Досье 02  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Досье 02
30.04.2010
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Пермском крае

Ежегодный Доклад Уполномоченного по правам человека в Пермском крае подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Пермского края от 05.08.2007 №77-ПК «Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае», с целью предоставления органам государственной власти и местного самоуправления, населению Пермского края информации о результатах деятельности Уполномоченного, его оценки ситуации с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Пермском крае.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона Пермского края «Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае» деятельность Уполномоченного является одним из средств защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, не подменяя и не заменяя полномочия государственных и муниципальных органов.
В докладе представлен анализ наиболее значимых проблем соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Пермского края, конкретные действия по их защите и восстановлению, а также рекомендации по мерам государственного реагирования в соответствии с нормами международного и российского права.
В целях всестороннего и объективного подхода к рассмотрению положения в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в докладе использованы статистические данные различных ведомств федерального и регионального уровня, общественных правозащитных организаций.


ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ 2009 ГОДА
2009 год – период финансово-экономического кризиса – по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, отличают следующие характеристики:
сокращение производства большинства важнейших видов продукции в январе-декабре 2009 года по сравнению с январем-декабрем 2008 года;
снижение реальных денежных доходов населения;
уменьшение (с учетом изменения цен) потребительских расходов на 8%, снижение покупательной способности в сфере платных услуг по всем рассматриваемым показателям;
увеличение количества населения с доходами ниже прожиточного минимума, по предварительной оценке, до 425,6 тыс. человек (или 15,71% от общей численности населения).
Правительством Пермского края были приняты специальные меры по снижению безработицы. Программа позволила оказать поддержку 54 тыс. человек, достигнуть снижения безработицы с 10,4 до 9,1% к численности экономически активного населения и уровня регистрируемой безработицы (с 3,6 до 3,4% на 1 января 2010 года).
В крае была продолжена работа по закреплению гарантий соблюдения прав человека:
- увеличились с 19 тыс. кв. м в 2008 году до 25,4 тыс. кв. м в 2009 году объемы расселения аварийного жилья, что позволило переселить 2075 чел.;
- Государственной инспекцией вневедомственного контроля создана система контроля качества предоставляемых услуг на рынке ЖКХ, что привело к большей защищенности прав потребителей и сокращению числа жалоб в адрес Уполномоченного;
- внесены изменения в Государственный стандарт социального обслуживания населения Пермского края в части расширения перечня лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, которым может быть предоставлен временный приют;
- определены меры социальной поддержки отдельных категорий малоимущих семей в форме социального семейного пособия по технологии «Самообеспечение». В 2009 году 719 семей получили пособия на общую сумму 14 380,0 тыс. руб.;
- утверждена долгосрочная целевая программа «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермского края на 2009-2011 годы»;
- введен дополнительный раздел, определяющий критерии доступности и качества медицинской помощи, в Программу государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи;
- создана система постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; более 1,5 тыс. детей-сирот получили реальную государственную поддержку;
- возобновлены ежемесячные денежные выплаты трудоспособным членам семей погибших военнослужащих;
- приняты законы Пермского края «Об охране труда в Пермском крае», «Об охране окружающей среды Пермского края»;
- законодательно введена новая система оплаты труда бюджетным работникам;
- вступила в действие «Краевая целевая программа развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы»;
- на пленарном заседании Законодательного Собрания Пермского края состоялось представление первого ежегодного специального доклада Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае П.В. Микова по оценке ситуации с соблюдением прав ребенка в Пермском крае в 2008 году;
- в Пермском крае, втором субъекте в РФ и первом в Приволжском федеральном округе, начала работу независимая военно-врачебная экспертиза в целях помощи призывникам и военнослужащим.
Расширены возможности влияния общественности на принятие решений на краевом уровне: созданы Молодежный парламент и Общественная палата Пермского края.
Впервые в истории России в Пермском крае Центром гражданского анализа и независимых исследований подготовлен и представлен общественности Пермский гражданский доклад «О качестве власти», а также проведена гражданская экспертиза эффективности работы с детьми-сиротами.
В июне 2009 года в Российской Федерации были ратифицированы отдельные положения Европейской социальной хартии, что предусматривает дополнительные международные механизмы ответственности нашей страны, а значит, и регионов РФ за проводимую социальную политику с детьми, семьей, молодежью и в сфере трудовых отношений.
Событием года стал Международный форум «Пилорама-2009». В дни форума более 10 тыс. посетителей побывали в Мемориальном музее политических репрессий «Пермь-36» в д. Кучино Чусовского района.
Трагическое событие – пожар в пермском клубе «Хромая лошадь», унесший жизни 156 человек, обнажило серьезные проблемы безопасности жизни пермяков, ответственности бизнеса и надзорных государственных органов за жизнь человека, правовой незащищенности потерпевших и пострадавших в результате трагедии.
МОНИТОРИНГ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОМ КРАЕ
В 2009 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае поступило 7726 обращений, 2505 из них – почтой, 3126 – на устном приеме Уполномоченного и сотрудников аппарата, 1364 – по телефону, 731 – из общественных приемных Уполномоченного. 3899 обращений из общего количества поступивших на устном приеме и письменно являются жалобами.
Количество поступивших обращений увеличилось на 10% по сравнению с 2008 годом, при этом количество жалоб увеличилось на 57%. Доля жалоб от общего количества обращений составляет 50,7% (в 2008 году доля жалоб составляла 34% от всех обращений).
Из 1442 обоснованных жалоб в 2009 году закончено производство по 765 жалобам, из них права восстановлены по 256 жалобам (33,4%). Среднероссийский показатель восстановленных нарушенных прав по жалобам составляет 29,9%.
В разрезе категорий нарушенных прав результативность по работе с жалобами следующая: культурные права – 40% нарушенных прав восстановлено; политические права – 27% нарушенных прав восстановлено; экономические и социальные права – 17% нарушенных прав восстановлено; гражданские (личные права) – 15% нарушенных прав восстановлено.
По критерию категории нарушенного права в 2009 году, как и в 2008 году, на первом месте находятся обращения по поводу нарушения экономических и социальных прав, что составило 49% от общего количества жалоб на нарушенные права. Количество жалоб возросло на 25% по сравнению с 2008 годом. В этой категории больше обращений было по поводу нарушения права на жилище, на труд, на социальное обеспечение, на охрану здоровья. По всем перечисленным видам прав, кроме жилищных, произошло увеличение количества обращений. Несмотря на то, что обращений по поводу нарушения жилищных прав поступило не больше, чем в 2008 году, общее число обратившихся граждан увеличилось за счет увеличения количества коллективных обращений по этому виду прав.
Второе место занимают обращения по поводу нарушения гражданских (личных) прав (35%). По сравнению с 2008 годом жалоб поступило на 58% больше. На третьем месте по количеству находятся обращения по поводу нарушения культурных прав (6,4%), все жалобы – по поводу нарушения права на образование. По сравнению с 2008 годом количество обращений на 50% больше.
На четвертом месте – жалобы о нарушении политических прав (2,7%). По сравнению с 2008 годом количество обращений возросло на 70%, большая их часть – по поводу нарушения права на обращение.
Еще одним коммуникационным каналом Уполномоченного с жителями Пермского края является официальный сайт (www.ombudsman.perm.ru). На сайте посетитель может получить информацию о предстоящих и прошедших событиях с участием Уполномоченного по правам человека в Пермском крае и Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае, а также узнать о текущей деятельности Уполномоченного, основной проблематике деятельности института омбудсмана.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА
Право на жилище

Как и прежде, обращения по поводу нарушения жилищных прав составляют подавляющую часть в данной категории. В сравнении с прошлым годом количество обращений по поводу нарушенного права на жилище не возросло, однако увеличилось общее число обратившихся граждан в связи с возросшим в два раза числом коллективных обращений. Социальный портрет заявителей не изменился: в основном с жилищными проблемами обращались пенсионеры, семьи с детьми, осужденные, лица из числа детей-сирот, ветераны ВОВ, инвалиды, одинокие матери.
Типичные вопросы: несогласие с порядком расселения из ветхого жилья; выселение из помещения без предоставления другого жилья; непредоставление жилья вне очереди детям-сиротам; сохранение права на жилплощадь за временно отсутствующими гражданами (например, за детьми-сиротами или осужденными гражданами); непредоставление социального жилья гражданам, состоящим в очереди на получение жилья; отказ в предоставлении права участвовать в жилищных программах.
Отдельно следует отметить вдвое возросшее по сравнению с 2008 годом количество коллективных обращений, подавляющая часть которых связана с нарушениями прав и игнорированием интересов граждан при расселении их семей из ветхих и аварийных жилых домов. Граждане жаловались на должностных лиц администрации Перми, не исполняющих свои обязанности по информированию об условиях переселения в другое жилье. Жильцы с удивлением узнавали о том, что когда-то их дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Никто не разъяснял им законодательно установленный порядок расселения. Часто при переселении не учитывалось, что несовершеннолетние члены семей ходят в детские дошкольные учреждения, в школы, которые невозможно будет посещать после переселения в далеко расположенные районы города.
Другие коллективные обращения по поводу нарушенных жилищных прав поступали по следующим вопросам: отказ администрации признать дом аварийным; жалобы членов ТСЖ на председателей товариществ, а также на действия администрации Перми в части продажи или сдачи в аренду подвалов; по поводу длительного неисполнения судебных решений о взыскании в пользу жителей Кизела с Министерства финансов РФ социальных выплат на приобретение жилья; отказ собственников общежитий зарегистрировать граждан по месту жительства (Пермь); проблемы реализации жилищных программ (особенно предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: Гайнский, Косинский и Кочевский районы).
В 2009 году поступило 8 жалоб на неисполнение строительными компаниями договоров долевого строительства. В некоторых случаях, согласно договорам долевого строительства, заявители должны были получить новые квартиры еще в 2006-2008 годах, поэтому ссылки руководителей строительных организаций на сложности, возникшие вследствие мирового финансового кризиса, несостоятельны.
К сожалению, далеко не все граждане имеют постоянные доходы, позволяющие им принять участие в существующих программах ипотечного кредитования. Не имея иной возможности улучшить свои жилищные условия, некоторые граждане вынуждены продавать единственное имеющееся жилое помещение, чтобы вырученные от продажи средства вложить в долевое строительство, на время которого проживают у родственников или снимают жилое помещение. В случае недобросовестности строителей граждане (чаще всего это семьи с детьми) остаются без жилья.
Контроль за выявленными проблемными объектами – многоквартирными жилыми домами, а также принятие административных мер воздействия к застройщикам осуществляет Инспекция государственного строительного надзора Пермского края. Кроме этого, Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю имеет возможность осуществлять мероприятия по контролю в сфере долевого строительства, а в случае выявленных нарушений прав дольщиков привлекать застройщиков к административной ответственности. В случаях обращений к нам обманутых дольщиков эти надзорные органы своих функций не выполняли. Нет гарантии эффективной и своевременной защиты обманутых дольщиков и в правоохранительных органах. Очевидно, за решением возникающих у дольщиков проблем должна наблюдать специально созданная межведомственная комиссия или рабочая группа.
Право на труд
К сожалению, в 2009 году произошел рост обращений по поводу нарушения трудовых прав. Общее количество обращений увеличилось вдвое. Впервые право на труд по количеству обращений вышло на второе место после жилищных прав. В разрезе категорий заявителей больше обращений поступило от работников бюджетных организаций, коммерческих организаций, осужденных и безработных.
В половине случаев обращения связаны с оплатой труда: невыплатой заработной платы либо несогласием с ее размером. Другая значительная часть обращений связана с трудовыми спорами между работниками и работодателями (более 20%). Поводы для обращений были разные: несогласие с принятым решением об увольнении в связи с сокращением штата работников, нарушение предусмотренной Трудовым кодексом процедуры при увольнении, переводе на другую работу без согласия работников. Такие обращения (в том числе коллективные) поступали от работников бюджетной сферы (учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания).
Жалобы от работников коммерческих организаций (работодателей физических лиц) составили примерно 38% от общего количества, от работников бюджетной сферы – 27%, от безработных – 10%, от осужденных – 10% (по поводу нарушений техники безопасности и отказов оформлять должным образом несчастные случаи на производстве). Суть обращений – невыплата заработной платы либо выплата не в полном объеме, принуждение работников писать заявления на отпуск за свой счет, увольнение.
Жалобы от работников бюджетных организаций, в основном здравоохранения и образования, поступали чаще из Коми округа и Перми и были связаны с несогласием с принятым решением о сокращении штата и реорганизацией учреждения, с уменьшением размера заработной платы за счет снижения размера стимулирующих выплат и надбавок при увеличении объема работ (введение новой системы оплаты труда), а также по поводу возложения дополнительных обязанностей без дополнительной оплаты.
Право на социальное обеспечение
Количество жалоб на нарушение права на социальное обеспечение в 2009 году увеличилось на 10%. Структура обращений по сравнению с 2008 годом несколько изменилась.
Если ранее большая часть жалоб касалась пенсионного обеспечения, то в 2009 году структура жалоб следующая: 17% – по поводу несогласия граждан с отказом в предоставлении им льгот и выплаты пособий. Это обращения инвалидов, ветеранов, семей с детьми-инвалидами по поводу монетизации льгот ЖКХ и отмены социальных проездных; женщин по поводу отказа в назначении пособий по уходу за детьми; 14% жалоб – по поводу пенсионного обеспечения; 14% жалоб – на решения медико-социальной экспертизы; 6,3% жалоб – на отказ в предоставлении субсидий на оплату коммунальных услуг; 5% жалоб из специальных учреждений от граждан, проживающих в психоневрологических интернатах, – по поводу условий проживания в учреждениях, а также по поводу ликвидации комплексных центров социального обслуживания населения.
Во II полугодии 2009 года стали поступать жалобы от льготных категорий граждан, в основном из Перми, по поводу несогласия с принятыми в 2009 году в Пермском крае нормативно-правовыми актами, изменившими форму и порядок предоставления мер социальной поддержки, – льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных региональным законодательством, ранее предоставлявшихся в натуральном выражении. С 01.01.2010 эти льготы предоставляются в виде ежемесячных денежных компенсаций.
Заявители указывали на следующие недостатки реформы: недостаточный размер ежемесячной денежной компенсации для региональных льготников, недостаточное освещение в средствах массовой информации нововведений, слишком сложный механизм получения ЕДК и дополнительной ежемесячной денежной компенсации.
На пленарном заседании Законодательного Собрания Пермского края 14 января 2010 года была создана рабочая группа по мониторингу краевого законодательства, направленного на предоставление мер социальной поддержки в денежной форме и подготовке предложений по его совершенствованию. В данную рабочую группу, кроме представителей органов исполнительной и законодательной власти, вошли также Уполномоченный по правам человека в Пермском крае и руководители общественных организаций ветеранов и инвалидов. В настоящее время рабочая группа разрабатывает предложения по внесению изменений в нормативные документы Пермского края.
В связи с принятием Федерального закона от 28.04.2009 №76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в 2010 году на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан (федеральных льготников) было прекращено.
На этом основании Правительством Пермского края был отменен социальный проездной документ для федеральных льготников и, в целях приведения в соответствие стоимости СПД к рыночной стоимости с учетом увеличения тарифов, было принято решение о повышении стоимости регионального СПД до 610 руб. Это также вызвало социальное напряжение.
Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Кроме этого, в федеральном законодательстве по монетизации льгот при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации предписано вводить «эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан».
В Постановлении Конституционного суда РФ от 15.05.2006 №5-П указано, что «изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления».
Уполномоченным было направлено ходатайство в адрес министра финансов Российской Федерации с просьбой сообщить, на каком основании были внесены изменения в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»; также были направлены запросы всем региональным уполномоченным по этой проблеме. Анализ поступившей информации из ряда регионов показал, что ни в одном регионе в 2009 году не принималось решение ни об отмене льготных социальных проездных, ни о повышении их стоимости. При этом льготные категории граждан не делятся на региональных и федеральных, возмещение расходов транспортным предприятиям производится из региональных бюджетов. В среднем стоимость единого социального месячного проездного составляет 150-200 рублей.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
На 38% увеличилось количество жалоб по поводу нарушенного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Отметим, что увеличение жалоб связано, скорее, не с ухудшением состояния права на охрану здоровья в Пермском крае, а с наличием большой проблемы, выявленной в ходе «горячей телефонной линии» по вопросам, связанным с доступностью и бесплатностью лекарственного обеспечения детей в возрасте до 3 лет и детей в возрасте до 6 лет из многодетных семей, проведенной в октябре 2009 года Уполномоченным по правам ребенка в Пермском крае П.В. Миковым.
В ходе проведения «горячей линии» поступило 91 обращение, что составляет 30% от всех обращений по поводу нарушенного права на охрану здоровья. Ранее в Ежегодном докладе за 2008 год Уполномоченный уже называла эту проблему, однако, к сожалению, ситуация не изменилась. Вновь были зафиксированы следующие проблемы:
отсутствие информации в доступных местах и форме для родителей в детских поликлиниках о возможности бесплатного получения лекарственных средств детям до 3 лет и детям из многодетных семей в возрасте до 6 лет;
отказ врачей в выписке лекарственных средств детям до 3 лет, детям из многодетных семей в возрасте до 6 лет. Невозможность получения лекарственных препаратов по бесплатному рецепту в аптеках города Перми и Пермского края.
непредоставление специального детского питания детям, находящимся на искусственном вскармливании.
Значительная часть всех жалоб на нарушение права на охрану здоровья (33%) поступила по поводу непредоставления медицинской помощи от осужденных, отбывающих наказание в учреждениях исправительной системы на территории Пермского края.
12% жалоб связаны с качеством медицинских услуг и работой медицинских учреждений в Перми и Кудымкаре, а также предполагаемой ликвидацией отделений поликлиник или учреждений в Перми и Добрянском районе.
7,5% жалоб (не считая «горячей телефонной линии») поступило по вопросам обеспечения лекарственными средствами льготных категорий граждан.
4% жалоб поступили от осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Пермского края, на их содержание в ненадлежащих условиях, опасных для здоровья. Столько же жалоб поступило от призывников, не согласных с решениями медицинских комиссий.
ГРАЖДАНСКИЕ (ЛИЧНЫЕ) ПРАВА
В 2009 году количество жалоб на нарушение гражданских (личных) прав увеличилось по сравнению с 2008 годом на 58%. Увеличение произошло в отношении следующих видов прав: право на свободу и личную неприкосновенность – на 51%; право на уважение человеческого достоинства – на 49%; гарантии защиты прав и право на справедливое судебное разбирательство – на 47%; право на получение юридической помощи, презумпция невиновности, на пересмотр приговора на – 15%.
Тематически больше обращений, как и прежде, – по поводу несогласия с приговором суда, нарушений уголовного производства со стороны сотрудников органов следствия и дознания, а также следователей СК при прокуратуре, условий содержания и необоснованно наложенных дисциплинарных взысканий в исправительных учреждениях.
Отдельно следует отметить рост количества обращений по поводу применения физической силы и спецсредств сотрудниками органов внутренних дел (в 2,5 раза по сравнению с 2008 годом); применения физической силы и спецсредств сотрудниками органов системы Федеральной службы исполнения наказаний (вдвое больше).
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА (ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ)
Вновь возросло количество обращений по поводу нарушенного права на образование. По сравнению с 2008 годом количество жалоб увеличилось на 50%. Так же, как и в 2008 году, большая часть жалоб поступила в ходе проведенной Уполномоченным по правам ребенка в Пермском крае П.В. Миковым «горячей линии» по проблемам, связанным с общедоступностью и бесплатностью получения дошкольного и общего образования (94 обращения, что составляет 36% от общего числа жалоб в этом виде прав).
Другую значительную часть обращений в этом виде прав составили жалобы на реорганизацию (ликвидацию) образовательных учреждений (21,4%). Такие обращения в основном коллективные, поступали от родителей, учащихся и педагогов в связи с реорганизацией общеобразовательных учреждений, а также образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Пермского края.
В 2009 году поступило 64 обращения по поводу реорганизации (ликвидации) образовательных учреждений из Березовского, Большесосновского, Краснокамского, Очерского, Чайковского, Чусовского, Карагайского, Кишертского, Нытвенского, Осинского, Чердынского, Суксунского, Пермского районов, Коми-Пермяцкого округа (Кочевского, Кудымкарского, Юсьвинского районов), а также из Перми, Березников и Соликамска.
Несмотря на принимаемые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления меры по проведению безболезненного реформирования системы образования Пермского края, проблема учета мнения общественности и участников образовательного процесса (родителей, учащихся, педагогов), проблема прозрачности проведения процедуры реорганизации образовательных учреждений все еще остаются актуальными для многих территорий края.
Крайне острая и конфликтная ситуация сложилась вокруг реорганизации (объединения) школ для глухих и слабослышащих детей в краевом центре. Переговорная площадка между Агентством по управлению бюджетными учреждениями и родителями учащихся, которую проводила Уполномоченный по правам человека, показала, что в Агентстве нет специалистов по коррекционным учреждениям, не было понимания сути образовательных программ для детей-инвалидов, нет практики и желания учитывать мнения участников образовательного процесса и экспертов-специалистов при принятии решения.
Часть обращений к Уполномоченным составили жалобы на нарушение прав детей в образовательных учреждениях (14,3% от общего количества). Эти обращения связаны с различными конфликтами, возникающими в образовательных учреждениях (школах, лицеях) в процессе обучения, которые по большей части могли быть урегулированы в пределах этих учреждений.
Вызывает тревогу ситуация с соблюдением этнических прав коми-пермяков в части изучения и использования родного языка. 3403 человека, по информации, предоставленной Министерством по делам Коми-Пермяцкого округа, имеют возможность реализовать конституционное право воспитания на родном языке и на изучение коми-пермяцкого языка как учебного предмета (13,1% от общей численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения и 18,7% обучающихся в общеобразовательных учреждениях округа).
За прошедший год количество дошкольных образовательных учреждений, поддерживающих воспитание на коми-пермяцком языке, сократилось с 52 до 48 детских садов, количество школ с преподаванием на коми-пермяцком языке сократилось на 5, а за три года – на 16 школ и составляет в настоящее время 43 образовательных учреждения. В течение года общее количество учащихся, изучающих коми-пермяцкий язык, уменьшилось на 1,8% и составило 2635 человек.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА
Подавляющую часть обращений в данной категории составляют обращения в связи с нарушенным правом на обращение. По сравнению с 2008 годом количество таких жалоб увеличилось на 63%.
Большую часть заявителей составили осужденные (61,2% от общего количества). В основном обращения были связаны либо с неполучением ответов на обращения из районных судов и органов прокуратуры, либо с утратой личной корреспонденции в исправительном учреждении.
По поводу нарушенного права граждан участвовать в управлении делами государства поступило 4 жалобы, в том числе в феврале 2009 года в адрес Уполномоченного поступило обращение гражданина Л. с жалобой на отказ Территориальной избирательной комиссии Чердынского муниципального района в регистрации его в качестве кандидата на должность главы района. Формальным основанием для отказа стало несоблюдение требований законодательства к оформлению документов, необходимых для регистрации кандидатом на должность главы. Заявителем в районный суд было направлено заявление об оспаривании указанного решения. Суд признал решение Территориальной избирательной комиссии незаконным и обязал зарегистрировать гражданина Л. в качестве кандидата на должность главы муниципального района.
К Уполномоченному по правам человека в Пермском крае поступило 4 письменных обращения от граждан и общественных организаций по поводу низкого уровня организации и недопустимых процедур выборов членов Молодежного парламента при Законодательном Собрании Пермского края 5 апреля 2009 года.
Кроме того, в данной категории прав в 2009 году появились особые обращения, касающиеся нарушения права граждан на мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (2 обращения), а также права на свободу мысли и слова (1).
У любого гражданина РФ есть законное право высказать свое мнение публично, в том числе на митинге или в иной протестной форме. В то же время у государства нет права любого ограничения политической свободы гражданина, не может быть никакого прямого или косвенного ограничения или преследования гражданина РФ за его гражданскую и политическую активность.
В августе 2009 года, днем, у здания Правительства Пермского края гражданином Б. проводилось публичное мероприятие в форме одиночного пикетирования, не предусматривающее предварительного уведомления органов местного самоуправления. Однако в ходе пикетирования он был задержан сотрудниками милиции. Таким образом, сотрудники отдела внутренних дел Ленинского района нарушили право гражданина Б. на проведение публичного мероприятия.
Нашли свое подтверждение факты нарушения законодательства о средствах массовой информации в Чайковском муниципальном районе, представленные в обращении главного редактора Информационной службы ИД «Регион» о неправомерном удалении корреспондента с заседания Земского собрания Чайковского муниципального района. Уполномоченным по данному случаю направлено соответствующее обращение руководителю Управления Россвязькомнадзора по Пермскому краю Щебеткову Ю. Н.
Чайковской городской прокуратурой по этому поводу объявлено предостережение в адрес заместителя председателя Земского собрания. В настоящее время представители всех СМИ присутствуют на заседаниях Земского собрания и получают необходимую информацию. Проблема взаимоотношений органов власти и средств массовой информации Чайковского муниципального района взята на контроль Управлением Россвязькомнадзора по Пермскому краю совместно с Пермской краевой организацией Союза журналистов России.
КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Нарушение жилищных прав граждан
Минувший 2009 год, обещая стать последним в эпохе бесплатной приватизации жилья, невольно спровоцировал рост обращений граждан в различные структуры и органы государственной власти с жалобами на нарушение жилищных прав. Несмотря на то, что количество обращений в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае по сравнению с прошлым годом не возросло, общее число обратившихся значительно увеличилось за счет роста коллективных обращений.
Статистика обращаемости еще раз подтверждает, что продолжают оставаться нерешенными проблемы: отсутствия доступного жилья; неправомерного выселения из жилых помещений; отсутствия возможности для предоставления «крыши над головой» лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; крайне медленного обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Кроме этого, в 2009 году были зафиксированы и новые аспекты нарушения жилищных прав: существенно увеличилось количество жалоб от жильцов ветхих и аварийных домов; от лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы; от многодетных семей и семей, имеющих детей-инвалидов; от лиц из числа детей-сирот; от ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий.
В первые месяцы ушедшего года предметом рассмотрения были обращения семей, рискующих утратить свое единственное жилье, купленное ранее с использованием ипотечных кредитов, из-за выставления квартир на торги. Своевременно принятое Правительством РФ решение о финансовой поддержке таких семей позволило решать возникающие с банками споры с учетом интересов обеих сторон.
Также на федеральном уровне было принято несколько важных решений: об обеспечении жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилом помещении и вставших на учет до 9 мая 2010 года, а не до 1 марта 2005 года, как это предусматривалось ранее; о значительном увеличении финансирования мероприятий по обеспечению переселенцев из районов Крайнего Севера жилищными сертификатами с целью удовлетворения до 2015 года имеющихся у граждан потребностей в жилье; с мая 2009 года получили право на получение жилищных сертификатов вдовы погибших и умерших сотрудников МВД РФ и ФСИН РФ, равно как вдовы военнослужащих и уволенных в запас офицеров.
Кроме этого, наметились пути скорейшего разрешения вопроса о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья инвалидам, проживающим в частном жилом фонде.
В гонке за освоением денежных средств органы местного самоуправления иногда забывают, ради кого и с какой целью разработаны программы. Пытаясь улучшить жилищные условия жильцов аварийных и ветхих домов, органы власти ряда муниципальных образований умудрялись переселять людей не только в такое же ветхое, но порой и меньшей площади жилье.
В первой половине 2009 года Уполномоченному пришлось разбираться в ситуациях, когда граждане, проживающие в аварийных домах, переселялись в ветхое жилье, рискующее через пару лет прийти в такое же непригодное для проживания людей состояние, как и прежнее.
Благодаря внесению летом прошлого года соответствующих изменений в федеральное законодательство переселение граждан из аварийного жилья в жилье вторичного использования в случае использования средств федерального бюджета уже во второй половине 2009 года стало невозможным. С другой стороны, в сельских территориях, где строительство нового жилья не велось и не ведется, а мероприятия по расселению жильцов аварийных домов проводились исключительно за счет участия в реализации Федерального закона №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», процесс переселения был вообще приостановлен.
Жилищный кодекс РФ (ст. 89), определив, что переселяемым из аварийного жилья гражданам должны предоставляться квартиры, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, по сути, установил минимум, за пределы которого органы местного самоуправления Пермского края в своем большинстве могли бы, но не желают выходить. Ситуация, когда годами ожидающая получения благоустроенного жилья семья переселяется из аварийного дома в жилое помещение общей площадью не более того, что занимала ранее, продолжая оставаться в списках нуждающихся в получении жилья по договору социального найма, является как минимум несправедливой. В этом случае говорить об эффективной реализации основной цели государственной политики в сфере жилищных отношений – качественном улучшении условий проживания граждан РФ – явно не приходится.
Лишь бы отказать...
Также законодательного решения на региональном и/или местном уровнях требует проблема отказа органов местного самоуправления в принятии на учет молодых семей, претендующих на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей», в том случае, если фактически семья проживает на территории одного населенного пункта, но зарегистрированы супруги по месту жительства на территории разных муниципальных образований, чаще всего в квартирах своих родителей. Действующим законодательством не предусмотрен порядок принятия документов у таких семей, в связи с чем возможность использовать данный инструмент улучшения жилищных условий сведена к нулю. Внесение соответствующих дополнений в краевую и муниципальные программы позволило бы указанным семьям претендовать на получение жилищного сертификата.
Говоря о проблемах реализации прав молодых семей на получение жилищного сертификата, следует указать на наметившуюся за последние два года негативную тенденцию по исключению из списков уже принятых ранее на учет семей, члены которых достигли 35-летнего возраста к моменту включения семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Так, в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае обратились жители Перми, обжалующие решение администрации города об исключении их из списков участников программы в связи с тем, что, пока они ожидали предоставления сертификата, им исполнилось 35 лет. Подобные действия администрации следует расценивать как противоправные, поскольку взятые ранее обязательства по выделению жилищного сертификата не были своевременно исполнены органами местного самоуправления.
К счастью, в ближайшей перспективе данная проблема найдет свое решение на федеральном уровне. В настоящее время Министерством регионального развития России уже разрабатывается проект федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, согласно которой участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» сможет стать молодая семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 35 лет на момент принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о признании молодой семьи участником программы.
Была у меня квартира…
В 2009 году в аппарат Уполномоченного поступило 31 обращение от осужденных с просьбой о разъяснении способов защиты нарушенных жилищных прав, при этом в каждом пятом письме обжаловались действия органов местного самоуправления либо государственных органов. Помимо индивидуального консультирования граждан, Уполномоченным подготовлены общие разъяснения по защите жилищных прав осужденных как со стороны органов местного самоуправления, так и со стороны близких родственников, а также соответствующие информационные брошюры и листовки.
Органам местного самоуправления необходимо целенаправленно заниматься сохранением закрепленного за осужденными жилья, заблаговременно находить возможные варианты решения жилищного вопроса осужденного, а также совместно с исправительными учреждениями и территориальными органами Министерства социального развития оказывать активное содействие осужденным, утратившим жилище в период отбывания наказания. Хотелось бы напомнить, что это обязанность и государственных, и местных органов власти. Работа по социальной адаптации осужденных должна быть организована во всех поселениях и округах края не в экспериментальном, а в текущем режиме.
Имею право на жилье вне очереди
В результате реформы жилищного законодательства существенно был сужен перечень льготных категорий граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, однако и эти граждане остаются на сегодняшний день без необходимого жилья. Жилищным кодексом РФ (ч. 2 ст. 57) установлено, что вне очереди должно предоставляться жилье по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. На практике же указанные категории граждан годами ожидают получения своего жилья, о чем свидетельствуют данные, предоставленные главами администраций поселений Пермского края в адрес Уполномоченного.
В абсолютном большинстве территорий края жильем обеспечиваются только категории граждан, предоставление жилья которым осталось финансовым обязательством федерального центра. Об остроте проблемы свидетельствуют данные, предоставленные администрациями поселений в ответ на запрос Уполномоченного. По итогам 2009 года обеспеченность населения Пермского края жилыми помещениями по договору социального найма составила в среднем 5,7%, при этом реализация прав граждан на внеочередное получение жилья (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) стала возможной лишь в 1,2% случаев от общего числа претендентов. Малоимущие, инвалиды, участники боевых действий, дети-сироты обречены на «долгостояние» в очереди на получение жилья.
Нельзя говорить о нарушении прав граждан органами местного самоуправления, не отметив главное: указанные государственные полномочия по обеспечению отдельных категорий граждан жильем были переданы на уровень поселений без надлежащего финансового обеспечения.
В настоящее время Уполномоченным используются различные механизмы восстановления нарушенного права: от административного и прокурорского контроля до защиты прав граждан в судебном порядке. Показательной в этом случае является ситуация, в которой оказалась семья А., проживающая на территории Перми. Являясь многодетной малоимущей семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, страдающего тяжелым хроническим заболеванием, проживая в комнате в общежитии и будучи поставленной на жилищный учет, семья в течение многих лет не могла реализовать предусмотренное ст. 57 Жилищного кодекса РФ право на внеочередное получение благоустроенного жилья. Лишь при поддержке Уполномоченного семье удалось отстоять свое право в судебном порядке и получить долгожданную квартиру.
Проблема жилья для социально незащищенных граждан ждет своего решения, в том числе законодательного урегулирования права внеочередного получения жилья участниками боевых действий и инвалидами.
Жилище неприкосновенно
За 2008-2009 годы в аппарат поступило несколько обращений, в том числе коллективных, с жалобами на незаконное проникновение должностных лиц в их жилище с целью выноса личных вещей граждан и последующего выселения в принудительном порядке.
Из обращений следовало, что во всех случаях граждане годами проживали в отведенных им для этого специально переоборудованных для постоянного проживания помещениях (помещения казарменного типа, хозяйственные помещения в школах, технические помещения в общежитиях). Таким образом, нежилые помещения, оставаясь таковыми по документам, фактически использовались для проживания.
В процессе рассмотрения жалоб по существу в следственные органы и органы прокуратуры неоднократно направлялись ходатайства о принятии мер прокурорского реагирования и рассмотрении вопроса о возбуждении уголовных дел по фактам незаконного проникновения в жилище и нарушения его неприкосновенности. Во всех случаях в возбуждении уголовных дел было отказано по причине того, что помещения, в которых проживали граждане, не являются жилыми.
Уголовным кодексом РФ действительно предусмотрена ответственность за нарушение неприкосновенности жилища, однако в примечании к статье 139 УК РФ указано, что применительно к уголовному законодательству под жилищем следует понимать индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания. Подмена в статье 139 УК РФ правовой категории «жилище» более узким понятием «жилое помещение», по сути, привела к незащищенности огромного числа граждан, проживающих в приспособленных для этого помещениях, но формально не отвечающих требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, от самоуправства отдельных должностных лиц.
Без крыши над головой
Предмет особой ответственности всех ветвей власти в крае – жильё для детей-сирот. Сокращение финансирования на эти нужды с 151 млн руб. в 2008 году до 91 млн руб. в 2009 году при потребности более 3 млрд рублей не соответствует принципам управления в Пермском крае – бюджетированию, ориентированному на результат. Требует специального анализа новая система получения жилья детьми-сиротами – через введение жилищных сертификатов. Следует напомнить, что подобная система ранее функционировала в Пермской области, но была отменена по просьбе глав муниципальных образований как неэффективная. Насколько эффективна вновь введённая система с точки зрения защищённости жилищных прав детей-сирот? Это должно стать предметом внимания депутатов и общественности в 2010 году.
Крайне острой остаётся нерешенная в 2009 году проблема незащищённости людей, оставшихся без крыши над головой, и отсутствия гарантированной на территории нашей страны специальной социальной помощи жертвам жестокого обращения и насилия в семье; подлежащим выселению из жилых помещений по судебным решениям гражданам с детьми, несовершеннолетним родителям с детьми, освободившимся из мест лишения свободы и другим. Следует отметить, что перечень категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, в 2009 году постановлением Правительства Пермского края №856-п расширен, как того требует Жилищный кодекс РФ. Напомню, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ, государственный и муниципальный специализированный жилищный фонд включает в себя жилые помещения маневренного фонда для временного размещения граждан в указанных в законе случаях, а также жилые помещения, предназначенные для проживания граждан, отнесенных в соответствии с законодательством к категории лиц, нуждающихся в специальной социальной защите. Анализ предоставленной в адрес Уполномоченного главами поселений информации свидетельствует о том, что на территории Пермского края вышеназванные виды жилых помещений практически отсутствуют. Согласно данным опроса органов местного самоуправления, ввиду острого дефицита указанных видов жилых помещений возможность оказания экстренной помощи лицам, оказавшимся без крова, например ввиду аварийности дома, выселения по решению суда, пожара, сведена к нулю.
Количество обращающихся в адрес Уполномоченного граждан (подлежащих принудительному выселению, выселенных, детей-сирот, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, жертв бытового насилия и других) является подтверждением того, что утвержденного на 2010 год объема государственного задания на предоставление услуги по предоставлению временного приюта гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в количестве 315 койко-мест на весь край крайне недостаточно.
Также остается нерешенным вопрос относительно доступности этой услуги для граждан, проживающих в отдаленных территориях, поскольку пока все койко-места сосредоточены в трех краевых учреждениях, расположенных в Перми, Березниках и Соликамске.
Удивляет равнодушие чиновников из Министерства социального развития Пермского края в ответе на письмо из редакции газеты «Прикамье» (г. Оса) с просьбой решить вопрос обеспечения каким-либо жильем гр. С., временно проживающего на турбазе: «…Для решения вопроса жизнеустройства гр. С. предлагается обратиться в одно из специализированных учреждений социального обслуживания населения Пермского края, предоставляющих услугу по временному приюту, находящихся в городах: Пермь, Березники, Соликамск, Чайковский».
Махровым формализмом можно назвать так называемые меры Министерства социального развития Пермского края по созданию системы социальной защиты женщин – жертв насилия. В 2009 году пришла официальная информация об открытии 10 мест для женщин с детьми – жертв бытового насилия в социальной гостинице в Дзержинском районе Перми, где основной контингент – лица без определенного места жительства и вернувшиеся из мест лишения свободы. Какого же уровня непрофессионализма надо быть, чтобы принять такое решение?
В открытом отделении женщинам с детьми проживать невозможно: не созданы условия для безопасного пребывания; не созданы бытовые условия (нет отдельного санузла, горячей воды, не предусмотрено питание); не созданы условия для учебных занятий детей; отсутствует возможность получения квалифицированной психологической и социально-педагогической помощи.
В настоящее время в указанном учреждении предоставляются услуги в рамках стандарта, утверждённого Постановлением Правительства Пермского края, регламентирующего предоставление временного приюта дезадаптированным гражданам. Данная услуга нацелена лишь на предоставление ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий. Предоставление социального обслуживания женщинам и женщинам с детьми в трудной жизненной ситуации в рамках данного стандарта не соответствует целям создания кризисного отделения.
В целом система социальной защиты населения требует серьёзного профессионального анализа, отсутствие в структуре управления специалистов социальной работы приводит к серьёзным деформациям в социальной сфере, увеличивает социальное напряжение, маргинализацию населения.
Так, по данным ГУВД по Пермскому краю, за 2009 год число лиц, не имевших постоянных источников дохода и совершивших преступления, составило 22147 человек (+5,5%), удельный вес преступников этой категории увеличился с 60,6% до 65,2%. Данными лицами совершено 28804 (+2,1%) преступлений.
НАРУШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Почти половина всех жалоб, поступивших к Уполномоченному в 2009 году, связана с нарушением экономических и социальных прав, и каждый год количество таких жалоб возрастает.
Право на социальное обеспечение
Количество жалоб на нарушение права на социальное обеспечение в 2009 году увеличилось на 10%. Структура обращений по сравнению с 2008 годом несколько изменилась. Если ранее большая часть жалоб касалась пенсионного обеспечения, то в 2009 году основная масса жалоб (17%) поступила по поводу несогласия граждан с отказом в предоставлении им льгот и выплаты пособий; 14% жалоб – по поводу пенсионного обеспечения, 14% жалоб – на решения медико-социальной экспертизы, 6,3% жалоб – на отказ в предоставлении субсидий на оплату коммунальных услуг, 5% жалоб – из специальных учреждений.
Кроме того, поступали обращения по следующим вопросам: о неудовлетворительных условиях проживания в центрах социальной адаптации г. Перми; о непредоставлении льгот по оплате услуг ЖКХ инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, проживающим в приватизированных квартирах; о невозможности получить в органах соцзащиты пособие по уходу за ребенком в связи с отсутствием его регистрации по месту жительства; от детей-сирот, находящихся в СИЗО-1, по поводу отсутствия передач с необходимыми предметами личной гигиены и другими разрешенными личными вещами, из детских домов, руководители которых являются их опекунами.
Наряду с другими причинами рост количества обращений на социальную тему объясняется отдельными решениями, принятыми региональной властью.
Отдельно остановлюсь на обращениях, поступавших от граждан, проживавших в отделениях постоянного проживания Комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОН). Проблема нарушений прав ветеранов при закрытии отделений постоянного проживания стоит с 2008 года, когда процесс реорганизации удалось приостановить, однако в 2009 году реорганизация сети таких учреждений была продолжена. В адрес Уполномоченного стали поступать коллективные обращения от сотрудников и граждан, проживающих в центрах, по поводу несогласия с реорганизацией и порядком ее проведения. В обращениях из Красновишерского, Частинского, Куединского муниципальных районов заявители указывали на факты нарушений их прав.
При выезде в Куединский район факты нарушения прав проживавших там граждан подтвердились: на момент выезда 23 человека были переведены в учреждения, расположенные в других территориях, причем согласны на переезд были единицы; оплату переезда производили сами пациенты. Предварительного ознакомления с новыми условиями проживания организовано не было. Были выявлены нарушения имущественных прав граждан, так как им не дали возможности перевезти все свои вещи.
По данным фактам прокуратура Пермского края провела проверку, по результатам которой в адрес руководителя Агентства по управлению социальными службами направлено представление за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, повлекшее нарушение законодательства о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Директор комплексного центра социального обслуживания Куединского района был привлечен к дисциплинарной ответственности. Но, как и в 2008 году, вновь проявились формализм, равнодушие по отношению к переселению лиц преклонного возраста в новые для них условия жизни. Вновь планы оказались важнее состояния пожилого человека.
Соблюдение прав граждан, постоянно проживающих в психоневрологических интернатах
В 2009 году Уполномоченным по правам человека в Пермском крае был представлен Специальный доклад «Соблюдение прав лиц, постоянно проживающих в психоневрологических домах-интернатах Пермского края», в котором были зафиксированы факты массового нарушения личных и социальных прав пациентов интернатов.
Правительством Пермского края, Агентством по управлению социальными службами были приняты меры по созданию надлежащих условий содержания пациентов, по исполнению стандартов социального обслуживания недееспособных граждан, безусловному соблюдению их прав.
Продолжается работа по приведению учреждений социального обслуживания населения в нормативное состояние. Утверждена нормативная наполняемость стационарных учреждений социального обслуживания населения. Увеличена площадь спальных помещений в 14 учреждениях. Предусмотрены мероприятия на 2010 год по переводу учреждений из ветхих зданий в здания, соответствующие требованиям надзорных органов, по увеличению площадей за счет приема пустующих имущественных комплексов. Принято решение о строительстве здания для нового психоневрологического интерната.
В 2009 году получили лицензию на право осуществления медицинской деятельности 4 интерната. В настоящее время из 19 учреждений психоневрологического профиля 11 имеют лицензию на медицинскую деятельность. Ведется работа по оформлению и переоформлению индивидуальных программ реабилитации во всех интернатах. В целях проверки качества питания в учреждениях Агентством по управлению социальными службами Пермского края направлено письмо в Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю с просьбой проведения проверки организации питания в интернатах. В целях профилактики асоциального поведения проживающих разработаны планы, в которые включены совместные мероприятия с представителями органов внутренних дел.
В 2009 году разработана Концепция Программы развития персонала учреждений социального обслуживания населения. Проведено 5 семинаров с директорами, социальными работниками, специалистами по кадрам, психологами. В рамках реализации программы предусмотрено внедрение технологии восстановительных процедур по урегулированию конфликтов, возникающих между проживающими и администрацией учреждения. В настоящее время разработаны, утверждены и реализуются программы в 4 учреждениях.
В Агентстве разработаны специальные процедуры рассмотрения обращений от недееспособных граждан, утверждено Примерное положение об общественном контроле в психоневрологических интернатах. В качестве эксперимента создана комиссия по общественному контролю в Губахинском психоневрологическом интернате.
По сообщению Агентства, в результате проведенных мероприятий отмечено снижение количества обращений, поступающих от недееспособных граждан, на 21% по сравнению с 2008 годом.
С целью соблюдения прав проживающих в интернатных учреждениях, утвержден Порядок проведения общественной экспертизы предполагаемых социально значимых решений Агентства.
Контроль соблюдения прав проживающих в интернатах недееспособных граждан продолжается и со стороны прокурорского надзора, и в рамках совместной деятельности аппарата Уполномоченного по правам человека и специалистов Управлений Росздравнадзора, Роспотребнадзора и Государственной инспекции труда в Пермском крае.
Детские пособия
В течение года поступали обращения женщин с жалобами на отказ территориальных органов социальной защиты населения Перми в назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет по причине отсутствия постоянной регистрации по месту жительства.
К сожалению, не всегда женщина имеет возможность зарегистрироваться по месту постоянного проживания, так как зачастую родственники, являющиеся собственниками жилья, не дают согласия на регистрацию. В связи с поступившими обращениями Уполномоченным направлено ходатайство в Министерство социального развития Пермского края. К сожалению, Министерство считает, что отказ в назначении пособий по уходу за ребенком женщинам, не имеющим постоянной регистрации, не является нарушением их прав.
Женщина попадает в замкнутый круг, поскольку в этом случае постоянное место жительства и место временной регистрации – одно и то же. В результате женщины вынуждены в судебном порядке устанавливать факт постоянного проживания, другие просто оформляют фиктивную регистрацию, заплатив за это собственникам жилых помещений, а некоторые смиряются с отказом и не получают пособия.
Уполномоченный считает, что действующее российское законодательство позволяет выплачивать пособия по уходу за ребенком лицам, постоянно проживающим в жилых помещениях без постоянной регистрации, в связи с чем действия органов соцзащиты следует признать необоснованными, нарушающими права граждан на социальное обеспечение.
По законодательству Российской Федерации местом жительства является жилое помещение – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 02.02.1998 №4-П, регистрация по месту пребывания и жительства является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, который не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.
Должностные лица органов соцзащиты считают, что, отказывая в назначении пособия по уходу за ребенком лицам, не имеющим постоянной регистрации, они предотвращают возможность получения этими лицами пособий в нескольких органах соцзащиты одновременно. Уполномоченный считает, что недостатки в организации деятельности государственных органов не могут быть причиной отказа в реализации прав граждан.
Спецавтотранспорт
В адрес Уполномоченного поступило обращение инвалида Великой Отечественной войны В. по поводу несогласия с отказом территориального управления социальной защиты населения в замене транспортного средства, выданного ему на основании Федерального закона «О ветеранах».
С 1 января 2005 года в нашей стране вместо спецавтотранспорта инвалидам Великой Отечественной войны выделяется денежная компенсация (основание – Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ).
Но определением Конституционного суда РФ от 17.07.2007 №624-О-П установлено, что это не может рассматриваться как исключающее обязанность РФ обеспечить инвалидам Великой Отечественной войны бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации, если оно было получено до 1 января 2005 года в качестве технического средства реабилитации, либо установить адекватную денежную компенсацию данной льготы.
К сожалению, правовой механизм, гарантирующий реализацию права инвалидов Великой Отечественной войны, получивших транспортное средство до 1 января 2005 года, на бесплатную замену данного транспортного средства, отсутствует.
В связи с этим Уполномоченный обратилась к Уполномоченному по правам человека в РФ с просьбой оказать содействие в урегулировании данной проблемы. Уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин поддержал позицию Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, сообщив, что им направлено обращение в адрес Президента РФ с просьбой поручить решить вопрос об издании Указа Президента РФ о праве инвалидов Великой Отечественной войны на бесплатную замену транспортных средств, полученных до 01.01.2005 в качестве технического средства реабилитации после 7 лет их эксплуатации, либо на получение соответствующей денежной компенсации.
ТРУДОВЫЕ ПРАВА
К сожалению, в 2009 году вновь произошел рост обращений по поводу нарушения трудовых прав. Общее количество обращений увеличилось вдвое.
В половине случаев обращения связаны с оплатой труда: невыплатой заработной платы либо несогласием с ее размером. Такие обращения поступали из Перми, Кизела, Соликамского, Чердынского, Губахинского районов и из Коми-Пермяцкого округа (Гайнский, Кудымкарский, Юсьвинский районы).
Другая значительная часть обращений связана с трудовыми спорами между работниками и работодателями (более 20%). Поводы для обращений были разные: несогласие с принятым решением об увольнении в связи с сокращением штата работников и о нарушении предусмотренной Трудовым кодексом процедуры при увольнении, о переводе на другую работу без согласия работников. Такие обращения (в том числе коллективные) поступали от работников бюджетной сферы (учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания) из Перми и Коми-Пермяцкого округа.
В разрезе категорий заявителей больше обращений поступило от работников бюджетных организаций, коммерческих организаций, осужденных и безработных.
Жалобы от работников коммерческих организаций и граждан, работавших у индивидуальных предпринимателей, составили примерно 38% от общего количества, от работников бюджетной сферы – 27%, от безработных – 10%, от осужденных – 10% (по поводу нарушений техники безопасности и отказов оформлять должным образом несчастные случаи на производстве).
Жалобы от работников бюджетных организаций, в основном здравоохранения и образования, поступали чаще из Коми округа и Перми и были связаны с несогласием с принятым решением в связи с сокращением штатов и реорганизацией учреждения, а также с уменьшением размера заработной платы за счет снижения размера стимулирующих выплат и надбавок при увеличении объема работ (введение новой системы оплаты труда), а также по поводу возложения дополнительных обязанностей без дополнительной оплаты.
В течение 2009 года Агентством по управлению социальными службами Пермского края проводились мероприятия по ликвидации сети комплексных центров социального обслуживания населения. В адрес Уполномоченного обращались сотрудники центров Кунгурского района с жалобами на невыплату заработной платы и выходных пособий, положенных при увольнении в связи с сокращением штата. В связи с поступившими обращениями Уполномоченный обратилась в прокуратуру Пермского края с просьбой провести проверку по фактам нарушения трудового законодательства. Проверкой было установлено, что задолженность перед работниками Центра социального обслуживания с. Калинино Кунгурского района по выплате окончательного расчета при увольнении составляла более трех миллионов рублей. В связи с этим Кунгурским городским прокурором в адрес руководителя Агентства по управлению социальными службами было внесено представление об устранении выявленных нарушений. В результате предпринятых мероприятий, по информации краевой прокуратуры, долги перед работниками центра были погашены полностью.
Несколько обращений поступило в 2009 году от работников Пермского отделения ОАО «РЖД» с жалобами на нарушение их трудовых прав: перевода без их согласия на другой участок работы, нарушение требований охраны труда в части необеспечения локомотивов средствами индивидуальной защиты, а также принуждение работников к вступлению в негосударственный пенсионный фонд. Проверками, проведенными Государственной инспекцией труда в Пермском крае по ходатайству Уполномоченного, факты нарушений были подтверждены, по результатам проверок в адрес руководителей Пермского отделения ОАО «РЖД» были направлены предписания.
По обращениям, поступавшим от коллективов бюджетных организаций здравоохранения и образования практически из всех территорий края, ощущалось серьезное напряжение, связанное с введением новой системы оплаты труда. Основная часть жалоб была обусловлена тем, что в конкретных учреждениях отсутствуют нормативные документы, которые не позволяли бы руководителям нарушать права работников, проявляя субъективизм при назначении им стимулирующих выплат. В ходе работы с обращениями, выездных приемов, выступлений на мероприятиях Пермского крайсовпрофа Уполномоченный неоднократно заостряла внимание работодателей, руководителей профсоюзных организаций на необходимость принятия согласованных с первичными профсоюзными организациями локальных положений о стимулирующих выплатах с четко прописанными критериями, позволяющими справедливо оценить работу каждого сотрудника и объективно назначить стимулирующие выплаты. Значительную помощь в разработке примерных образцов этих положений могут оказать отраслевые профсоюзные организации. Следует отметить активную работу, проводимую в этом направлении краевой территориальной организацией профсоюза работников образования и науки.
Кроме того, как показывают результаты проверок, проведенных в учреждениях здравоохранения Пермского края Государственной инспекцией труда, основными нарушениями в сфере трудового законодательства в указанных учреждениях являются нарушения оплаты труда работников, режима труда и отдыха работников. Суть обращений – невыплата заработной платы и пособий по больничным листам либо выплата не в полном объеме, принуждение работников писать заявления на отпуск за свой счет, увольнение.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Новости города. Пермь
Досье 02
РУБРИКИ
с праздником!
спецпроект: Вестник ОКС при УФМС по Пермскому краю
спецпроект: ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ
криминальные истории
спецпроект: РЕГИОН 59
страшный мир наркоты
шок
из зала суда
сообщаем подробности
профессия защищать
пульс недели
спецпроект: МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА
по горячим следам
письма читателей
спецпроект: МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ
Советует специалист
СПЕЦПРОЕКТ: Я человек! У меня есть права!
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.