.
В течение прошедшего года в Карагайском муниципальном районе Уполномоченным проводились выездные приемы местного населения и иностранных граждан. Руководителем приемной Уполномоченного по правам человека в Коми-Пермяцком округе в режиме постоянных консультаций с представителями Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа, правоохранительных органов, с главами муниципальных образований, с представителями диаспор изучался конфликт в Юрлинском районе и Кудымкаре, произошедший между местными жителями и азербайджанским населением. В настоящий момент в Коми-Пермяцком округе инициируется создание общественной организации с целью поддержки представителей азербайджанской диаспоры, а также взаимодействия ее с органами власти и местным сообществом.
Современная экономическая ситуация в мире требует от населения большей мобильности. Развитие взаимопонимания между местным населением и переселенцами – новая задача местных властей. Для ее решения важный и эффективный ресурс – общественные организации, инициатива самих граждан, глав диаспор.
Соблюдение прав граждан при проведении муниципальных выборов
Конституция Российской Федерации в ст. 3 и ст. 130 определяет основные институты непосредственной демократии, которые обеспечивают населению муниципальных образований реальную самостоятельность при принятии им решений по вопросам местного значения. Она относит к таким институтам местный референдум, выборы и другие формы прямого волеизъявления граждан.
Местные выборы проводятся в муниципальных образованиях в обязательном порядке, поскольку наличие представительного органа местного самоуправления является обязательным в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления (Хартия вступила в силу для России 01.09.1998).
В декабре 2009 года в Законодательном Собрании Пермского края состоялись депутатские слушания по вопросу «Об исполнении выборного законодательства Пермского края при проведении муниципальных выборов 11 октября 2009 года», в работе которых, кроме депутатов Законодательного Собрания Пермского края, представителей Правительства Пермского края, председателя избирательной комиссии Пермского края Т.Н. Сайдаковой, представителей Главного управления внутренних дел по Пермскому краю, представителей прокуратуры Пермского края и органов местного самоуправления приняла участие Уполномоченный по правам человека в Пермском крае.
В своем выступлении Уполномоченный отметила ряд проблем соблюдения прав граждан при проведении муниципальных выборов 2009 года, в частности использование административного ресурса, незаконное привлечение сотрудников правоохранительных органов, а также отсутствие стандартов социальной ответственности бизнеса, использующего политические технологии в борьбе за власть своего претендента на депутатский пост. В результате использования «грязных» технологий небольшие города и поселения делятся на «черных» и «белых», «наших» и «ваших». После проведения такой игры не по правилам среда проживания становится агрессивной, невозможной для «склеивания».
Только безусловное следование закону, независимый гражданский контроль за ходом выборов, привлечение экспертов из научного сообщества, ведение целенаправленной информационной кампании в средствах массовой информации «За чистые выборы» позволят создать атмосферу доверия и заинтересованности граждан в выборе депутатов.
Большой общественный резонанс вызвала информация о возможном изменении процедуры выборов главы города Перми. Федеральным законодательством предусмотрено два варианта процедуры выборов главы муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования: муниципальные выборы и выборы главы представительным органом муниципального образования из своего состава.
В соответствии с действующим Уставом города Перми, глава города избирается жителями города Перми на основе всеобщего равного и прямого избирательного права тайным голосованием в порядке, установленном федеральным законом, законодательством Пермской области (края) и настоящим Уставом.
Таким образом, Уставом города Перми предусмотрен порядок выборов главы города на муниципальных выборах. Для изменения порядка выборов главы города Перми необходимо внесение изменений в Устав города Перми, предусматривающих возможность выборов главы представительным органом муниципального образования из своего состава. Решение Думы о внесении изменений и дополнений в Устав города принимается большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов Думы.
Проект решения Думы о внесении изменений и дополнений в Устав города Перми не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в Устав города, подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Думой порядка учета предложений по проекту указанного решения, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Решение о внесении изменений в Устав города подлежит государственной регистрации в соответствии с федеральным законодательством. Для регистрации решения о внесении изменений в Устав города в регистрирующий орган направляются, в том числе, сведения о результатах публичных слушаний по указанному проекту.
Таким образом, изменение порядка выборов главы города Перми возможно только путем внесения изменений в Устав города Перми с обязательным участием населения.
Право на квалифицированную и бесплатную юридическую помощь
В ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае за 2008 год уже освещалась проблема с реализацией права на получение квалифицированной и бесплатной юридической помощи.
Разработанный и принятый закон Пермского края от 12.10.2007 №118-ПК «О регулировании отдельных отношений, связанных с адвокатской деятельностью и адвокатурой на территории Пермского края» в части оказания юридической помощи бесплатно и оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях – на протяжении двух лет не функционирует по ряду причин.
Правительством Пермского края не был урегулирован предусмотренный данным законом порядок материально-технического и финансового обеспечения оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях Пермского края; отсутствовал сам перечень труднодоступных и малонаселенных местностей.
Из этого видно, что требуется внесение изменений в Закон Пермского края, которые: позволили бы упростить порядок представления малоимущими гражданами документов, необходимых для получения в Пермском крае юридической помощи бесплатно; создали бы максимально удобный механизм для получения компенсации расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь; предоставили бы возможность получения государственного заказа на оказание бесплатных юридических услуг населению некоммерческим организациям.
Распоряжением председателя Правительства Пермского края в конце 2009 года была создана рабочая группа по подготовке предложений по изменению краевого законодательства. И если со стороны государственных органов в 2009 году не было принято мер по реализации права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи, то гражданское общество внесло большой вклад в решение этой проблемы. Еще в 2008 году во время выездных приемов Уполномоченного был выявлен дефицит квалифицированной юридической помощи и отсутствие центров правового просвещения в территориях Пермского края.
В Коми-Пермяцком округе в 2009 году ситуация начинает меняться в сторону улучшения; в частности, бесплатную юридическую помощь малообеспеченным гражданам начало оказывать адвокатское сообщество. Пермский правозащитный центр открыл в Кудымкаре на базе информационного центра Коми-Пермяцкой национальной библиотеки им. М.П. Лихачева консультационный центр по оказанию бесплатной юридической помощи жителям Кудымкара.
В Косинском муниципальном районе Уполномоченный начинает реализацию проекта по оказанию правовой помощи населению, защите их прав и отработке механизмов досудебного разрешения споров и конфликтов граждан с органами местного самоуправления.
Пермской общественной правозащитной организацией «Пермский региональный правозащитный центр» в рамках проекта, финансируемого Всемирным банком реконструкции и развития, «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации» в 10 муниципальных районах Пермского края создана сеть юридических консультаций для малоимущих и социально незащищенных слоев населения.
СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Международные проекты и партнеры
Согласно ст. 11 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае», одной из основных задач Уполномоченного является содействие развитию международного сотрудничества в области прав и свобод человека и гражданина.
В 2009 году продолжена совместная работа Координационного совета Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ с Верховным комиссаром Совета Европы по правам человека Томасом Хаммарбергом, подготовлен и проведен в г. Пушкин «круглый стол» по Европейской Социальной хартии и особенностях ее ратификации в России с участием уполномоченных по правам человека регионов России и экспертов Совета Европы.
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае была модератором заседания «круглого стола» по теме «Основные вопросы социальных прав в Российской Федерации» и выступила с докладом «Проблемы имплементации Европейской Социальной хартии в связи с ее ратификацией Российской Федерацией».
Консультант аппарата пермского Уполномоченного Аристова С.М. участвовала в Международном семинаре Совета Европы по защите прав меньшинств в Падуе (Италия).
Состоялись визиты руководителя российского офиса Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Дирка Хебеккера в Пермский край для участия в Международном форуме «Пилорама-2009» и для обсуждения возможности проведения пилотного проекта по дополнительным мерам защиты прав задержанных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления лиц во время задержания и доследственных действий в отдельно взятом районном отделе милиции, с использованием метода видеонаблюдения в помещениях, где проходит работа с задержанными. В рамках визита состоялись встречи с губернатором Пермского края, руководителями правоохранительных и надзорных органов. Данный пилотный проект ООН в России предусматривает повышение профессионализма сотрудников милиции и усиление гарантий защищенности человека в местах принудительного содержания. Сотрудники управления в РФ приняли участие в семинаре с руководителями правоохранительных органов Пермского края по данной проблеме, предоставили брошюры и методические материалы по международным стандартам соблюдения прав человека в учреждениях милиции и пенитенциарной системы.
Пермские правозащитники были приглашены для участия в Международной книжной выставке на стенде «ООН и права человека в России» (Москва), где были представлены публикации Управления Верховного Комиссара по правам человека, а также учебные пособия в области прав человека, подготовленные российскими авторами. Презентацию учебной и методической литературы, подготовленной и изданной в Перми Центром гражданского образования и прав человека, сделали Суслов А.Б., профессор Пермского государственного педагогического университета, и Миков П.В., Уполномоченный по правам ребенка.
В мае 2009 года состоялся официальный визит руководителя Российского офиса Детского фонда ООН ЮНИСЕФ Бертрана Бейнвеля. В рамках визита была представлена система деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае Микова П.В., система обеспечения прав детей в регионе.
В 2009 году Уполномоченный по правам человека получила грант Всемирного банка реконструкции и развития на проведение пилотного проекта по созданию районных Центров гражданской активности в муниципальных образованиях (Косинский, Кизеловский, Оханский и Суксунский муниципальные районы) на базе районных библиотек. Проект предусматривает создание системы правовой помощи населению, освоение новых технологий информирования населения и участия граждан в осуществлении местного самоуправления, а также подготовку посредников для разрешения споров и конфликтов на муниципальном уровне. По результатам конкурса администрирование проекта будет осуществлять Фонд Nicolaas Witsen (Нидерланды) совместно с «Центром гражданского анализа и независимых исследований» («ГРАНИ»).
В рамках визита в Пермский край Генерального консула Великобритании в Екатеринбурге Дженни Локк обсуждались перспективы сотрудничества Уполномоченного и консульства в сфере защиты прав человека в плане обучения сотрудников аппарата Уполномоченного и юристов психоневрологических интернатов Пермского края по защите прав уязвимых категорий населения, таких как люди с психическими заболеваниями; обучение сотрудников уголовно-исполнительных инспекций по особенностям работы с условно осужденными лицами.
В рамках визита на Международный форум «Пилорама» Генерального консула Федеративной Республики Германии в Екатеринбурге Ренаты Астрид Шимкорайт была представлена выставка «Падение стены. Падение империи», посвященная 20-летию падения Берлинской стены. Данный проект, а также участие в «Пилораме» Немецкого культурного центра им. Гете при посольстве Германии в Москве с кинопоказом «Все рождены свободными и равными» реализованы в результате переговоров Уполномоченного по правам человека в Пермском крае и атташе по культуре Генерального Консульства Германии Штеффана Лааса. По окончании Международного форума была реализована возможность проведения Фестиваля короткометражного документального кино в разных городах края.
Уполномоченный по правам человека получила персональное приглашение и приняла участие в конференции «Лидерство в образовании» в г. Таллине (Эстония), где представители 19 стран Европы обсуждали проблемы подготовки и поддержки руководителей образования.
В ноябре 2009 года по приглашению Ее Величества Шейхи Мозар Бин Назар АльМисснед и Председателя Фонда образования Катара и ЮНИСЕФ Уполномоченный по правам человека принимала участие во Всемирном саммите «Инновации для образования». Саммит собрал более 1000 участников из 100 стран мира, чтобы разработать новую международную платформу для формирования образовательных моделей XXI века.
Уполномоченный по правам человека и ее аппарат приняли активное участие в подготовке и проведении Международного форума «Пилорама», посвященного темам «Война и мир» и «Человек и тюрьма». В публичном гражданском диалоге на «Пилораме» были заявлены позиции лидеров гражданского общества, правозащитников, политиков, деятелей культуры и искусства. Форум вызвал живой интерес жителей Пермского края и международной общественности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ
В 2009 году приняты меры по дополнительным гарантиям соблюдения прав человека в Пермском крае через принятие ряда региональных законов, а также последовательную работу Законодательного Собрания Пермского края совместно с Советом представительных органов местного самоуправления по созданию нормативно-правовой базы по защите жилищных прав граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, по участию населения в осуществлении местного самоуправления, по созданию условий для участия общественности в государственном управлении на краевом уровне; создание системы контроля Правительства Пермского края за деятельностью министерств и агентств по выполнению рекомендаций Ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека, в результате чего были разработаны и реализованы мероприятия по соблюдению прав проживающих в социальных интернатных учреждениях, создана система поддержки малообеспеченных семей с детьми и детей-сирот, организована межведомственная деятельность по защите трудовых прав граждан в условиях кризиса, утверждены целевые программы гармонизации межнациональных отношений и поддержки инвалидов.
Вместе с тем в 2009 году:
нарушены личные права пациентов реабилитационного центра «Дельфин» (Краснокамск);
допущены массовые нарушения социальных прав отдельных категорий граждан;
выявлены нарушения прав проживающих ветеранов при реорганизации учреждений комплексных центров социального обслуживания и участников образовательного процесса школ, детских дошкольных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования;
зафиксированы проблемы недоступности медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения для местного населения, сотрудников и осужденных исправительных колоний в отдаленных, труднодоступных сельских территориях.
Кроме этого, в 2009 году не были решены и не определились подходы к решению проблем, обозначенных Уполномоченным в предыдущих ежегодных докладах, а именно:
не создана система защиты прав лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию;
не приняты исчерпывающие меры по безопасному пребыванию граждан в местах принудительного содержания;
не приняты меры по реализации жилищных прав социально незащищенных жителей края, в том числе, не улучшилась ситуация с обеспечением жильем детей-сирот;
не определились подходы к решению проблемы доступности среды жизнедеятельности для инвалидов;
не создана система учета мнения населения и институтов гражданского общества в государственном управлении и в осуществлении местного самоуправления.
Ситуация в сфере соблюдения прав и свобод человека в части нарушения социальных прав и прав лиц в местах принудительного содержания не может быть признана удовлетворительной и требует дополнительных мер со стороны законодательной, исполнительной власти края и органов местного самоуправления.
В связи с этим считаю возможным рекомендовать Правительству Пермского края, органам местного самоуправления:
проанализировать соответствие финансирования, кадрового ресурса и имеющейся инфраструктуры в сфере социальной политики национальным стандартам, Европейской социальной хартии и государственным гарантиям реализации социальных прав человека, предложить для обсуждения общественности края и Законодательному Собранию меры по соблюдению социальных прав, гарантированных государством;
принять дополнительные меры по реализации жилищных прав социально незащищенных жителей Пермского края;
принять меры по приведению в нормативное состояние мест принудительного содержания граждан, а также условий пребывания призывников в краевом призывном пункте;
разработать систему координации по предупреждению и эффективному реагированию на несоблюдение условий безопасного пребывания граждан в местах принудительного содержания, на факты незаконного применения физической силы и пыток сотрудниками правоохранительных органов;
разработать мероприятия по безусловной гарантии доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения в отдаленных, труднодоступных поселениях Пермского края;
обеспечить координацию деятельности органов власти и общественности по защите прав инвалидов, по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции маломобильных групп населения;
обеспечить участие населения и гражданских институтов Пермского края в государственном управлении (в том числе в проведении административной реформы) и осуществлении местного самоуправления, гарантировать государственную поддержку общественных инициатив.
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
МАРГОЛИНА Татьяна Ивановна.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Новости города. Пермь
Досье 02
РУБРИКИ
с праздником!
спецпроект: Вестник ОКС при УФМС по Пермскому краю
спецпроект: ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ
криминальные истории
спецпроект: РЕГИОН 59
страшный мир наркоты
шок
из зала суда
сообщаем подробности
профессия защищать
пульс недели
спецпроект: МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА
по горячим следам
письма читателей
спецпроект: МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ
Советует специалист
СПЕЦПРОЕКТ: Я человек! У меня есть права!
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.