Парламентская газета  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Парламентская газета

На сайте размещены материалы, подготовленные пермской редакцией "Парламентской газеты" в период с 1 декабря 2006 года по 31 декабря 2007 года.



28.10.2007
Закон ради закона


Об инновациях в производстве в России последние три года не говорит только ленивый. И это понятно – сумма, которая крутится в области инноваций, просто неимоверная – порядка 10 миллиардов долларов. Вот и наши власти – законодательная и исполнительная – решили поучаствовать в распределении средств, причем убив сразу двух зайцев: получить дополнительные деньги из федерального бюджета и провести хорошую PR-акцию. Более того, для Олега Чиркунова, лоббирующего разработку закона, это может стать очередным самостоятельным проектом. Ведь все, что делалось до этого, в большей степени было продолжением дел Юрия Трутнева. Но пока «инновационный задел» крайне далек от идеала.

500 миллионов –

много или мало

Основным аргументом для начала рассмотрения законопроекта стала фраза, прозвучавшая из уст одного из разработчиков, заместителя председателя комитета по государственной политике и местному самоуправлению ЗС: «Сейчас речь идет лишь о том, чтобы принять закон только для того, чтобы он был».

Напомним, что сразу два депутата Заксобрания независимо друг от друга, но пользуясь поддержкой губернатора, представили свои проекты закона «Об инновационной деятельности в Пермском крае». Один разрабатывался своими силами, а другой создавался с помощью творческой группы, куда вошли ученые и представители высшей школы. В итоге проект закона был доработан совместными усилиями и внесен на рассмотрение.

Рассмотреть и принять этот законопроект депутатам, конечно, не сложно. Что они и сделали, приняв его в первом чтении практически без обсуждения. Только что будет дальше, если конкретного плана последующих действий нет? Как пояснил заместитель председателя комитета по государственной политике и местному самоуправлению, планируется, что весной следующего года Правительство Пермского края разработает «Программу инновационной деятельности», только, как выяснилось тут же на рабочей группе, Правительство о том, что программа нужна к лету 2008 года, даже не знает.

Тем не менее на реализацию еще не существующей программы разработчики просят направить 500 миллионов рублей.

На что могут быть потрачены эти день­ги? Если на создание технопарка, то этого мало (для примера скажу, что на создание Дивеевского технопарка было потрачено более 1 миллиарда рублей), а если для поддержания каких-то разовых краткосрочных проектов – то, может, много. При этом 500 миллионов показались депутатам очень большой суммой, на что все тот же разработчик ответил: «О цифрах говорить пока рано, 500 миллионов – это то, чего хотелось бы. Конкретные цифры и мероприятия будут прописаны после принятия закона, в целевой программе».

Смущает и строчка в законе: «краевым органом управления инновационной деятельностью является Правительство Пермского края в лице соответствующего структурного подразделения». Какое именно структурное подразделение – Министерство образования? Здравоохранения? Или, может, промышленности и природных ресурсов? Конечно, есть приоритетные задачи, но их, по закону об инновациях, определяют и губернатор, и Заксобрание, и Правительство. И даже если соответствующие целевые программы начнут создаваться и работать, безусловно возникнут финансовые конфликты, тем более что на ближайшие три года бюджет края разработан с учетом дефицита.

Нет пророка в своем

Прикамье

Вообще идея инновационного развития, внедрения нанотехнологий сейчас очень популярна в России. По нашим самым скромным оценкам, в России на инновации тратится более 250 миллиардов рублей в год. В одном только Томске в 2006 году было выделено и освоено более 3 миллиардов рублей.

Однако самая главная проблема в том, что краевые власти, лоббируя законопроект, на самом деле не очень интересуются разработками пермских новаторов. Вот пример: не так давно наш губернатор вернулся из поездки по соседним регионам, где восхищался тепловыми насосами, забыв, что несколько пермских предприятий задолго до этого уже заказали аналогичные насосы «своим», пермским, специалистам из Уральского отделения Российской академии наук.

Программы

по звонку

А существующее взаимодействие краевых властей и пермских новаторских центров носит «специфический» характер. Как рассказал нашей газете научный сотрудник УрО РАН Юрий Мишарин, один из разработчиков закона «Об инновационной деятельности»: «Ходить к властям со своими проектами практически бесполезно. Сейчас все делается по звонку. Вот и мне в конце прошлого года позвонили из администрации и попросили помочь с одной краевой целевой программой по градостроитель­ству. Я согласился. Программу разработали для реализации инновационных проектов, а в частности предлагалось создать так называемые строительные технологические полигоны – площадки, на которых бы воплощались в жизнь инновационные строительные проекты. Таких площадок планировалось шесть. Важно отметить еще и тот факт, что на один миллион бюджетных средств бизнес готов был выделить семь миллионов своих. Программа была готова в марте 2007 года, и с тех пор о ней ничего не слышно. А ведь это не я пришел к ним с предложением и попросил денег, они сами меня позвали…»

«Силиконовая

долина»

Одно из главных условий успешной региональной инновационной деятельности – создание необходимой инфраструктуры. Это и упомянутые выше технологические полигоны, технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные и иные фонды и многое другое.

В Прикамье активные разговоры о создании технопарка ведутся уже третий год. В 2005-м проект оказался абсолютно провальным: разрабатывался он строго под федеральное финансирование (по грантовой схеме), но в число победителей не попал. В 2006-м за разработку взялись специалисты ПГТУ, которые добились кое-каких результатов. Немалый вклад в этот проект внес проректор по инновационной политике и международным связям ПГТУ Вадим Винокур. Именно Винокур сформулировал основную идею инновационного развития для Прикамья: «Чтобы стать инновационно продвинутым, мало вкладывать инвестиции и грамотно развивать инфраструктуру – тут нужен еще и соответствующий менталитет. Ибо инновация без массовых знаний неэффективна». Кстати, на базе «политеха» уже работал технопарк – «Сосновый бор». Но в создании этого технопарка особой заслуги региональных властей нет, так как львиная доля средств была получена из федерального бюджета, а местные руководители выделили деньги в основном для того, чтобы не упасть в грязь лицом перед «вышестоящими» коллегами. Следует заметить, что технопарк «Сосновый бор» как таковой уже не существует.

По словам начальника управления по инновационной политике и международным связям ПГТУ Бориса Кавалерова, не так давно «политех» выиграл конкурс Правительства ПК на разработку и проектирование краевого технопарка: «Вся документация уже разработана и направлена в Правительство края. Видится этот проект как федеральный, то есть разрабатывался под федеральные деньги».

Помимо этого в столице Прикамья есть еще один технопарк – «Электронный мир» – на базе НИИУМС, который также не имеет прямого финансирования из краевого бюджета.

Марафонский

забег

Еще до детальной разработки закона об инновациях он вызвал неоднозначную реакцию в научной и промышленной среде. Если, к примеру, генеральный директор ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» Алексей Андреев был всеми руками за разработку закона как «системного документа, с которым будут работать все, кто занимается инновациями», то, по мнению директора ООО «Уральское инвестиционное агентство» Юрия Белоусова, фирмам, которые на территории Пермского края занимаются инвестиционной деятельностью, пермский закон ничего не дает, а некоторые его моменты «просто пугают». Не мудрено, что и другие инвестиционные компании могут отреагировать подобным образом. Если, конечно, Правительство края и Законодательное собрание не возьмутся за дело серьезно.

В целом же – если крупные предприятия еще как-то готовы сотрудничать с наукой и, в принципе, это делают, то вот мелкие компании не только не имеют возможности выйти на рынок инноваций и как заказчики, и как разработчики, но и не в состоянии тратить средства на маркетинг, выработку стратегии и т.д. В результате средние и мелкие организации остаются разобщенными, упускают экономическую и финансовую выгоду. Есть, конечно, и обнадеживающие примеры. Так, на одном из «круглых столо», при разработке упомянутой градостроительной программы, научный сотрудник УрО РАН Владимир Стрельников рассказал о новом гидростойком материале для строительства домов, на что последовала незамедлительная реакция одного из строителей: «Я уже несколько месяцев пытаюсь найти этот материал, разъезжаю по другим регионам, а он тут, под боком…»

Кесарю – кесарево

По любимой поговорке Олега Чиркунова, «если куда-то деньги направлять, то их надо откуда-то взять». А взять их предполагается из статьи главного финансового документа края, выделяющей средства в размере 0,5% от общекраевого бюджета на науку.

Подразумевается, что до момента принятия программы, это конец весны – начало лета следующего года, 500 млн рублей будут в соответствии со всеми правилами – по тендерам и конкурсам – размещены на счетах в коммерческих банках и начнут приносить в бюджет свои проценты. Как только программа будет разработана и запущена, те же депутаты спешным порядком начнут принимать поправки ради благой цели – исполнения бюджета – и лихорадочно перенаправлять средства с одной статьи на другую. При этом вопрос – куда и кому – остается открытым.

Может сложиться ситуация, что те, кто реально нуждаются в финансовой под­держке – люди науки, – ее не увидят. Между тем Пермский край реально нуждается в создании единого информационного центра, который бы позволил ориентироваться в базе российских и пермских новаторских разработок. И стоимость этого проекта на порядок меньше обсуждаемой суммы. Более того, этот проект позволит реально оценить инновационный потенциал региона.

Может оказаться недостигнутой и общая цель – участие в федеральных программах, получение федеральных денег, которые могли бы сыграть определяющую роль в развитии науки в регионе.

Все это можно свести к одной фразе, высказанной Юрием Мишариным: «Стартовые колодки мы поставили, только вот в какую сторону бежать, на какую дистанцию, да и в какой обуви – непонятно».

Павел Федоров.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
"у аппарата!"
IT-прогресс
анализ
анализ закона
берегите себя!
бюджет
бюджет прорыва
в государственной думе
взгляд с депутатской скамьи
внимание
вопрос-ответ
выборы
городские проекты
гримасы рынка
давайте разберемся
демография
дипломатия
дискуссия
дорожный бюджет
законодательная новация
законодательное собрание
законотворчество
здоровье
колонка обозревателя
комментарий законодателя
коротко
культура
макро-проекты
масс-медиа
миграция
мнение
мнение города
о главном
обзор
обзор законодательства
образование
официально
парламент
парламент и общество
партактив
пенсионная реформа
первое чтение
Пермь-официальная
по существу
поздравление
пресс-конференция
пресс-обзор
проекты
прямая речь
публичность власти
публичный политик
регионы
ситуация
точка зрения
транспорт
трибуна
хроника ЧП
цены
час заявлений
частные финансы
экономика
экономическая стратегия
экспертный совет
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.