Парламентская газета  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Парламентская газета

На сайте размещены материалы, подготовленные пермской редакцией "Парламентской газеты" в период с 1 декабря 2006 года по 31 декабря 2007 года.



18.09.2007
Бюджетная идеология городского депутата


Пермская городская Дума на месяц опередила краевой парламент в принятии одного из важнейших нормативных актов, влияющих на многие социально-экономические аспекты в жизни Прикамья – «О бюджетном процессе». Думская рабочая группа рассмотрела более двух сотен поправок поправок. Напомним, что по новому Бюджетному кодексу полномочия законодательных органов на местах существенно сокращались в части формированияглавных финансовых документов, в то же время права исполнительной власти, напротив существенно расширяются. Но, по мнению депутата пермской городской Думы Ларисы им, в отличие от парламентариев ЗС, удалось сохранить большую часть полномочий при рассмотрении и принятии бюджета.

– Лариса Анатольевна, ваши коллеги из краевого парламента, при обсуждении данного документа столкнулись с массой проблем, в том числе и политического характера. Например, в части утверждения целевых программ.

– В городской Думе эта проблема также была актуальной. Изменения, внесенные Государственной Думой в Бюджетный кодекс делают представительные и законодательные органы власти почти номинальными. Но с некоторыми оговорками. Ведь что такое «бюджет»? В моем понимании бюджет, это технический нормативный документ, и есть орган власти, который должен его исполнять – администрация. Собственно в бюджетном процессе четыре этапа: составление, утверждение, исполнение и контроль. Прерогатива законодательных органов власти – второй этап, утверждение данного документа. И здесь мы ежегодно сталкиваемся с проблемой компетенции депутата. Ведь для того, чтобы мне нажать кнопку «за» или «против» утверждения бюджетных цифр, кодов, подкодов, видов, статей и так далее, я должна знать, что за этими терминами и числами скрывается. Это под силу только специалисту очень узкого профиля и высокой квалификации. Лично я по профессии не экономист, не бухгалтер. Я не знаю значения большинства кодов, статей и классификаций бюджета, но я должна знать идеологию и структуру документа! Второе, это знание сценарных условий, по которым бюджет исполняется. И это два самых главных аспекта, руководствуясь которыми депутаты могут и должны задавать приоритет, по которому создается бюджет. Например, кто сказал, что важнее строить дороги, а не школы? Давайте мы построим трассы, покроем их сусальным золотом, создадим комфорт. Но кто им будет пользоваться в будущем, если сейчас практически нет здоровых детей?

В свете вышесказанного очень важно, что принятый нами документ позволяет задать администрации направление работы до официального составления бюджета. Во-первых мы избегаем дополнительной работы. Ведь как предусмотрел федеральный закон? Цитирую почти дословно: одновременно с проектом Решения «О бюджете» администрация прикладывает к законопроекту все документированные данные, на основании которых аналитики решили, как и сколько именно нужно потратить бюджетных средств, а депутат Гордумы должен в максимально короткий период времени во всем этом разобраться, соотнести эти данные со своим округом. Теперь, после принятия Положения, основная масса информации о будущем документе под названием «Бюджет» будет поступать к депутатам для проработки задолго до внесения проекта в Думу. И это одно из главных отличий, которое есть между работой депутата ЗС и депутата городской Думы. Более того, по новому Положению основные направления социально-экономического развития города должен одобрить глава Перми, а депутаты Думы должны его одобрение утвердить. Без одобрения главы города в основу бюджета не ляжет ни один значимый документ.

Возвращаясь к разговору о краевых законодателях нужно понимать, что деньги, они на местах, в муниципалитетах, а региональная власть задает правила игры – формулы, схемы, проекты, по которым бюджетные средства тратятся. Поэтому я всегда обращаю внимание на разницу между нашей, городской точкой зрения, и точкой зрения депутатов Заксобрания. Конечно, им на много сложнее, потому, что из четырех этапов – составление, утверждение, исполнение и контроль, уже на этапе составления администрация Перми согласилась с тем, что им необходимо сотрудничество с представительной властью. Наша законодательная инициатива стала по-настоящему уникальной – ни в одном из муниципалитетов, насколько мне известно, нет такого нормативного акта, какой приняли мы. И одна из важнейших новинок, это статья 19 Положения «О бюджетном процессе в городе Перми», которая гласит о том, что этапы бюджетного процесса утверждаются Думой. То есть до того, как администрация приступит к техническому исполнению и цифровому анализу (считать доходы, расходы и прочее), она уже будет знать идеологию и приоритеты, по которым данный документ будет ими составляться. А приоритеты устанавливают 36 депутатов, которые аккумулируют у председателя Думы всю актуальную для населения информацию. И уже по этим наказам выстраивается четкая, сгруппированная по ведомствам система приоритетов, позволяющая точно сказать, что, например, в этом районе более всего нужна баня, а в другом – аптека. И что бы не говорила исполнительная власть, а мы знаем, что у нее всегда есть своя точка зрения на любой вопрос, в Думе концентрируются достоверные данные о потребностях пермяков. И именно эта информация позволяет создавать бюджет, отвечающий большинству требований.

Кроме того мы прописали в данном положении участников бюджетного процесса, а так же их полномочия, в том числе и полномочия городской Думы, вокруг которых шли самые оживленные, мягко скажем, дискуссии. И тем не менее, мы смогли сохранить максимальное количество прав. Единственное, чего мы лишились, так это возможности утверждать методику формирования бюджета, теперь это называется «методика планирования бюджетных ассигнований» и она будет утверждаться приказом администрации.

И повторюсь: главное, что мы сохранили право устанавливать приоритеты. Я вам приведу такой пример: меня в думу «отправили» педагоги, потому и в городском законодательном органе я очень плотно занимаюсь отраслью образования. И понятно, что мне очень хочется, что бы все деньги города Перми шли именно на образовательные учреждения и программы. Но когда мой коллега Алексей Анатольевич Грибанов мне говорит: «Вот у нас, Лариса Анатольевна, есть сто рублей. И давай посмотрим, что важнее сделать – школы отремонтировать или детскую хирургию? Мнение однозначно: когда у ребенка аппендицит и его некуда везти, то это важнее любого ремонта.

– Текущий год стал для России годом бюджетных реформ. И одна из главных новелл была подробно озвучена на последнем пленарном заседании ЗС. Глава краевого агентства по имуществу Елена Зырянова презентовала депутатам краевого парламента программу, по которой многие бюджетные учреждения будут проданы или закрыты. Не получится ли так, что мы рубим сук, на котором сидим, ведь некоторые из этих бюджетных структур приносят небольшой, но доход в бюджет Перми?

– Действительно, Федеральное законодательство нам диктует до 2009 года избавиться от непрофильных активов, и я не исключаю, что многие из сегодняшних бюджетных учреждений действительно будут ликвидированы, потому что бизнес не захочет браться за малодоходные проекты. Тем временем в Конституции ясно сказано: главная задача власти – улучшение благосостояния населения. Там не написано «увеличение профицита бюджета». С другой стороны власть нужна лишь для управления населенными пунктами, а не для занятий бизнесом. У нас есть основанный на Конституции 131-й Федеральный закон, который разграничил полномочия, кто и чем должен заниматься. И на государственные полномочия выделяются немалые средства, которые из федерального бюджета через региональный поступают в муниципалитеты. Это одна «доходная» часть бюджета Перми – субсидии и субвенции. Есть другая часть – собственные доходы. И тут возникает вопрос: надо ли нам отвлекать силы, штат, средства на управление вот этими бизнес-структурами, если есть более значимые задачи? Например, почему бы не сделать главным приоритетом налог на землю? Было бы правильным сделать его 100-процентным, а также взять немного средств от статей образования, здравохранения, культуры, спорта, ЖКХ, соцзащиты и инвестировать их создание единого кадастрового реестра Перми, в котором каждый кусочек города был бы записан и просчитан. В дальнейшем же город мог бы получать в разы больше средств от налоговых поступлений, чем те копейки, которые приносят некоторые бюджетные учреждения или плата за передачу земли в аренду.

Беседу записал Олег КОНЕВСКИХ.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
"у аппарата!"
IT-прогресс
анализ
анализ закона
берегите себя!
бюджет
бюджет прорыва
в государственной думе
взгляд с депутатской скамьи
внимание
вопрос-ответ
выборы
городские проекты
гримасы рынка
давайте разберемся
демография
дипломатия
дискуссия
дорожный бюджет
законодательная новация
законодательное собрание
законотворчество
здоровье
колонка обозревателя
комментарий законодателя
коротко
культура
макро-проекты
масс-медиа
миграция
мнение
мнение города
о главном
обзор
обзор законодательства
образование
официально
парламент
парламент и общество
партактив
пенсионная реформа
первое чтение
Пермь-официальная
по существу
поздравление
пресс-конференция
пресс-обзор
проекты
прямая речь
публичность власти
публичный политик
регионы
ситуация
точка зрения
транспорт
трибуна
хроника ЧП
цены
час заявлений
частные финансы
экономика
экономическая стратегия
экспертный совет
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.