Парламентская газета  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Парламентская газета

На сайте размещены материалы, подготовленные пермской редакцией "Парламентской газеты" в период с 1 декабря 2006 года по 31 декабря 2007 года.



06.07.2007
Бюджет: нужен алгоритм компромиссов


Бюджетный кодекс изменяет структуру взаимодействия законодательной и исполнительной власти и может вызвать серьезные осложнения при принятии среднесрочного бюджета на ближайшие три года. Чиновникам и депутатам предстоит найти алгоритм компромиссов, заявил министр финансов Прикамья Алексей Новиков на заседании Экспертного совета краевого парламента.

Свой доклад министр начал со статей, в которых изменяются понятийные аспекты, – в новом законе некоторые понятия были вымараны, а также появились новые термины, уточняющие ряд важных параметров. Но прежде глава краевого Минфина «сократил» органы государственной власти, испросив разрешения у членов экспертного совета:

– Коллеги, позвольте мне использовать в докладе следующие сокращения: ИОГВ – исполнительный орган государственной власти, РБС.

Во время «презентации» Бюджетного кодекса Алексей Васильевич рассказал о многих новинах этого документа, начав с блока статей с 18-й по 27-ю.

– Это статьи, которые производят разграничение полномочий органов власти по утверждению бюджетной классификации доходов и расходов, источников финансирования дефицита и так далее. Что за этими статьями следует? Понятно, что мы корректируем соответствующее краевое законодательство, в частности закон «О бюджетном процессе». В качестве же комментария можно сказать следующее: в 2006 году и ранее существовало три вида классификации, в новом Бюджетном кодексе введена единая бюджетная классификация, без разделения на ведомственную, экономическую и отраслевую. Новым кодексом установлены общие для всех бюджетов позиции расходов, а детали определяются законом (решением) о соответ­ствующем бюджете. Кроме того, новый кодекс дает точное понятие «ведомственной структуры», в которую вошли главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), распорядители бюджетных средств (РБС) и получатели бюджетных средств (ПБС). Да, введена единая классификация для всех, однако финансовый орган субъекта РФ в Пермском крае – Министерство финансов – имеет право утверждать перечень кодов по целевым статьям и видам расходов.

Следующая статья, на которой необходимо остановиться, – это 38-1 (способ нумерации также изменен) «Принцип подведомственности расходов бюджета». Это очень важная статья, в которой сказано, что бюджетополучатель может получать средства только от ГРБС. Именно эта статья четко прописывает взаимоотношения трех главных субъектов бюджетного процесса – ГРБС, РБС и ПБС. При этом в статье сказано, что вот эта подведомственность получателя бюджетных средств возникает в силу нормативно-правового акта в виде реестра получателей бюджетных средств, который должно подготовить Министерство финансов края.

Вследствие вступления в силу нового закона, депутатам предстоит внести довольно серьезные изменения в краевое законодательство, которые призваны изменить методику формирования бюджета.

– В вопросах бюджета основополагающим правовым актом на территории Прикамья является закон «О бюджетном процессе», который базируется на федеральном законодательстве и детализирует либо уточняет, расширяет действие статей Бюджетного кодекса применительно к реалиям и законодательству Пермского края. Кроме того, у нас есть закон Пермского края «О методике формирования бюджета», который дает алгоритм, порядок расчета тех или иных расходных обязательств. Есть у нас закон о межбюджетных трансфертах. Все эти и другие нормативные акты предстоит в той или иной мере изменять.

В принципе, кодекс содержит статьи, которые не требуют особых изменений, но изменений все же больше. Например, статьи с 66-й по 68-ю, которые исключают понятия «текущие» и «капитальные» расходы и влекут изменение целого ряда. Также достаточно интересна статья 69-2, которая описывает, что есть государственное или муниципальное задание. В ней предписано, что муниципальное или госзадание должно являться одной из основ при составлении бюджетов. Далее, статьи 39, 40 и 41, которые говорят о формировании доходов по их видам, уточнены безвозмездные и безвозвратные перечисления, и, как следствие, нас ждет корректировка закона «О бюджетном процессе». Одна из основных новации Бюджетного кодекса в части инвестиций – это финансирование только «собственных» объектов, которые предусматриваются в бюджете в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами исполнительных органов.

Отдельно замечу, что софинансирование объектов муниципальной собственности допускается, если в них осуществляются инвестиции из местного бюджета. Об этом четко сказано в ст. 79 п. 7: «Осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не допускается».

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства госсобственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений, в том числе унитарных предприятий, предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами или иными способами, также описанными в кодексе.

Долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств бюджета того или иного уровня, утверждаются, соответственно, Правительством РФ, высшим ИОГВ субъекта РФ, администрацией МО. Необходимо отметить, что целевые программы, предлагаемые к финансированию, начиная с очередного финансового года подлежат утверждению не позднее одного календарного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный орган. Напомню, что в Пермском крае этот срок ограничен датой 1 августа.

Здесь необходимо уточнить ряд аспектов. Первое – это то, что в отличие от существующих норм теперь целевые программы будут утверждаться не на уровне законодательных органов власти, а высшим исполнительным органом субъекта РФ, в нашем случае – правительством края. Согласен, что это достаточно сложный момент – ломается сложившаяся структура взаимодействия с законодательными органами.

Второй нюанс заключается в том, что долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (субъекта РФ), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта РФ (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта РФ (местных бюджетов). Кроме того, уточняется, что законодательством субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной соб­ственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.

И последний момент – перечень объектов капитального строитель­ства, равно как и целевых программ, должен обязательно отражаться в краевом законе «О бюджете» и, естественно, утверждаться депутатами законодательных органов власти. При этом накануне мы рассматривали этот вопрос в очень интересном ключе, когда целевая программа утверждена правительством края, включена в ведомственную структуру с присвоением соответствующего кода. Но депутат­ский корпус считает данную программу нецелесообразной. Понятно, что может возникнуть определенный конфликт интересов, поэтому представителям ветвей власти нужно разрабатывать такие процедуры, которые бы исключили возникновение разногласий во время рассмотрения и принятия бюджета депутатами. И нам предстоит создать такие инструменты, которые позволят разрешать эти конфликты интересов до внесения бюджета в парламент. Согласен, что такие вопросы всегда могут возникать, но, с нашей точки зрения, когда мы разрабатываем трехлетний бюджет, массовое появление таких разногласий, в том числе и серьезных, может затянуть процесс принятия закона. При этом прогнозировать данные процессы достаточно сложно, и, с нашей точки зрения, депутатам Законодательного Собрания и исполнительным органам власти нужно найти взаимоприемлемое решение, которое позволит исключить эти негативные моменты.

КОРОТКОЙ СТРОКОЙ:

Формирование бюджета начинается задолго до начала финансового года. По закону «О бюджетном процессе» решение о начале формирования принимается губернатором за 9 месяцев до начала очередного финансового года.

До момента представления проекта закона о бюджете на очередной финансовый год в Законодательное Собрание края (в соответствии с краевым законодательством – это 1 сентября) на уровне исполнительной власти края проводится огромная работа:

определяются сценарные условия развития экономики края;

традиционно в июне губернатор выступает с докладом о социально-экономическом и политическом положении в крае перед депутатами Законодательного Собрания, руководителями ОМСУ и общественностью;

до ФЦБ доводятся так называемые бюджетные ограничения, в пределах которых ими распределяются средства по направлениям;

в этот же период уточняется при необходимости региональное бюджетное законодательство;

до ОМСУ доводятся исходные данные для включения в модель межбюджетного регулирования, в июле на уровне Минфина ПК проводится серия совещаний с ОМСУ по их согласованию;

формируется пакет документов, именуемый «бюджетным посланием», он включает в себя план СЭР, основные направления бюджетной и налоговой политики края, проект закона о бюджете, пояснительную записку к проекту бюджета, другие материалы, перечень которых определен законом «О бюджетном процессе в ПК».

Подготовил Олег КОНЕВСКИХ. Фото Евгения МАЛЫШЕВА, Михаила ВОСКРЕСЕНСКИХ


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
"у аппарата!"
IT-прогресс
анализ
анализ закона
берегите себя!
бюджет
бюджет прорыва
в государственной думе
взгляд с депутатской скамьи
внимание
вопрос-ответ
выборы
городские проекты
гримасы рынка
давайте разберемся
демография
дипломатия
дискуссия
дорожный бюджет
законодательная новация
законодательное собрание
законотворчество
здоровье
колонка обозревателя
комментарий законодателя
коротко
культура
макро-проекты
масс-медиа
миграция
мнение
мнение города
о главном
обзор
обзор законодательства
образование
официально
парламент
парламент и общество
партактив
пенсионная реформа
первое чтение
Пермь-официальная
по существу
поздравление
пресс-конференция
пресс-обзор
проекты
прямая речь
публичность власти
публичный политик
регионы
ситуация
точка зрения
транспорт
трибуна
хроника ЧП
цены
час заявлений
частные финансы
экономика
экономическая стратегия
экспертный совет
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.