Парламентская газета  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Парламентская газета

На сайте размещены материалы, подготовленные пермской редакцией "Парламентской газеты" в период с 1 декабря 2006 года по 31 декабря 2007 года.



06.07.2007
«Жизни в долг» надо учиться


Начиная с 1 июля все российские банки при предоставлении кредитов обязаны заявлять клиентам обо всех процентах и комиссиях, которые взимаются с плательщика.

Допустим, что деньги вам нужны небольшие, но срочно. Например 30 тысяч рублей. Естественно, что навязшая на зубах реклама будет первым источником, к которому вы обратитесь: стандартное предложение «быстрые деньги» под 26% годовых.

По нормальной, человеческой арифметике выплатить в итоге нужно около 50 тысяч. Но договор, написанный вполне русскими буквами, воспринять целиком под силу разве что бригаде из юристов и экономистов. И каково же удивление кредитора, когда в банке ему сообщают о том, что он задолжал более 75 тысяч, вместо понятных и прозрачных процентов, указанных в многочисленных буклетах и рекламных щитах. А все дело в том, что ставка в 26% годовых – это лишь часть платежа. С учетом различных комиссионных, страховых и прочих начислений в итоге «набирается» сто- и более процентный кредит.

– Это самая обычная тактика, – рассказал нашему корреспонденту один из служащих филиала крупного столичного банка на условиях анонимности. – Банки пользуются тем, что для большинства населения все экономические изыски – филькина грамота и темный лес.

Вначале при помощи рекламы и PR граждан завлекают в банки. Как всегда, «супернизкие ставки» и «архидешевый кредит» – именно с помощью таких вот рекламных слоганов, говорящих об исключительности именно данного продукта, создается ажиотаж, приток клиентуры. Никто из сотрудников банка никогда не будет заострять внимание клиента на тех или иных комиссиях. Даже напротив, как в случае с растительным маслом, которое изначально не имеет холестерина, так и у всех банков, которые дорожат своей репутацией, нет скрытых комиссий! Все сопутствующие выплаты тщательно прописаны в договоре, только слова «выплата», «комиссия» заменены некими терминами, например «страховой взнос», «ведение счета» и так далее. Пряча таким образом важную информацию, банк создает ситуацию, в которой клиент не может сразу понять, на что он себя обрекает.

Одними из первых, кто задумался о законодательной коррекции данной ситуации, стали депутаты из регионов, к которым потянулись избиратели с жалобами на кабальность договорных условий, которых им никто не разъяснил. Более того, некоторые наивные россияне попались на привычную, например, для европейцев уловку, когда клиент даже не видит лично сотрудника банка – кредитную карту высылают по почте, а активировать ее предлагается по телефону.

Например, проверка, которую провели по инициативе депутатов краснодарского Законодательного Собрания, дала шокирующие результаты: при декларировании ставки в 17% реальная банковская мзда составляет 60%. Кстати, именно по инициативе краснодарских законодателей будут внесены поправки в закон «О банках», их рассмотрение запланировано в Государственной Думе на сентябрь.

Пермь – не исключение. Так, одному из кредиторов пермского филиала известного банка («Русский стандарт») однажды пришла выписка, в которой было сказано, что долг составляет 32 тысячи рублей. Следующий счет-выписка гласила, что после выплаты полутора тысяч ежемесячного взноса задолженность составляет… 

31 тысячу 800 рублей. Единственный выход, который незадачливый кредитор нашел в данной ситуации, это погасить кредит досрочно.

– Меня никто не предупредил, что комиссионные будут «съедать» всю сумму ежемесячного взноса, – рассказал нам экс-клиент данного банка. – Никто не сказал, что помимо процентов я должен оплачивать ведение счета (более 500 рублей в месяц).

Буквально во время подготовки материала прокуратура РФ распространила сообщение, в котором говорится о том, что банк «Русский стандарт» будет проверен силами Федеральной антимонопольной службы, Центробанка РФ и финансовой разведки УФСБ. Причиной для такой ревизии стали массовые обращения, которые практически дословно повторяют слова нашего собеседника. Кстати, наши журналисты попытались задать этому банку вопрос о том, что входит в понятия: «скрытые комиссии» и «кабальные условия», но в ответ было получено по­слание, в котором говорилось о том, что данные вопросы не входят в компетенцию их учреждения.

Теперь законодательство обязывает банки показывать в договорах так называемую эффективную процентную ставку, которая будет включать в себя все комиссии и сборы, которыми может быть обременен клиент.

– Сейчас складывается такая ситуация, при которой клиенты могут просто перестать платить по кредитам, – рассказал нам источник из коллекторской службы одного из пермских банков. – Потребитель кредитного продукта может сказать: «Я честно выплачивал те проценты, о которых сказано в рекламе, и выполнял все обязательства, которые мне были предъявлены при подписании договора. Все остальное платить не буду». И с моральной точки зрения он будет прав. Но как сотрудник банка могу сказать, что по формальному признаку банки не нарушают никаких законов, и я бы призвал всех потенциальных клиентов к большей внимательности. Пора бы уже научиться «жить в долг».

Кстати, один из представителей этого рынка, предвидя июльские события, стал заранее объяснять клиенту практически на пальцах, сколько именно и в какой срок должен быть погашен кредит, оставив в договоре лишь одну трактовку – годовые проценты. Но, по мнению экспертов банковского дела, не многие кредитные учреждения готовы показывать реальную стоимость продукта – уж больно сладок и легкодоступен этот кусок денежного «пирога».

Впрочем, на данный момент все эксперты едины лишь в одном мнении: потенциальным клиентам нужно выждать время, дабы увидеть реакцию конкретных банков на изменившиеся правила, а тем, кто уже попал в «кредитную кабалу», – обращаться в суд.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
"у аппарата!"
IT-прогресс
анализ
анализ закона
берегите себя!
бюджет
бюджет прорыва
в государственной думе
взгляд с депутатской скамьи
внимание
вопрос-ответ
выборы
городские проекты
гримасы рынка
давайте разберемся
демография
дипломатия
дискуссия
дорожный бюджет
законодательная новация
законодательное собрание
законотворчество
здоровье
колонка обозревателя
комментарий законодателя
коротко
культура
макро-проекты
масс-медиа
миграция
мнение
мнение города
о главном
обзор
обзор законодательства
образование
официально
парламент
парламент и общество
партактив
пенсионная реформа
первое чтение
Пермь-официальная
по существу
поздравление
пресс-конференция
пресс-обзор
проекты
прямая речь
публичность власти
публичный политик
регионы
ситуация
точка зрения
транспорт
трибуна
хроника ЧП
цены
час заявлений
частные финансы
экономика
экономическая стратегия
экспертный совет
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.