Досье 02  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ
инструкция по охране труда для слесаря сантехника


Досье 02
30.04.2010
Ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в Пермском крае (продолжение)


Соблюдение прав работников при банкротстве предприятий
Серьезное напряжение возникло в 2009 году в ООО «ЗападУралКран», где задолженность по заработной плате составила более 6 миллионов рублей при общей численности работников чуть более 214 человек. Уполномоченный неоднократно обращалась по этой ситуации в прокуратуру Пермского края, Государственную инспекцию труда в Пермском крае. Ситуация на предприятии была поставлена на особый контроль межведомственной комиссии по предотвращению социальной напряженности в Правительстве Пермского края, на заседаниях которой неоднократно заслушивался директор предприятия В.Р. Фагмиев. Благодаря общим усилиям и постоянному вниманию к предприятию со стороны государственных органов часть долгов перед работниками (около 2 миллионов рублей) в конце 2009 года была погашена. Надеемся, что в 2010 работа с руководителем предприятия и конкурсным управляющим будет продолжена и долги перед работниками будут погашены в полном объеме.
Также предметом жалоб к Уполномоченному стала невыплата заработной платы предприятием-банкротом ОАО «Гортоп» (Кудымкар).
В соответствии с пп. 2, 3 ст. 37 Конституции РФ принудительный труд запрещен, каждому гарантируется право на труд, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Отдельно следует отметить работу межведомственной комиссии по предотвращению социальной напряженности в Пермском крае, созданной Распоряжением председателя Правительства Пермского края, основными задачами которой являются организация совместных действий, направленных на выявление фактов невыплаты заработной платы и социальной напряженности на территории региона, а также разработка мероприятий, направленных на обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
По решениям комиссий принимались меры: содействие предприятиям по взысканию дебиторской задолженности с предприятий-должников; предоставление информация о возможности участия предприятий в тендерах и госзаказах; содействие в работе с банками по вопросу возможности кредитования предприятия; содействие в работе с налоговыми органами по реструктуризации задолженности по налоговым платежам; включение предприятия с ассортиментом продукции в проект «Продвижение продукции пермских производителей».
В результате проделанной работы задолженность по выплате заработной платы в Пермском крае с 01.07.2009 уменьшилась на 47,8 млн руб. и на 01.01.2010 по данным Пермьстата составила 126,1 млн руб.
В целом, по сведениям краевого Агентства по занятости населения, в течение 2009 года ситуация на рынке труда Пермского края характеризовалась рядом негативных процессов, свидетельствующих об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности. В социально-трудовой сфере это ухудшение проявилось в виде широкого распространения различных форм неполной занятости, усиления процессов высвобождения работников по инициативе работодателя, формирования задолженности по заработной плате, сокращения ее размера.
Вместе с тем в результате реализации комплекса антикризисных мер удалось предотвратить неконтролируемый сброс рабочей силы и массовую безработицу, добиться стабилизации показателей занятости, общей и регистрируемой безработицы.
Женщины на рынке труда
Число обратившихся в краевую службу занятости женщин в поиске работы в 2009 году выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,3 раза и составило 97,4 тысячи (в 2008 году – 73,5 тыс. женщин). Однако удельный вес женщин в общей численности обратившихся в поиске работы снизился на 4%. Это объясняется высокой долей работников-мужчин, обратившихся в центры занятости за содействием в трудоустройстве в связи с высвобождением их с предприятий края, использующих преимущественно мужской труд.
Очевидно, что шансы найти достойную работу в момент кризиса уменьшаются у всех категорий граждан, но дискриминация при приеме на работу по половому признаку, возрасту и качествам, не связанным с деловыми, имеет прямое отношение именно к женщинам.
Анализ вакансий, размещенных в печатных средствах массовой информации края, в полной мере свидетельствует о данной практике. В нескольких номерах газет «Работа в Прикамье», «Работа всем в Перми», «Работа и услуги в Пермском крае» из 94 объявлений о вакансиях, которые являются дискриминационными в отношении женщин, более чем в половине объявлений (60%) указывается требуемый возраст женщин, в остальных 40% присутствует ограничение по половому признаку: «требуются мужчины». По разным причинам, в том числе с отсутствием предварительной цензуры в СМИ, женщины автоматически попадают в дискриминируемую группу без уточнения их реальных возможностей и квалификации.
Иногда работодатели предлагают женщинам занять вакантное место с условием, что сотрудница не должна рожать ребенка (например, в течение трех лет) и согласна уволиться, если это случится.
Подчёркивая традиционно ответственное отношение к трудовой занятости населения в Пермском крае и органов власти, и объединений работодателей, и профсоюзов, хотела бы обратить внимание на новый уровень ответственности края в связи с принятием Федерального закона от 3 июня 2009 года №101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года».
Российской Федерацией приняты статьи Хартии, регулирующие, в числе других прав, право на труд; право на безопасные и здоровые условия труда; право на организацию; право на коллективные переговоры; права работающих женщин на охрану материнства; право на профессиональную ориентацию; право на профессиональное обучение; право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола; право на информацию и консультации; право участвовать в определении и улучшении условий труда и производственной среды; право на защиту при увольнениях; право работников с семейными обязанностями на равные возможности и на равное обращение; право представителей работников на защиту и льготы на предприятиях; право работников на информацию и консультации при коллективных увольнениях.
ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
Основные принципы охраны здоровья граждан закреплены в статье 2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 №5487-1):
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на каждый год, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Потребность обеспечения финансовыми средствами территориальной Программы обязательного медицинского страхования населения Пермского края рассчитывается, в том числе, на основе тарифов, утверждаемых Краевой согласительной комиссией по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования в части расходов больниц на медикаменты, питание пациентов, мягкий инвентарь.
По информации Контрольно-счетной палаты Пермского края в Пермском крае базовые тарифы (заработная плата с начислениями, медикаменты в больницах, питание больных, мягкий инвентарь) на оказание медицинских услуг за последние несколько лет повышались незначительно, в то время как расходы по данным статьям возрастали.
Существующие тарифы на оказание медицинских услуг не обеспечивают расходы учреждений здравоохранения в полном объеме, а значит, требуют пересмотра в сторону увеличения.
По данным Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования, в структуре обоснованных жалоб ведущее место занимают жалобы по вопросам лекарственного обеспечения в стационаре, взимания денежных средств за медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию.
Количество жалоб граждан на лекарственное обеспечение в стационарах медицинских учреждений Пермского края за 2009 год составило 167, из них обоснованных – 159 (95,2%).
Количество жалоб на взимание денежных средств за медицинскую помощь, гарантированную Программой обязательного медицинского страхования, составило 157, обоснованных – 137 из них (87,3%).
Количество жалоб на организацию работы медицинских учреждений Пермского края составило 89, из них обоснованных – 74 (85,4%).
К Уполномоченному по правам человека в Пермском крае за 2009 год поступило 471 обращение по медицинским вопросам (из них 307 – жалобы на нарушение прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, в 2008 году – 221).
Доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения в отдаленных территориях Пермского края
В августе 2009 года на выездном приеме отдаленных колоний-поселений ГУФСИН России по Пермскому краю в Чердынском районе (Бондюжское и Чепецкое сельские поселения) Уполномоченным были выявлены проблемы, касающиеся доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения местному населению.
Получить стоматологическую помощь или сдать лабораторные анализы жители этих посёлков не могут. Получение лицензии на эти виды медицинской помощи в фельдшерско-акушерском пункте (ФАП) невозможно, так как нет соответствующих помещений.
Анализ жалоб из сельских поселений к Уполномоченному и ответов на его запросы показывает, что проблема с доступностью медицинской помощи и лекарственного обеспечения характерна для большинства отдаленных и труднодоступных районов Пермского края.
В дальних поселениях отмечаются типичные проблемы: отдаленность медицинских учреждений, закрытие фельдшерско-акушерских пунктов, транспортная труднодоступность к медицинским учреждениям, отсутствие или крайняя изношенность медицинского транспорта, отсутствие отдельных видов медицинской помощи (особенно стоматологической), нехватка медицинских кадров, отсутствие медицинской помощи в вечернее и ночное время, отсутствие аптек, проблемы с приобретением лекарств, с лекарственным обеспечением льготных групп населения.
Например, в д. Трезубы сельского поселения Березовка на Каме Усольского муниципального района проблемы с доступностью медицинской помощи наиболее остры – бездорожье зимой и летом.
Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области охраны здоровья граждан относится, в том числе, защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан, а к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов – создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан.
Таким образом, можно говорить о нарушении прав граждан на доступность медицинской помощи в отдаленных сельских районах Пермского края. В настоящее время органы государственной власти субъектов РФ имеют все полномочия по организации обеспечения населения, в том числе льготных категорий, лекарственными средствами, а органы местного самоуправления – по созданию условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан.
В соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона от 22.06.98 №86-ФЗ «О лекарственных средствах» органы местного самоуправления могут принимать решения об открытии новых аптек или аптечных пунктов, руководствуясь при этом не только целями извлечения прибыли, но и необходимостью обеспечения доступности и качества оказания медицинской и лекарственной помощи населению.
Министерство здравоохранения Пермского края Приказом от 28 августа 2007 г. №247 «Об утверждении типовой документации для осуществления отбора медицинских организаций при установлении заданий по обеспечению государственных гарантий оказания населению муниципального района (городского округа) бесплатной медицинской помощи» обязывает муниципальные комиссии при размещении заданий также оценивать критерий пешей и транспортной доступности оказания медицинской помощи.
Общая врачебная практика
Постановлением Правительства РФ от 05.11.1997 №1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» (вместе с «Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации») определено, что основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения.
Особая роль отводится развитию института врача общей (семейной) практики. Общая врачебная практика (ОВП) является формой первичной медико-санитарной помощи населению и одновременно представляет собой самостоятельную медицинскую структуру, осуществляющую свою деятельность на основе государственной лицензии.
Медицинская помощь выполняется врачом общей врачебной практики прикрепленному населению вне зависимости от пола и возраста (по семейному принципу) при наиболее распространенных заболеваниях и неотложных состояниях.
Цель общей врачебной практики – приближение квалифицированной, специализированной медицинской помощи к жителям, в первую очередь в сельских поселениях, увеличение продолжительности и качества жизни, улучшение показателей здоровья.
По информации Министерства здравоохранения Пермского края на 01 января 2010 года, количество отделений (кабинетов) врача общей практики по Пермскому краю составило 109; количество врачей общей практики – 99 человек; численность прикреплённого сельского населения, обслуживаемого врачами общей практики, – 142468 человек, что составляет 20,75% от общего количества сельского населения в Пермском крае. На ремонт офисов (кабинетов) врачей общей практики в 2009 году из муниципальных бюджетов затрачено 14 474,822 тыс. рублей.
Таким образом, должна признать, что в Пермском крае развитие сети общих врачебных практик недостаточно для решения в сельских территориях Пермского края, особенно в отдаленных и труднодоступных местностях, проблемы соблюдения прав на охрану здоровья и медицинскую помощь.
НАРУШЕНИЕ ПРАВ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
Инвалидность как диагноз, с которым можно жить достойно!
В 2009 году обострились проблемы проживания в Пермском крае людей с ограниченными возможностями здоровья, и прежде всего – в связи с отсутствием безбарьерной среды их жизнедеятельности. В крае зафиксированы многочисленные факты нарушений установленных нормативов доступности при новом строительстве, при реконструкции зданий, при благоустройстве территорий. При этом к нарушителям повсеместно не применяются административные меры воздействия.
В 2009 году по инициативе Пермской краевой организации ООО «Всероссийское общество инвалидов» по исковому заявлению транспортной прокуратуры Дзержинским районным судом было вынесено решение, обязывающее ОАО «Российские железные дороги» привести железнодорожный вокзал станции Пермь II в соответствие со строительными нормами и правилами. На станции Пермь II должны установить лифт, чтобы люди с ограниченными возможностями могли подниматься с первого этажа на второй, минуя лестницу. Сейчас их доступ на пермский вокзал затруднен: переходы к перронам расположены на первом этаже здания, кассы и залы ожидания – на втором. Помимо этого, вокзал должен обеспечить инвалидам доступ к торговым киоскам, телефонам-автоматам, камерам хранения и отделу милиции. Напомню, что в 2008 году, также по инициативе Пермской краевой организации ООО «Всероссийское общество инвалидов», в судебном порядке был решен вопрос о приведении пермского аэропорта «Большое Савино» в соответствие с требованиями о защите прав инвалидов. Как сообщила председатель Пермского краевого общества В.И. Шишкина, после двух выигранных процессов в отношении авиаторов и железнодорожников они намерены добиться реконструкции пермского автовокзала.
В сентябре 2008 года Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов. Правительство РФ по заявлению председателя правительства В.В. Путина намерено в течение ближайших месяцев подготовить документы для ратификации Конвенции. «По сути, мы должны подготовиться к выполнению ключевого требования Конвенции – создать условия для полноценной интеграции инвалидов в жизнь общества», – пояснил премьер. «С одной стороны, российское законодательство в принципе соответствует положениям Конвенции, в то же время на уровне практической деятельности органов власти и в быту инвалиды ежедневно сталкиваются с многочисленными проблемами», – констатировал В. Путин. Конвенция рассматривает инвалидность не как вопрос медицины, благотворительности или зависимости, Конвенция требует, чтобы люди во всем мире понимали инвалидность как вопрос прав человека. Правовой подход к инвалидности утверждает, что человек становится инвалидом не по причине нарушения здоровья, а по причине барьеров, с которыми он сталкивается.
В 2009 году обострилась ситуация с трудовой занятостью инвалидов: в службы занятости обратилось 5806 инвалидов (рост на 20,1%), нашли работу при содействии служб 1667 человек (снижение на 22%).
По-прежнему осталась проблема с неурегулированностью на федеральном уровне оплаты жилого помещения: при вступлении в действие Жилищного кодекса РФ были нарушены права инвалидов, проживающих в частном жилищном фонде, в том числе в приватизированных жилых помещениях муниципальных многоквартирных домов. Направленный по инициативе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Законодательным Собранием Пермского края законопроект предполагает предоставление льготы по оплате жилья инвалидам независимо от вида жилищного фонда, в котором он проживает. К сожалению, с марта 2008 года до сих пор проект закона находится на рассмотрении в Совете Государственной Думы РФ. По информации министра регионального развития Российской Федерации В.Ф. Басаргина на встрече с уполномоченными по правам человека в субъектах РФ Правительству РФ дано поручение внести соответствующие изменения в бюджет Российской Федерации на 2011-2012 годы.
С 1 декабря 2009 года были отменены социальные проездные документы для федеральных льготников, в том числе инвалидов, а также были приняты нормативно-правовые акты, изменившие форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
Подготовка и принятие постановлений Правительства Пермского края, напрямую затрагивающих жизнедеятельность инвалидов, не обсуждались и не согласовывались с общественными организациями инвалидов, что является прямым нарушением статьи 11 Устава Пермского края: «В соответствии с федеральными законами и законами Пермского края граждане и их объединения вправе, в том числе: организовывать и проводить независимую общественную экспертизу социально значимых решений органов государственной власти Пермского края до принятия решения об их реализации; принимать участие в разработке нормативных правовых актов органов государственной власти Пермского края».
Если к перечисленным проблемам добавить конфликты с Агентством по управлению бюджетными учреждениями Пермского края (руководитель Е.Ю. Костина), с департаментом образования администрации города Перми (и.о. начальника И.В. Петроградских) родителей детей-инвалидов по получению ими образования, а также серьезные претензии инвалидов к сокращению за последние 5 лет инфраструктуры для медико-социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей, можно сделать вывод о том, что изменившаяся система управления социальной сферой, исключившая координацию разных министерств и ведомств по созданию условий для интеграции инвалидов в экономическую и социальную жизнь региона, дает серьезные сбои, в регионе отсутствует центр ответственности за жизнеустройство более чем 200 тысяч людей с ограниченными возможностями.
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае будет настаивать на создании и организации работы Координационного совета по правам инвалидов при Правительстве Пермского края и уточнении функционала министерств и агентств относительно этой категории населения.
НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПРИЗЫВНИКОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Как отправляем наших земляков на военную службу?
Согласно Приказу министра обороны РФ от 02.10.2007 №400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 №663» (вместе с «Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе»), отправка граждан, призванных на военную службу, производится со сборных пунктов, создаваемых при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Этим же приказом установлено, что на сборном пункте следует, в том числе, предусмотреть: помещения для переодевания; помещения для санитарной обработки (баня, душ) прибывших призывников; бытовую комнату; комнату для хранения личных вещей; пункт питания (столовую), буфеты, оборудованные места для продажи товаров первой необходимости; санитарный пропускник с дезинфекционными камерами, изолятор на два вида инфекционных заболеваний, санитарные узлы; места для построения призывников и проведения с ними строевых и спортивных занятий; умывальник и туалет из расчета загрузки пункта.
К сожалению, сборный пункт Пермского края не соответствует нормативным требованиям, а значит, условия пребывания в нем призывников можно считать недопустимыми. Еще в 2006 году Законодательное Собрание Пермской области постановило считать целесообразным создание на территории Пермского края Центра военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе на базе краевого сборного пункта (Постановление ЗС Пермской области от 18.05.2006 №3032 «Об информации «О подготовке допризывной молодежи к службе в армии на территории Пермского края в свете выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (2006-2010 годы)». Но ситуация на сборном пункте не изменилась.
Считаю возможным рекомендовать Правительству Пермского края совместно с Военным комиссариатом края создать нормальные условия для пребывания призывников перед отправкой к месту прохождения военной службы.
Военно-врачебная экспертиза
В Пермском крае остается проблема лицензирования проведения военно-врачебной экспертизы в части определения у призывников категории годности к военной службе. На сегодняшний день освидетельствование призывников военно-врачебной комиссией Военного комиссариата Пермского края осуществляется без лицензии, что нарушает права граждан на законность призыва на военную службу. Эта проблема уже поднималась Уполномоченным в Ежегодном докладе за 2008 год.
Подобная ситуация приводит к низкому качеству проведения военно-врачебной экспертизы по определению категории годности к военной службе лиц призывного возраста, следовательно, к росту количества жалоб со стороны призывников и их родителей. Министерство общественной безопасности Пермского края и краевой Военный комиссариат не принимают необходимых мер для лицензирования процедуры военно-врачебной экспертизы.
На сегодняшний день в Пермском крае создана возможность проведения независимой военно-врачебной экспертизы согласно Положению о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации №574 от 28.07.2008, по заявлениям граждан при их несогласии с заключением военно-врачебной комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет. Одним из медицинских центров Перми в 2009 году получена лицензия на осуществление военно-врачебной экспертизы. В комиссию за период с 1 сентября 2009 года по 1 января 2010 года обратилось 106 граждан, из них 98 призывного возраста и 7 допризывного.
«Мальчики от службы не отлынивают…»
В течение 2009 года к Уполномоченному по правам человека по поводу призыва из Пермского края поступала информация от родителей военнослужащих о фактах неуставных отношений в войсковых частях Министерства обороны и Министерства внутренних дел РФ.
К сожалению, продолжилась печальная статистика гибели солдат-пермяков в результате неуставных отношений. По информации Военного комиссариата Пермского края, с начала 2008 года по июль 2009 года погибли (умерли) 16 военнослужащих из Пермского края, в том числе 10 военнослужащих – по призыву, 4 из них покончили жизнь самоубийством.
К Уполномоченному поступило 5 жалоб от родителей и родственников военнослужащих, призванных из Пермского края на военную службу весной 2009 года. В жалобах указывались факты вымогательства, унижений, избиений со стороны сержантов, невыносимые бытовые условия.
В связи с поступившими жалобами Уполномоченный по правам человека в Пермском крае вынуждена была проинформировать главного военного прокурора Сергея Фридинского о ситуации в войсковых частях Министерства обороны РФ в Сибирском и Дальневосточном военных округах.
По всем жалобам Уполномоченный направила информацию в окружные военные прокуратуры; были организованы прокурорские проверки. По некоторым жалобам Уполномоченный достаточно эффективно взаимодействовала со своими коллегами – Уполномоченными по правам человека в Республике Коми и Самарской области.
Кроме этого, по сообщению Вракиной А.М., руководителя правозащитной организации Совет родителей военнослужащих Прикамья, в 2009 году обострилась проблема неуставных отношений в войсковых частях Министерства обороны РФ на территории Республики Таджикистан, где проходят службу пермяки. По сообщениям родителей, в войсковых частях процветает вымогательство. Письма и посылки не доходят до адресатов.
По информации 527-го военного следственного отдела Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, некоторые факты применения физического насилия скрываются командованием.
Учитывая положительный эффект посещения Уполномоченным по правам человека и общественными правозащитными организациями воинских частей на территории РФ, где служат наши земляки, в 2010 году следует реализовать практику командирования правозащитников в воинские части, дислоцированные на территории Республики Таджикистан.
СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПЕРМСКОМ КРАЕ
В 2009 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае поступило 1440 обращений и жалоб граждан на нарушение их прав и свобод правоохранительными органами, в том числе 1206 жалоб со стороны лиц, находящихся в местах принудительного содержания (за предыдущий период – 1313, уменьшение на 8,2%).
Структура жалоб от лиц, находящихся в местах принудительного содержания, следующая: 396 жалоб (27,5%) на действия дознавателей и следователей при проведении следственных действий; 291 жалоба (20,2%) на несогласие с приговором суда; 141 жалоба (11,6%) на условия содержания в СИЗО, ИК, ИВС; 150 жалоб (10,4%) на медицинское обеспечение; 126 жалоб (8,7%) на пытки, незаконное применение физической силы и спецсредств; 86 жалоб (5,6%) на нарушение трудовых и социальных прав; 60 жалоб (4,1%) на несогласие с дисциплинарным взысканием; 47 жалоб (3,2%), связанных с нарушением жилищных прав; 41 жалоба (2,8%) на непредоставление информации различными органами; 37 жалоб (2,5%) по вопросу нарушения семейных прав; 31 жалоба (2,1%) на непринятие мер по документированию паспортом гражданина РФ; 20 жалоб (1,4%), связанных с нарушением гражданско-процессуальных прав.
Значительно увеличилось количество жалоб на пытки, незаконное применение физической силы и спецсредств со стороны сотрудников правоохранительных органов (увеличение на 268% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года): 2008 год – 47 (27 жалоб на сотрудников милиции); 2009 год – 126 жалоб (увеличение на 274%) на действия сотрудников милиции).
Соблюдение прав и свобод граждан сотрудниками милиции
Отмечу, что в 2008 году был представлен специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Пермском крае «Проблема пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения с гражданами в деятельности правоохранительных органов и учреждений в Пермском крае».
21 мая 2009 года на заседании Законодательного Собрания по данному вопросу с критикой руководства ГУВД по Пермскому краю выступил заместитель председателя Законодательного Собрания Пермского края Шулькин И.Г. С 19 октября по 10 ноября 2009 года по инициативе Пермской гражданской палаты в Пермском крае была проведена акция «За капитальный ремонт милиции».
Для изучения проблемы в 2009 году Уполномоченным организован еженедельный мониторинг жалоб граждан на пытки, необоснованное применение физической силы и спецсредств со стороны сотрудников милиции. Наибольшее количество жалоб на пытки, необоснованное применение физической силы и спецсредств в 2009 году поступило на сотрудников следующих отделов внутренних дел ГУВД по Пермскому краю: ОВД Дзержинского района Перми – 8 жалоб; ОВД Индустриального района Перми – 5 жалоб; ОВД по Нытвенскому муниципальному району – 5 жалоб; УВД по Соликамскому городскому округу и муниципальному району – 4 жалобы; ОВД по Кунгурскому городскому округу и муниципальному району – 4 жалобы; УВД по Березниковскому городскому округу – 4 жалобы; ОВД по Добрянскому муниципальному району – 3 жалобы и т.д.
Анализ данных по 74 жалобам о проведенных должностными лицами ГУВД по Пермскому краю проверках показывает, что в 57 случаях (77%) выводы проверок основывались исключительно на данных объяснений и рапортов должностных лиц (сотрудников милиции), на действия которых жаловались заявители, что недопустимо в соответствии с международными стандартами проведения проверок о недопустимом обращении.
Угроза личной безопасности…
По результатам мониторинга выявлено, что 29% (22 жалобы) заявителей жалуются на избиения оперативными работниками в целях получения признательных показаний в помещениях отдела внутренних дел; 50% (37 жалоб) заявляют об их избиениях на улице, при задержании; 21% (16 жалоб) сообщают об избиении в ИВС, медвытрезвителе.
В нарушение ст. 2 Федерального закона «О милиции» в органах и учреждениях милиции не обеспечивается личная безопасность граждан. Сотрудники милиции не осознают тот факт, что их основная задача состоит в обеспечении безопасности гражданина, который находится под их властью.
В качестве примера приведу ИВС Березников, в котором зафиксированы факты вымогательства одежды, воровства, не обеспечена личная безопасность граждан.
17 марта 2009 года поступила жалоба от гражданки Х. по вопросу избиения ее мужа, гражданина Х., в ИВС УВД Березниковского городского округа: «В ночное время он незаконно по распоряжению оперативного работника был переведен в другую камеру, где не было свободных спальных мест, где от него требовали признательных показаний, и он был подвергнут избиениям, получил тяжкие телесные повреждения, в связи с этим был прооперирован в больнице Березников».
По результатам проведенных проверок ГУВД по Пермскому краю и Следственным отделом Березников к дисциплинарной ответственности привлечено 3 должностных лица, отстранен от занимаемой должности начальник ИВС. Вместе с тем в отношении сотрудников милиции, которые незаконно в ночное время переводили гражданина из камеры в камеру, Березниковский МРСО отказал в возбуждении уголовного дела.
22 сентября 2009 года поступила жалоба гражданина К. на избиения сотрудниками милиции ОВД Кировского района г. Перми 14 июля 2009 года, в результате чего он получил многочисленные травмы.
Несмотря на то, что задержанный в бессознательном состоянии был найден дежурным в туалете здания ОВД и отправлен на «скорой помощи» в больницу для оказания неотложной медицинской помощи, по результатам проверки Управления собственной безопасности ГУВД факт избиения К. в ОВД не установлен. Вместе с тем проверка, проведенная Кировским следственным отделом, данный факт установила. С целью избежать ответственности за совершенное правонарушение со стороны сотрудников на гражданина К. оказывалось мощное психологическое давление, была уволена с работы его жена, звучали угрозы.
В ходе работы, проведенной Уполномоченным, в настоящее время жена заявителя восстановлена на прежнем месте работы, решается вопрос о привлечении к уголовной ответственности сотрудников милиции, в настоящее время возбуждено уголовное дело.
В адрес Уполномоченного поступило 30 жалоб граждан по факту противоправных действий должностных лиц ОВД по Краснокамскому муниципальному району при задержании 12.03.2009 граждан, находившихся в реабилитационном центре «Дельфин».
По данному факту в адрес руководства ГУВД по Пермскому краю было направлено Заключение Уполномоченного по правам человека в Пермском крае о грубом и массовом нарушении прав граждан. Сотрудники Управления собственной безопасности ГУВД по Пермскому краю не усмотрели в действиях сотрудников милиции фактов издевательств над гражданами, необоснованного применения спецсредств. Только этот факт массового нарушения прав человека дает основание сделать вывод о неудовлетворительном состоянии соблюдения прав человека в Пермском крае.
За нарушения при организации перевозки граждан в ОВД, а также при проведении разбирательства (содержание в камерах дежурной части) к дисциплинарной ответственности привлечено только 3 должностных лица. Грубейшие, массовые нарушения прав больных людей не получили должной правовой оценки.
В последнее время в рядах сотрудников милиции появилась порочная практика, так называемая «порука», а попросту сговор должностных лиц, совершивших преступные действия в отношении граждан. С целью сокрытия своих деяний сотрудники милиции незаконно оказывают прямое давление на потерпевших и свидетелей, угрозами заставляя их отказаться от своих показаний либо изменить их в нужную сотрудникам милиции сторону. Самое страшное то, что в сговоре они фабрикуют дела на тех, кто «посмел» подать жалобу на их незаконные действия. И вот уже жертва превращается в преступника, осуществившего насилие в отношении представителя власти.
Как правило, потерпевшими и одновременно свидетелями по данным делам являются только сотрудники милиции. В этой ситуации крайне важна активная и принципиальная позиция прокуратуры и следственных органов. Требует особого внимания ситуация, связанная с выполнением требований Уголовно-процессуального кодекса РФ сотрудниками органов внутренних дел при задержании несовершеннолетних граждан, а также при проведении с ними следственных действий дознавателями и следователями.
Условия пыточные...
В I полугодии 2009 года по инициативе Уполномоченного создана рабочая группа по мониторингу изоляторов временного содержания ОВД Пермского края, разработана единая методика проведения мониторинга. Основные недостатки, выявленные в ходе мониторинга 28 ИВС: отсутствие спальных мест; отсутствие санузлов с требованиями приватности; нарушение прав на прогулку, отсутствие прогулочных двориков; отсутствие лицензии на оказание медицинской помощи (практически все ИВС); отсутствие столов для приема пищи в камерах; непредоставление постельного белья.
В настоящее время ситуация по условиям содержания граждан в ИВС края продолжает оставаться сложной. Вместе с тем в 2009 году усилиями ГУВД по Пермскому краю в соответствие с нормативными требованиями приведены 10 ИВС ОВД по Частинскому, Кишертскому, Уинскому, Красновишерскому, Кизеловскому, Чердынскому, Карагайскому, Очерскому и Чернушинскому муниципальным районам.
Кроме этого, ГУВД края разработана Концепция оптимизации учреждений принудительного содержания, которая предполагает значительное улучшение ситуации с условиями содержания людей, приведение учреждений в нормативное состояние. Принципиально важно, чтобы Правительство и Законодательное Собрание Пермского края поддержали предложения ГУВД.
Объединить усилия!
Отмечу, что в 2009 году началась серьезная совместная работа Уполномоченного с ГУВД, ГУФСИН России по Пермскому краю, следственным управлением Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Пермскому краю по профилактике нарушений прав и свобод. По итогам полугодия мониторинг соблюдения прав человека в местах принудительного содержания доведен до руководства ГУВД по Пермскому краю на встрече Уполномоченного с Горловым Ю.Г., а также на коллегии ГУВД по Пермскому краю 16 июля 2009 года.
По результатам коллегии разработан план совместных мероприятий по профилактике нарушений конституционных прав и свобод граждан в системе органов внутренних дел, организованы и проведены обучающие семинары с сотрудниками ГУВД по Пермскому краю, отделов внутренних дел, начальников ИВС и медвытрезвителей, совместные проверки по жалобам граждан, выезды в отделы внутренних дел, разработаны параметры мониторинга изоляторов временного содержания, проведен мониторинг 28 ИВС Пермского края.
В августе 2009 года совместно с Московской Хельсинкской группой Уполномоченным по правам человека в Пермском крае проведен семинар с сотрудниками следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Пермскому краю, прокуратуры Пермского края, ГУФСИН России по Пермскому краю, а также ГУВД по Пермскому краю на тему «Вопросы эффективности расследования фактов пыток и жестокого обращения с людьми: следственная тактика, способы установления и фиксации доказательств, применение международных норм и стандартов при принятии уголовно-процессуальных решений и оценке доказательств, анализ судебной практики». Впервые в Пермском крае данную проблематику за одним «круглым столом» обсуждали сотрудники правоохранительных органов, общественных и правозащитных организаций. В работе семинара принял участие представитель офиса Верховного комиссара ООН Представительства ООН в Российской Федерации Рашид Алуаш.
6 июля 2009 года состоялась встреча Уполномоченного с судьями Пермского краевого суда, на которой рассматривались вопросы неприемлемости доказательств, полученных в результате пытки, а также квалификации судами фактов необоснованного применения физической силы и спецсредств сотрудниками правоохранительных органов.
По результатам проведенных проверок, по данным Уполномоченного, в 2009 году к дисциплинарной ответственности привлечено 17 сотрудников (12,7%), в отношении 13 сотрудников (7,7%) возбуждено 11 уголовных дел; в 2008 году к дисциплинарной ответственности было привлечено 9 сотрудников, ни одного уголовного дела не возбуждено.
В результате проведенных мероприятий, по сравнению с I полугодием 2009 года, во II полугодии имеет место снижение жалоб на жестокое обращение, пытки и избиения, которое составляет 41%. Вместе с тем уровень жалоб граждан по данным видам правонарушений продолжает оставаться высоким.
Проблемы осужденных
Основными проблемами, выявленными при анализе обращений к Уполномоченному по правам человека в истекшем году, следует назвать: проблемы трудоустройства и соблюдения трудовых прав осужденных; оказание квалифицированной медицинской помощи; проблемы в соблюдении прав осужденных при применении к ним дисциплинарных наказаний, физической силы и специальных средств.
К Уполномоченному по правам человека в 2009 году обратилось 1206 осужденных, а также заключенных под стражу обвиняемых лиц (увеличение на 8,2%).
Средний уровень обращаемости осужденных с жалобами в аппарат Уполномоченного в 2009 году в расчете на 1 тыс. осужденных (в связи с различной численностью осужденных в исправительных учреждениях) в учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю составил 37,6 ед.
По данным ГУФСИН, в 2009 году было трудоустроено около 25% от общего количества осужденных. К сожалению, даже в колониях-поселениях этот показатель не достигает 100%, например, в лесной КП-19 в п. Пильва трудоустроено только 50%.
В 2009 году совместно с сотрудниками прокуратуры Пермского края посещены 22 учреждения. По итогам всех посещений информировалось руководство ГУФСИН по Пермскому краю, проводились служебные проверки, внесено свыше 25 представлений прокуроров в адрес руководства исправительных органов и учреждений.
Вместе с тем анализ обращений осужденных в адрес Уполномоченного свидетельствует о том, что осужденные зачастую вынуждены напрямую обращаться к Уполномоченному, минуя специализированные прокуратуры (Ныробская, Пермская), призванные защищать права осужденных.
В ходе совместного посещения учреждения ФБУ ИК-4 сотрудника аппарата Уполномоченного с членами Общественной наблюдательной комиссии Пермского края у осужденного С. выявлены многочисленные гематомы и ушибы на руках и ногах. Сотрудники администрации не смогли объяснить необходимость нанесения такого количества ударов по рукам и ногам спецсредством ПР-73. Материалы служебной проверки были оформлены формально, ушибы и гематомы в них не были зафиксированы, не указаны обстоятельства, при которых применялось спецсредство. Таким образом, данная проверка не соответствовала требованиям международных стандартов и норм.
В то же время в 12 случаях сообщений Уполномоченного о нарушении прав граждан в местах принудительного содержания из 40 (30%) взаимодействие с органами прокуратуры Пермского края позволило восстановить права граждан.
Применение физической силы и специальных средств
По данным вопросам к Уполномоченному поступило 52 обращения от 44 осужденных. Все обращения направлены в органы СКП РФ. По одному возбуждено уголовное дело, по другим проводится проверка или отказано в возбуждении уголовного дела.
Больше всего подобных обращений поступило к Уполномоченному в 2009 году из ФБУ ОИК-11 (ИК-11, ИК-4, КП-23) п. Ныроб (10 обращений от 18 человек); на втором месте ФБУ ИК-13, г. Губаха (5 обращений). Во всех случаях основаниями применения к осужденным физической силы и спецсредств стало неповиновение при личном обыске. Анализ обращений свидетельствует о том, что администрация ОИК-11 (ИК-4, ИК-11, КП-23) применяет спецсредство в качестве наказания осужденных, что противоречит законодательству РФ.
Проблема обоснованности применения физической силы и спецсредств сотрудниками исправительных учреждений требует отдельного изучения в 2010 году.
Проблемы расследования жалоб граждан
Отмечу, что руководство следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Пермскому краю принимало существенные меры к своевременному реагированию на сообщения Уполномоченного о нарушении прав граждан.
3 декабря 2009 года впервые проведен совместный прием Уполномоченного по правам человека в Пермском крае и руководителя следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Пермскому краю М.Н. Заббаровой. В дальнейшем планируется продолжить практику проведения таких приемов.
До руководства следственного управления Уполномоченным были доведены результаты мониторинга жалоб на пытки, необоснованное применение физической силы и спецсредств со стороны сотрудников правоохранительных органов, который проводился в 2009 году.
По результатам мониторинга, а также сообщениям Уполномоченного руководством управления своевременно принимались меры к отмене необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проводимых проверок. Всего в адрес руководителей следственных отделов, а также следственного управления из аппарата Уполномоченного было направлено 126 сообщений по жалобам граждан. По результатам проведенных проверок вынесено 112 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.
По повторным запросам Уполномоченного следственным управлением Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Пермскому краю отменено 21 постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, что составляет 18,75% от общего количества сообщений.
В ходе еженедельного мониторинга жалоб удалось выявить проблему, которая имеется практически во всех подразделениях правоохранительных органов по вопросу обеспечения личной безопасности граждан при их нахождении в органах и учреждениях милиции.
Недостаточное качество доследственных проверок: в 93% ответов (117 жалоб), поступивших из следственных отделов на сообщения Уполномоченного, выводы об отсутствии в действиях должностного лица признаков состава преступления основывались исключительно на данных объяснений и рапортов должностных лиц (сотрудников милиции), на действия которых подавались жалобы. Причем в большинстве случаев эти данные были неполными, неконкретными и находились в противоречии с показаниями потерпевших и свидетелей, которые были получены в ходе проверки, а также медицинскими документами, актами судебно-медицинской экспертизы. Эти противоречия должностными лицами не устранялись.
Например, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 16 апреля 2009 года по факту смерти гр. С. в Ленинском медвытрезвителе отменялось трижды. В настоящее время следственным управлением по ходатайству Уполномоченного проводится дополнительная проверка, принято решение о проведении комплексной судебной экспертизы факта смерти.
По результатам мониторинга соблюдения прав человека в местах принудительного содержания появились первые выводы.
Вывод первый: в правоохранительных органах сохраняется угроза безопасному нахождению там человека.
Вывод второй: сотрудники правоохранительных органов не знают простых законодательных истин: пытки в России запрещены, бить человека должностному лицу нельзя, применение физической силы в местах принудительного содержания строго ограничено.
Вывод третий: в системах существует порука и сговоры по сокрытию преступных действий должностных лиц и расправе с жертвами их насилия.
Чтобы обеспечить безопасность человека во взаимодействии с отдельными сотрудниками правоохранительных органов, необходимо: освободиться от сотрудников с криминальным стилем профессиональной деятельности (истязатели не должны работать в милиции и в колониях); опираться в этой работе на добросовестных и честных сотрудников правоохранительных и надзорных органов (их больше, чем «оборотней в погонах»); использовать потенциал ветеранов правоохранительных органов; выделить средства краевого бюджета на обучение сотрудников органов ГУВД и ГУФСИН на изучение изменившегося законодательства РФ и международных стандартов.
Женщина в колонии
В адрес Уполномоченного из исправительных учреждений стали поступать жалобы на нарушение условий содержания, а также грубое и нетактичное отношение к женщинам со стороны сотрудников администрации.
В Пермском крае осужденные женщины содержатся в трех исправительных учреждениях: ФБУ ИК-18, ИК-28, ИК-32. В ходе проверок было выявлено незнание руководством и сотрудниками колоний международных стандартов, обязательных для РФ, касающихся содержания женщин в колониях, следственных изоляторах.
Зафиксированы проблемы при получении общего среднего и специального профессионального образования. При посещении профессионально-технического училища в ИК-18 установлено, что в 2009 году сокращены ставки преподавательского состава, в результате чего сокращена и подготовка специалистов по ряду специальностей, остро стоит проблема трудовой занятости женщин.
Вместо гарантированного права на труд и ответственности администрации за создание условий для занятости желающих, возможность трудиться воспринимается как награда, а отстранение от работы как наказание.
В штрафных изоляторах были выявлены грубейшие проблемы: невозможность помыться, а также воспользоваться питьевой водой, средствами личной гигиены, мылом, полотенцем в течение дня, даже в «критические» дни, в ИК-18 не было нормальных условий для посещения бани.
Осужденные женщины жаловались на невозможность получения обмундирования по сезону в связи с плохим графиком работы кладовой по хранению личных вещей, на то, что в строгих условиях содержания невозможно подогреть пищу, несмотря на имеющуюся возможность установки электроплиты. Остро встала проблема качества медицинского обслуживания женщин.
Вопросы условий содержания женщин в колониях станут предметом специального анализа Уполномоченного по правам человека в 2010 году.
Медицинская помощь в ГУФСИН
Медицинская деятельность в России подлежит лицензированию в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 №499, предусматривает, что каждый вид медицинской деятельности, указанный в номенклатуре работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, подлежит лицензированию. Лицензирующим органом федеральных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, является Управление Росздравнадзора по субъекту РФ. В Пермском крае это Управление Росздравнадзора по Пермскому краю, с которым Уполномоченный сотрудничает на основе Соглашения о сотрудничестве в области защиты прав и свобод граждан с 2008 года.
Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и скорой специализированной, санаторно-курортной медицинской помощи. Оказание медицинской помощи без лицензии является незаконным и влечет наступление административной ответственности.
К Уполномоченному по правам человека в Пермском крае в 2009 году поступило 265 обращений и жалоб по вопросам соблюдения права на охрану здоровья и медицинскую помощь в местах принудительного содержания (в 2008 году – 106), почти половина из них – на непредоставление квалифицированной медицинской помощи.
В Пермском крае 46 учреждений уголовно-исполнительной системы. По данным ГУФСИН России по Пермскому краю, на 1 января 2010 года в исправительных учреждениях отбывали наказание 32143 человека. Для медицинского обеспечения в уголовно-исполнительной системе Пермского края имеются 33 медицинских части и 7 больниц. Общая штатная коечная мощность ЛПУ УИС составляет 2210 коек, в том числе 1065 – туберкулезных.
Но далеко не все учреждения оказывают квалифицированную медицинскую помощь в соответствии с требованиями законодательства. Например, 8 учреждений имеют лицензию только на доврачебную помощь, 2 учреждения, одно из которых ФБУ ИЗ-59/1 г. Перми (содержится свыше 2 тыс. человек), вообще не имеют лицензий, но фактически оказывают медицинскую помощь.
Некоторые учреждения имеют лицензии только на один вид амбулаторно-поликлинической помощи: 4 учреждения – только на терапевтическую помощь, 2 – только на стоматологическую помощь (ФБУ ИК-37, ФБУ ИЗ-59/4), 1 – только на психиатрическую помощь с одним врачом-психиатром. Например, в ФБУ ИК-40 г. Кунгура на 1628 человек есть лицензия только на психиатрическую помощь с одним штатным психиатром, и нет лицензии даже на доврачебную помощь.
К сожалению, официальная возможность привлечения лечебно-профилактических учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения для лечения осужденных также не используется даже в Перми.
В учреждении ФБУ ИЗ-59/1 г. Перми срок действия лицензии закончился еще 15.07.2009. При проверке комиссией Росздравнадзора при переоформлении лицензии выявлено несоответствие условий осуществления медицинской деятельности по некоторым видам медицинской помощи.
На территории женской колонии ФБУ ИК-32 в г. Перми располагается межобластная больница МОБ ИК-32, которая вообще не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности. В колонии осуществляется безлицензионная медицинская помощь, в том числе хирургическая. Осужденные женщины жаловались на невозможность получения стоматологической помощи даже при острой зубной боли, получения остро необходимых консультаций узких специалистов. Необходимость назначения тех или иных медицинских процедур определялась в отдельных случаях не медицинскими работниками, а оперативными сотрудниками.
По данному факту в адрес руководства учреждения ФБУ ИК-32 Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вносилось соответствующее представление. Должных мер к устранению недостатков принято не было.
В 2009 году Уполномоченный с целью проверки соблюдения прав осужденных выезжала в колонии-поселения, расположенные в отдаленных и труднодоступных местах Пермского края: ФБУ КП-27 (п. Чепец) и ФБУ КП-26 (п. Ольховка Чердынского района). Поселок Чепец находится в 72 км от районного центра с муниципальными медицинскими учреждениями и в 172 км от ведомственной больницы (ФБУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю).
Поскольку ФБУ КП-27 не имеет лицензии на оказание квалифицированной медицинской помощи, а все осужденные имеют полисы обязательного медицинского страхования, они могут получать медицинскую помощь в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения на равных условиях с другими гражданами РФ.
Но, несмотря на отсутствие правовых препятствий для организации осужденным, отбывающим наказание в ФБУ КП-27, медицинской помощи в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения, никаких мер для организации медицинской помощи осужденным администрацией не предпринималось.
Отсутствие лицензий на медицинскую деятельность порождает нарушение социальных прав работающих осужденных.
Областная туберкулезная больница №17 объединения исправительных учреждений №1 ГУФСИН по Пермскому краю рассчитана на 505 коек. Уполномоченным принято на приеме 49 осужденных, которые обращались, в том числе, по вопросам невозможности получения квалифицированной медицинской помощи по различным сопутствующим заболеваниям. В штатном расписании больницы на 505 коек отсутствует ставка врача-терапевта. В больнице находятся осужденные с различной патологией (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический бронхит, хронический гепатит и др.), выполняются сложные хирургические операции. Осужденные не могут получить квалифицированную медицинскую помощь при других видах патологии.
Таким образом, в ФБЛПУ ОТБ-17 ОИУ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю осуществляется безлицензионная медицинская деятельность по отдельным видам работ и услуг, а также медицинская деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий.
Прецедентная практика Европейского суда по правам человека складывается таким образом, что оказание ненадлежащей медицинской помощи приравнивается к пыткам (ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае в соответствии с Уставом Пермского края обладает правом законодательной инициативы. В течение 2009 года Уполномоченный участвовала в мониторинге и совершенствовании законодательства как на региональном, так и федеральном уровне.
В течение 2009 года Уполномоченный по правам человека в Пермском крае принимала участие в разработке следующих законопроектов:
– «О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», что позволило впервые выделить средства на приведение в нормативное содержание мест принудительного содержания краевого подчинения;
«Об охране труда в Пермском крае»;
«Об особенностях правового регулирования образования в Пермском крае».
По предложениям общественных организаций и Уполномоченного по правам ребенка Уполномоченным по правам человека были предложены новые статьи: «Принципы развития системы образования», «Дополнительное образование детей», «Общественные, государственно-общественные объединения и органы самоуправления в системе образования Пермского края», «Порядок предоставления информации в системе образования». Кроме этого, в законе определена возможность дополнительного финансирования малокомплектных и отдаленных школ, откорректирована статья, посвященная сельским образовательным учреждениям, определена гарантия возможности получения дополнительного образования в случаях и порядке, предусмотренных законами и нормативными актами Пермского края и муниципальных образований, приоритетное право получения дополнительного образования детьми-инвалидами. В новом законе также определена обязательность проведения экспертной оценки реорганизации и ликвидации специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
«О распространении действия Закона Пермской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (в части расширения перечня категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также перечня документов, необходимых для постановки на учет);
«О внесении изменений в Закон Пермского края «О наделении органов местного самоуправления Пермского края отдельными государственными полномочиями в сфере образования» (в части обязательного участия психолого-медико-педагогической комиссии при принятии решения об обучении детей-инвалидов дошкольного возраста на дому для сохранения права детей-инвалидов на инклюзивное образование).
Кроме того, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае вошла в состав:
рабочей группы для подготовки проекта Закона Пермского края «О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2009-2012 годы и на период до 2017 года»;
экспертной группы при постоянной депутатской комиссии по вопросам противодействия коррупции в Пермском крае;
организационного комитета по формированию состава Общественной палаты;
рабочей группы по подготовке изменений в региональное и федеральное законодательство об административных правонарушениях.
Ежегодно Совет Федерации Федерального Собрания РФ осуществляет подготовку докладов «О состоянии законодательства в Российской Федерации».
При подготовке доклада Совета Федерации 2008 года были использованы материалы 20 уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, в том числе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае.
В 2009 году Уполномоченный по правам человека в Пермском крае приняла участие в рабочей группе по подготовке шестого доклада Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О состоянии законодательства в Российской Федерации».
Полагаю важным вернуться к вопросу о законодательной защите прав работников при банкротстве предприятий в части выплат им заработной платы в приоритетном порядке.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Новости города. Пермь
Досье 02
РУБРИКИ
с праздником!
спецпроект: Вестник ОКС при УФМС по Пермскому краю
спецпроект: ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ
криминальные истории
спецпроект: РЕГИОН 59
страшный мир наркоты
шок
из зала суда
сообщаем подробности
профессия защищать
пульс недели
спецпроект: МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА
по горячим следам
письма читателей
спецпроект: МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ
Советует специалист
СПЕЦПРОЕКТ: Я человек! У меня есть права!
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.