Парламентская газета  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Парламентская газета

На сайте размещены материалы, подготовленные пермской редакцией "Парламентской газеты" в период с 1 декабря 2006 года по 31 декабря 2007 года.



30.05.2007
Нужны ли обществу общественные палаты?


Прикамье в очередной раз старается не отставать от столичных веяний и вслед за центром приступает к активной фазе создания Общественной палаты (ОП) Пермского края. Но, как оказалось, дело это не простое.

В России уже есть опыт создания подобных структур на региональном уровне. Так, например, ОП при пол­преде президента в Северо-Западном Федеральном округе была создана около семи лет назад. Начиналось все, как и в Прикамье, активно. Были выбраны полсотни делегатов, проведены несколько полноценных сессий, но в дальнейшем население перестало замечать даже видимость деятельности этого органа. В минувшем же году окружная ОП собралась только один раз – летом делегаты обсуждали послание президента. И возникает разумный вопрос – для чего нужна палата, члены которой собираются раз в год, да и то – для обсуждения чего-либо уже свершившегося? А меж тем у окружной палаты есть еще и филиалы в каждом из регионов при федеральных инспекторах! Теперь, как сообщил нам наш коллега из Петербурга Вадим Желнин, видимость работы пытаются создать отдельные рабочие палаты. Проводятся некие форумы и конференции. Особенно настойчиво о себе заявляет группа, занимающаяся «модной» проблемой – межнациональными и межрелигиозными проблемами.

Питерский журналист Вадим Желнин рассказал, что в самом Петербурге также есть общественный орган, который, аналогично прикамскому «круглому столу» при губернаторе и такой же коллегиальной структуре при главе Перми, работает как связующий орган между общественными организациями и властью. Это Общественный совет Петербурга, созданный для экспертизы наиболее значимых для города проектов, в который входят сто горожан. Среди них такие известные личности, как физик Жорес Алферов, писатель Андрей Константинов, политик Виктор Лобко и прочие авторитетные питерцы, в число которых до недавнего времени входил и Кирилл Лавров.

Петербургский совет постоянно проводит открытые заседания, обсуждая проблемы ЖКХ, экологии, городской рекламы, и прочее. Параллельно члены совета ведут общественную деятельность. И, как пишет агентство «Росбалт», без экспертизы Общественного совета в городе не может быть установлен, к примеру, ни один памятник.

Тем не менее, имея в руках два таких инструмента, как окружная ОП и городской ОС, губернатор Петербурга настаивает на создании еще и городской общественной палаты. В столице Прикамья чиновники, судя по всему, пошли тем же путем. Имея «под боком» готовые структуры, с наработанной схемой взаимодействия с общественностью, в Законодательном Собрании была-таки создана рабочая группа по подготовке краевого закона «Об Общественной палате Пермского края».

Уже сейчас можно смело предположить, в каких именно местах депутаты столкнутся с трудностями. В первую очередь, это финансирование. Для примера можно вновь привести Петербург, где Валентина Матвиенко предлагала прописать финансирование ОП в размере двух миллионов рублей. (Кстати, питерские депутаты отказались отдавать городские деньги.)

Второй «подводный камень» скрыт в структуре выборов делегатов – по традиции ни один вопрос, связанный с какими-либо выборами, в Прикамье не решается «гладко».

И третий аспект – это полномочия и функционал. Ввиду того, что в течение двух прошлых созывов Законодательное Собрание так и не подвиглось на создание общего нормативного документа по тем же общественным слушаниям (на данный момент эта процедура отдельно прописывается при вынесении на публичное обсуждение того или иного вопроса), единогласно определить, какие права будут иметь члены ОП, депутатам краевого парламента вряд ли удастся.

Есть масса других вопросов, первый из которых возникал еще при создании Федеральной Общественной палаты – для чего тогда вообще мы выбираем депутатов, которые по Конституции уже являются проводниками интересов общества во власть?

Второй – что будет с теми экспертными советами и «круглыми столами», которые уже существуют? Кстати, действующие на данный момент структуры, в отличие от Общественной палаты, не требуют никакого финансирования. А работа ОП, судя по опыту других регионов, изначально является расходной статьей в бюджете – на проведение сессий, конференций, проезд и проживание делегатов, содержание аппарата и прочее. В конечном итоге это выльется в довольно весомую сумму.

Стремление и амбиции идейных вдохновителей создания Общественной палаты понятны. С одной стороны, создание Прикамской ОП приведет взаимодействие власти с общественными организациями к некоему общему знаменателю.

С другой стороны, создание таких структур, как Общественная палата, да и тот же молодежный парламент, станет базой и – одновременно – стартовой площадкой для вхождения во власть новых лиц. Например, для тех же пермских КВН-овцев, которые давно воспринимаются некоей политической подструктурой.

Мнение

Борис Вешневский,

политолог (из интервью агентству «Росбалт»):

– Никаких Общественных палат не нужно ни на каком уровне. Это декорация, призванная имитировать связь между властью и обществом. Это придворный орган, формируемый по представлению губернатора или президента. Вошли в него люди, известные своим верноподданническим отношением к власти. Общественный совет Петербурга на моей памяти прославился в 2003 году, когда собирался устроить конкурс между кандидатами в губернаторы на основе их программ. Но, не успев собрать все программы, уже вывесил везде портрет Матвиенко в качестве победителя. В то же время, когда возникали конфликты между обществом и властью, Общественный совет всегда вставал на сторону власти. Все это – сплошная бутафория и декорация.

Мария Слободская,

председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в реализации национальных проектов (опубликовано на сайте Общественной палаты РФ):

– Общественные палаты или аналогичные структуры – это форма для осуществления диалога власти и общественности. На самом деле он может осуществляться и другим образом, но данная форма, с моей точки зрения, является одной из наилучших. Важный момент состоит в том, что это довольно крупные представительные образования, с которыми местная власть контактирует в максимально возможном объеме, и в этом смысле общественные палаты – важный инструмент.

Например, давно и успешно действуют Общественные палаты в Калининградской области, в Воронеже. В Татарстане такая структура была создана недавно, но тем не менее уже активно работает. Очень важен обмен опытом среди аналогичных структур для тех, кто хотел бы внести коррективы или новые направления в свою деятельность. Вопрос заключается в том, что есть общие темы, которые одинаково важны и для регионов, и для Федерации. Условно говоря, проблемы, связанные с детской беспризорностью, проблемы бедности, проблемы реформы образования – это темы не только Федеральной Общественной палаты. Поэтому необходимо выработать какую-то общую политику в отношении этих проблем. И для этого обязательно нужна координация. То есть это не механическое управление и не подчинение кого-то кому-то, а координация работы по направлениям, которые для всех одинаково важны.

подготовил Олег Коневских


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
"у аппарата!"
IT-прогресс
анализ
анализ закона
берегите себя!
бюджет
бюджет прорыва
в государственной думе
взгляд с депутатской скамьи
внимание
вопрос-ответ
выборы
городские проекты
гримасы рынка
давайте разберемся
демография
дипломатия
дискуссия
дорожный бюджет
законодательная новация
законодательное собрание
законотворчество
здоровье
колонка обозревателя
комментарий законодателя
коротко
культура
макро-проекты
масс-медиа
миграция
мнение
мнение города
о главном
обзор
обзор законодательства
образование
официально
парламент
парламент и общество
партактив
пенсионная реформа
первое чтение
Пермь-официальная
по существу
поздравление
пресс-конференция
пресс-обзор
проекты
прямая речь
публичность власти
публичный политик
регионы
ситуация
точка зрения
транспорт
трибуна
хроника ЧП
цены
час заявлений
частные финансы
экономика
экономическая стратегия
экспертный совет
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.