Парламентская газета  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Парламентская газета

На сайте размещены материалы, подготовленные пермской редакцией "Парламентской газеты" в период с 1 декабря 2006 года по 31 декабря 2007 года.



09.10.2007
На все ли воля «Единой России»?


Депутаты краевого парламента не стали выходить за рамки своих полномочий и требовать отставки министров и руководителей краевых агентств за неисполнение бюджета. Премьер краевого правительства Николай Бухвалов «отделался» лишь публичным порицанием за то, что его подчиненные не справляются с одной из главных своих задач – исполнением главного финансового закона Пермского края.

Вместо пустого «сотрясения воздуха» над головами краевого правительства народные избранники приступили к разработке конкретных инструментов, способных решить проблему своевременного исполнения приоритетных программ. Причем не исключено, что в отношении глав местного самоуправления, которых краевая власть называет основными «виновниками» неисполнения бюджета, будет проводиться и «работа по партийной линии». Ведь менее года назад очень многие районные и городские чиновники либо вступили, либо открыто поддерживали партию, которая является автором и инициатором проведения в России приоритетных проектов.

Местечковая самостоятельность

На последнем пленарном заседании Николай Бухвалов в очередной раз признал, что его подчиненные и коллеги в районных администрациях не справляются с исполнением бюджета. Как и в прошлые годы, сохраняется ситуация недофинансирования расходов. Расходная часть бюджета Пермского края (без КПО) выполнена лишь на 80,5% от плана на полугодие, и на 41,4% – к заданию на год. При этом ни одно из направлений расходования региональных средств не было профинансировано полностью.

Как и в первом квартале, основная доля неисполнения пришлась на те разделы, которые носят статус приоритетных, – региональные проекты (ПРП): «Качественное здравоохранение», «Новая школа», «Муниципальные дороги», «Достойное жилье», «Оказание содействия жителям Пермского края в переселении из труднодоступных отдаленных пунктов». Николай Бухвалов честно признался депутатам, что при плане в 636,5 млн рублей освоено менее 127 миллионов. «Дело в том, что главам муниципальных образований предложен, образно говоря, мешок денег, и они вправе выбрать то направление финансирования, которое они считают нужным. И они решили, что школы и образование сейчас важнее дорог», – пояснил ситуацию премьер.

Судя по всему, имеет место некий логический сдвиг. Во всех словарях термин «приоритетный» означает «дело, которое нужно выполнить ранее других» или «процесс, который требует первичного внимания», и в перечне проектов не указаны отдельные привилегии того или другого ПРП. При анализе данных об исполнении краевого бюджета отчетливо видно, что присвоенный ПРП статус носит сугубо номинальный характер, кстати, в том же Коми округе к исполнению ПРП даже не приступали.

В аналогичном состоянии находятся и начинания, инициатором которых был не федеральный центр, а губернатор края. Более того, не исполняются те проекты и программы, о которых Олег Чиркунов, публично поддер­живающий «Единую Россию», заявил в своем послании краевому парламенту, а значит, большая их часть должна находиться под его личным контролем. Но как следует из материалов администрации губернатора, власть на местах не торопится исполнить указания Олега Анатольевича. С низкими показателями реализуются проекты: «Лесные дороги», «Снижение налога на прибыль предприятий области с 1 января 2006 года с 24% до 20%», «Инновационное развитие Пермского края», «Противопожарная безопасность», «Электронное Прикамье», «Реконструкция театра оперы и балета», «Реконструкция аэро­порта Б. Савино». Проекты «Спортивный сертификат» и «Пермская художественная галерея» вовсе не финансировались в первом полугодии.

Кроме того, из утвержденных целевых программ не открыто финансирование по программе «Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению Коми-Пермяцкого округа на 2004–2008 годы» – день­ги, в сумме 5 млн 820 тыс. рублей (как и другие не использованные, но запланированные бюджетные средства, всего около 6 млрд рублей) лежат на счетах в коммерческом банке, серьезно, кстати, увеличивая его капитализацию.

«Мухи – отдельно, котлеты – отдельно»

Трудно не согласиться с министром финансов Пермского края Алексеем Новиковым, который говорит о существовании субъективных и объективных причин неисполнения бюджета в части приоритетных региональных проектов:

– Проблем, в том числе и системных, в исполнении ПРП много. К примеру, допустим, мы имеем 150 школ, в одну из которых не купили кипятильники или не заменили проводку. И так как эти расходы утверждены общим пулом, соответственно, пока последняя строчка в этом пуле не будет обеспечена, власти не могут оформить окончательный расчет. Поэтому нужно четко соизмерять объем выполняемых работ и группировать объекты, которые предлагаются к финансированию равновеликими блоками. В силу того, что у округов нет опыта такой работы, попытка решить все вопросы разом привела к тому, что администрации оказались в непривычной для себя ситуации: чем быстрее и больше орган мест­ного самоуправления (ОМСУ) потратит своих средств на тот или иной объект, тем больше и быстрее ОМСУ получит средств из краевого бюджета. Но повторюсь, что у глав районов не получилось грамотно сгруппировать объекты по трем критериям: степени значимости, объемности проблем и срокам исполнения. Сейчас нам остается либо зарубить эту идею на корню, либо потерпеть некоторое время, за которое мы научимся работать в новых условиях. Если бы эти новации появились чуть раньше, мы, возможно, могли бы избежать многих проблем, которые сейчас сложились в районах.

Проще говоря, это «болезнь новизны» и не более. Ведь и на Совете глав ОМСУ, и при личных встречах все главы утверждают, что это прекрасная идея – софинансирование по пропорциональной системе. С другой стороны, ситуация такова, что нам необходимо действовать в обстановке, когда исполнение всех без исключения проектов и программ приведет к тому, что мы столкнемся с проблемой недофинансирования каждого из них. Вновь приведу пример: ПРП «Новая школа». Сегодня мы решаем вопрос лицензирования школ и на пять лет забываем об этой проблеме, так как мы полностью выполнили этот проект. Выполнили один, и по принципу концентрации средств и усилий начали выполнять следующий. Я считаю, что такой подход – самый правильный, и мне обидно слушать несправедливую оценку наших действий как из уст депутатов, так и со стороны СМИ.

Парламентский инструмент

Вполне возможно, что сторонние наблюдатели удивятся, но с мнением министра финансов согласны и некоторые депутаты краевого парламента. Например, практически все члены комитета по госполитике, в чью сферу деятельности входит взаимодействие ЗС с другими ветвями власти, разделяют точку зрения Алексея Новикова в части несправедливой и весьма «скороспелой» оценки деятельности правительства в большинстве местных СМИ. Более того, именно комитету по госполитике предстоит разработать рекомендации и создать черновик правовых ин­струментов для решения проблемы софинансирования объектов и исполнения бюджета.

В перерыве пленарного заседания комитет провел внеочередное заседание, на котором было принято решение провести депутатские слушания по реализации ПРП. Уже сегодня комитетом определены два блока проблем помимо обозначенных на заседании ЗС. Первая проблема, по мнению председателя комитета Юрия Елохова, заключается в том, что муниципалитеты далеко не всегда имеют средства для участия в проекте или программе, а теми 18%, которые они получили из краевого бюджета, ОМСУ «затыкают дыры». Второй блок проблем заключается в том, что таких «дыр» в районах слишком много, поэтому депутатам предстоит задуматься над изменением самих пропорций 18-42-40.

– Пока рано говорить о том, на сколько нужно изменить сумму первого, сейчас 18-процентного транша, хотя я полностью поддерживаю саму идею, – прокомментировал предстоящую работу Юрий Георгиевич. – В любом случае для более эффективного исполнения бюджета необходимо облегчить это финансовое бремя территорий. Другая идея заключается в том, чтобы выплачивать первоначально не 30% от остатков транша, а 70%, что позволило бы ОМСУ более уверенно завершать те или иные мероприятия приоритетного проекта или целевой программы.

Инструмент финансово-политический

Понятно, что по новому федеральному законодательству органы местного самоуправления, как и Земские собрания, получили гораздо больше бюджетно-финансовой свободы, и действенных рычагов влияния на принятие в районах «нужных» решений у краевой власти не так уж много. Но эксперты, так или иначе курирующие данную тему, упустили из виду еще один ин­струмент стимулирования председателей районных Земсобраний, глав ОМСУ и их заместителей к более качественному исполнению своих обязанностей. Дело в том, что большинство из них либо состоит в партии «Единая Россия», либо является ее сторонником. Официальные списки регионального отделения «ЕР» содержат фамилии двух-трех десятков чиновников районного уровня, и данное обстоятельство дает возможность местному руководству «Единой России», как структуре, реализующей на территории субъекта РФ политику действующего президента, спросить с чиновников, что называется, «по партийной линии». Причем данный инструмент может быть использован как чиновниками-«единороссами» , так и парламентариями, ведь на выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края большинство глав муниципальных образований и городских округов поддержали партийные списки и кандидатов-одномандатников от партии «Единая Россия».

Причин для использования этого «хорошо забытого старого» предостаточно: если ставить глобальные оценки, то неэффективные действия глав районов Прикамья подрывают доверие к «партии власти» и дискредитируют саму идею приоритетных региональных проектов, основу которых заложил Президент РФ.

Некоторые члены фракции «Единая Россия» считают, что, в принципе, этот рычаг использовать можно в части как «партдисциплинарных» взысканий, так и партийных же поощрений.

– Идея очень неплохая, – заметил Юрий Елохов, избранный депутатом ЗС по одномандатному округу при поддержке «ЕР». – Например, мы могли бы провести ряд семинаров, показать главам, что и как необходимо делать, рассказать, что районы теряют в случае нереализации проектов. Можно организовать и постоянные консультации для работников аппарата администрации. Что же касается взысканий, то здесь есть один нюанс, о котором ваша газета уже писала: в «Единой России», во всяком случае в региональном отделении, состоят очень самостоятельные и самодостаточные люди. Все лидеры, в той или иной мере. Поэтому до недавнего времени партии как целостной организованной структуры в Прикамье не было. Это сейчас, когда в существовании такого механизма назрела необходимость, структура начала укрепляться. Хотя возможно, что в будущем такой инструмент станет действенным. В конце концов, это вопрос порядочности: раз уж ты вступил в какую-либо партию, не важно в «ЕР» или партию «Зеленых», нужно понимать, что ты берешь на себя определенные обязанности. Кстати, прямо сейчас возникла идея пустить часть партийных денег не на цветные щиты и красивые плакаты, а на учреждение премии для тех администраций, которые наиболее качественно исполняют бюджет. Пожалуй, такой инструмент будет более эффективным.

– Нужно искать любые законные способы влиять на администрации ОМСУ в части исполнения бюджета, – поделился своим мнением руководитель фракции ЛДПР Андрей Аликин. – Учить работать, помогать им, заставлять, если понадобится. Пермский край находится не в том положении, чтобы не исполнять бюджет. Послушают партии – хорошо, не послушают – найдем другие способы влияния, вплоть до возвращения к разнарядкам.

Другая сторона проектов

К слову, в тех районах где ситуация с исполнением ПРП может служить примером всем остальным, главы озвучивают именно финансово-политические трудности выполнения ПРП, дополнительно акцентируя внимание на проблемах диалога краевой власти и глав районов. Одним из самых благополучных районов в этом плане можно считать Кишертский: здесь к середине года освоили 3810 тыс. рублей из 7788 тыс., проекты «Новая школа» и «Качественное здравоохранение» выполнены на 100%. Кишерть входит в список лидеров не только по исполнению ПРП, но и по выполнению районного бюджета в целом.

– В этом году мы подтвердили свое участие еще и в проекте «Муниципальные дороги», – рассказала глава администрации Кишертского района Тамара Николаевна Конопаткина. – Уже 28 сентября мы планируем сдать один километр дороги стоимостью 7 млн рублей. Очень хорошо, что эти проекты существуют. К сожалению, не всегда удается вовремя освоить выделенные средства. У нас возникали небольшие проблемы в конкурсе по котировкам. Но я считаю, что со своей задачей мы справились неплохо.

По словам Тамары Ни­колаевны, в исполнении этих проектов большую роль сыграло и желание самой администрации, и настрой руководителей ответственных структур, и их озабоченность возникающими проблемами.

– Мы справились бы быстрее, если бы механизм освоения выделенных средств был проще, – объяс­няет глава района. – Пока же получается так: район вкладывает в проект 30% от общей суммы, затем мы отчитываемся за эти деньги, и только после этого получаем 70% из краевого бюджета. Далее отчитываемся уже за 100% освоенных денег, а потом получаем еще 30%. Это очень затягивает процесс реализации проектов. Этот вопрос неоднократно поднимался на совете глав районов. Совсем недавно их голос дошел наконец до краевых властей: теперь это соотношение составляет 80% на 20%, что уже облегчает работу администраций районов.

Говоря о критическом исполнении ПРП, необходимо взглянуть на одну из самых «больных» точек Прикамья – районы, входящие в Кизеловский угольный бассейн (КУБ). Кстати, многие из руководителей районных администраций КУБа поддерживали «партию власти» на последних выборах.

С 1997 года в КУБе помимо сугубо региональных начинаний реализуются две федеральные программы, в рамках которых государством уже потрачены немалые средства. Например, 802 млн рублей ушло на ликвидацию убыточных шахт и разрезов. На эти деньги были демонтированы наземные здания и сооружения, в том числе ветхое жилье и внутреннее оборудование шахт. Также за десять лет было потрачено 320 млн «программных» рублей на реконструкцию социальной инфраструктуры, 233 миллиона – на расселение граждан из жилья, ветхого и демонтированного из-за того, что оно оказалось расположенным в опасных зонах. 142 млн потребовали мероприятия по ликвидации последствий горных работ (в том числе от деятельности тех самых нерентабельных шахт и выработок – авт.).

В 1998 году, признавая невозможность трудоустроить всех бывших шахтеров (а в связи с ликвидацией горно-шахтного производства без работы остались более 10 тысяч человек, и эта армия безработных из года в год увеличивается), Правительство РФ приняло решение о проведении эксперимента по выдаче безвозмездных жилищных сертификатов, которые могут стать основой для приобретения квартир за пределами КУБа. Эксперимент проводился вплоть до 2000 года и завершился, по оценке чиновников, положительно. Но «подопытное» население КУБа придерживается обратной точки зрения: эксперимент завершился провалом. Некоторые кизеловцы находили способы и обналичивали сертификаты, тратя государственные деньги по своему усмотрению. Зампред краевого правительства Игорь Папков признает, что «негативные моменты все же были, но позитивных аспектов в итогах эксперимента оказалось больше», и реализация данного проекта продолжилась на уровне совместного приложения усилий со стороны федеральной и краевой власти. Итогом работы стало переселение 1657 шахтерских семей.

В целом на поддержку КУБа (в рамках двух федеральных программ) государство потратило 1 млрд 636 млн рублей. Казалось бы, даже с учетом инфляции, это – гигантская сумма. Но если размазать этот «кусок масла» на десятилетие, то слой получается довольно тонкий, а ситуация в этих районах не только не улучшилась, но и близка к катастрофической.

Как рассказал в интервью «Парламентской газете» депутат краевого парламента от фракции ЛДПР Игорь Рогожников, большинство поселений КУБа, в том числе и сам Кизел, сейчас больше напоминают послевоенные руины: брошенные дома, запустение и разруха.

– Жилищные краевые программы и приоритетные проекты в Кизеловском угольном бассейне не реализуются, а аналогичные государственные программы завершены, – поделился своим мнением Игорь Яковлевич. – Тем временем почти 2000 семей продолжают проживать в аварийном и ветхом жилье в «зоне риска», (аналогичной березниковскому провалу – авт.) и ожидают своей очереди на расселение. Это при том, что фонды вторичного жилья давно исчерпаны, а новых домов в Кизеле не возводилось со времен Хрущева и Брежнева. Особо остро стоит проблема реконструкции водопровода, тепловых и канализационных сетей – в некоторых территориях вода подается всего на несколько часов в день!

Сопряженная проблема, по мнению Рогожникова, – отсутст­вие работы. Только по официальным данным, уровень безработицы в КУБе серьезно превышает краевой показатель.

Транши и субвенции из краевого бюджета, а это внушительные суммы, без следа тонут в Кизеловском угольном бассейне. Но, несмотря на регулярные финансовые поступления, положение не улучшается.

– В данной ситуации ПРП, реализованные по принципу концентрации усилий, могли бы несколько выровнять ситуацию, – резюмировал Игорь Рогожников. – Но на местах просто не успевают собрать необходимые документы для участия в той или иной приоритетной программе. Процедура, регламентированная правительст­вом, оказалась настолько сложна и бюрократична, что не позволяет районам эффективно использовать возможности, заложенные в систему. Хотя проекты, даже плохо исполняемые, позволили дополнительно привлечь на эти территории 65 млн «целевых» рублей. Основная доля средств потрачена на ПРП «Новая школа» и «Качественное здравоохранение». Но возникает вопрос: кого мы будем учить в новых школах и кого лечить с помощью нового мед­оборудования, если народ не может прокормить семью, не видит никакого просвета и зачастую элементарно спивается?


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
"у аппарата!"
IT-прогресс
анализ
анализ закона
берегите себя!
бюджет
бюджет прорыва
в государственной думе
взгляд с депутатской скамьи
внимание
вопрос-ответ
выборы
городские проекты
гримасы рынка
давайте разберемся
демография
дипломатия
дискуссия
дорожный бюджет
законодательная новация
законодательное собрание
законотворчество
здоровье
колонка обозревателя
комментарий законодателя
коротко
культура
макро-проекты
масс-медиа
миграция
мнение
мнение города
о главном
обзор
обзор законодательства
образование
официально
парламент
парламент и общество
партактив
пенсионная реформа
первое чтение
Пермь-официальная
по существу
поздравление
пресс-конференция
пресс-обзор
проекты
прямая речь
публичность власти
публичный политик
регионы
ситуация
точка зрения
транспорт
трибуна
хроника ЧП
цены
час заявлений
частные финансы
экономика
экономическая стратегия
экспертный совет
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.