Парламентская газета  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Парламентская газета

На сайте размещены материалы, подготовленные пермской редакцией "Парламентской газеты" в период с 1 декабря 2006 года по 31 декабря 2007 года.



20.04.2007
КСП: каждая проверка выявляет нарушения


Нарушения правил бюджетного и бухгалтерского учета наблюдаются при проведении каждого контрольного мероприятия, проводимого КСП краевого центра. Об этом сообщил председатель городской Контрольно-счетной палаты Евгений Швецов в традиционном докладе депутатам Пермской городской Думы.

Текущий контроль

В рамках текущего контроля КСП анализ исполнения бюджета проводился несколько раз: за первый квартал, первое полугодие и за девять месяцев 2006 года. В результате КСП неоднократно обращала внимание депутатов и администрации на низкий уровень планирования и, соответ­ственно, на невыполнение утвержденных параметров бюджета, особенно – на низкое освоение расходов по собственным обязательствам. В том числе и по инвестиционным и городским целевым программам.

В тоже время в течение первого полугодия 2006 года, когда еще не полностью перешли на казначейское исполнение, имелись значительные остатки бюджетных средств на счетах бюджетополучателей, при, одновременно, высоком уровне кредиторской и дебиторской задолженности. В 2006 году отмечалось отклонение от утвержденных фактических объемов неналоговых доходов и расходов и внесение изменений в так называемые бюджетные назначения. В целом изменения в бюджет города были внесены 12 раз (практически на каждом ежемесячном заседании Думы).

Помимо документов, принимаемых городской Думой, предметом правовой оценки и аналитических изысканий специалистов КСП стали и нормативные акты главы администрации города, которые касаются вопросов бюджета и вопросов управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Председатель КСП отметил, что, в сравнении с 2005 годом, когда его ведом­ство периодически направляло письма с рекомендациями о необходимости отмены или внесения изменений в тот или иной правовой акт, подготовленный аппаратом главы города, в 2006 году такое письмо было направлено всего один раз. Что говорит о том, что качество работы администрации и уровень исполнения нормативно-правовых актов, издаваемых главой администрации, стал значительно выше.

Последующий контроль

Этот аспект деятельности включает в себя контрольные мероприятия по вопросам расходования бюджетных средств и управлению муниципальной собственностью. В заключениях КСП по результатам проверок постоянно фигурируют следующие нарушения:

– нарушения бюджетного законодательства в части изменения доведенных до получателя объемов бюджетных назначений;

– наличие значительных остатков средств на счетах местного бюджета, что на данный момент полностью устранено;

– нереалистичность бюджетных заданий по доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, например, от продажи имущества;

– несвоевременное и неполное перечисление муниципальными предприятиями в бюджет города части прибыли, остающейся после уплаты обязательных платежей. Что касается последнего пункта, то в этой нише, по словам Евгения Швецова, состояние дел улучшилось очень незначительно.

Также зарегистрированы неэффективное управление средствами резервного фонда и факты перефинансирования расходов относительно сводной бюджетной росписи и так далее.

За отчетный год КСП провела массу проверок, в том числе: проверка деятельности муниципального комитета по транспорту; департамента по культуре, спорту и молодежной политике; департамента имущественных отношений и ООО «Спорткомплекс «Олимпия Пермь».

Кроме того, Евгений Швецов сообщил, что по результатам ряда проверок материалы были переданы в правоохранительные органы. Например, акт проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности управления ЖКХ Перми; акт встречной проверки муниципального управления технического надзора и капитального ремонта; ООО «НОВОГОР-Прикамье» и акт проверки отдельных аспектов деятельности городского департамента имущественных отношений.

Общий объем бюджетных средств, являющихся предметом контрольных мероприятий КСП, составил 2,5 млрд рублей, то есть 20% от общего объема расходов бюджета города. Финансовых нарушений выявлено на общую сумму 270 млн 250 тысяч рублей, в том числе: 4 млн 129 тысяч – нецелевое использование бюджетных средств.

– Что касается этой цифры, то на сегодняшний день доведено до суда уголовное дело, возбужденное прокуратурой, – не вдаваясь в подробности, заявил председатель городской КСП. – В этом деле по нашим материалам доказано еще 30 млн нецелевых расходов, проведенных городским управлением ЖКХ. То есть общая сумма составила 34 млн 129 тысяч рублей.

Также КСП зарегистрировала следующие нарушения на следующие суммы:

79 тысяч рублей – избыточных и безрезультатных расходов бюджета; 52 млн 900 тысяч рублей – зарегистрированы как «неэффективно использованные»;

76 млн 792 тысячи рублей использованы с нарушением бюджетного процесса; 12 млн – недопоступление средств в бюджетную систему города; 44 млн рублей – неправомерно произведенные расходы. По представлениям КСП восстановлено в бюджете города 2 млн 133 тысячи рублей, на расчетном счете восстановлено 30 млн рублей.

– В условиях внедрения среднесрочного бюджетного планирования необходимо существенное повышение качества планирования бюджетных констант, – заявил Евгений Швецов. – В связи с реформированием бюджетного процесса особое значение приобретает программа целевого планирования и реализации региональных проектов и городских целевых программ. Это подразумевает финансирование программ с четко определенными целями, задачами и показателями оценки конечных результатов.

Имеется существенный неиспользованный резерв по повышению неналоговых доходов бюджета. Выявленные недостатки в деятельности по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, в работе отраслевых органов исполнительной власти города по оказанию платных услуг оказывают существенное негативное влияние на пополнение бюджета города из неналоговых источников. Систематически отмечаются нарушения при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для нужд муниципалитетов, составляющих значительную часть расходов городского бюджета, а именно: отмечается закупка товаров, работ и услуг без проведения конкурсных процедур, в результате чего не обеспечивается достижение результатов по таким параметрам, как качество и экономия бюджетных средств. При этом количество и объем нарушений, отмеченных в процессе исполнения бюджета, к сожалению, не снижается. В отсутствие утвержденных стандартов и нормативов муниципальных услуг, критериев оценки результатов деятельности муниципальных учреждений и структурных подразделений администрации вопросы оценки эффективности использования бюджетных средств и управления муниципальной собственностью становятся остропроблемными.

В условиях, когда бюджетополучатели приобретают все большую свободу, требуется серьезное совершенствование форм и методов финансового контроля.

Трудно отрицать, что в данном контексте с каждым днем будет возрастать роль аудита эффективности. Но в настоящее время, по словам Евгения Швецова, в Перми еще не готовы к проведению такой формы аудита. Не готовы именно в международном понимании этого термина, в отсутствие стандартов, определяющих критериев эффективности, вместе с тем оценка эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств является одной из основных задач КСП.

КСП уже не раз обращала внимание главы администрации и начальника департамента финансов на слабый контроль бюджетного и бухгалтерского учета в тех структурах, которые являются бюджетополучателями. Складывается ситуация, когда невозможно обеспечить достоверность информации об исполнении бюджета, и эта ситуация может сохраниться до тех пор, пока, по мнению экспертов КСП, не будет строго регламентирован учет бюджетных средств.

Ряд замечаний, высказанных КСП, остается без внимания администрации и город­ской Думы, причем г-н Швецов отметил, что если оставлять их замечания без внимания, впоследствии, при принятии иных подобных решений, проблемы могут нарастать как снежный ком.

На вопрос депутатов Гордумы «Необходимо ли усилить и расширить полномочия КСП?» Евгений Александрович заявил:

– Усиливать, собственно говоря, нечего. Компетенция КСП определена законодательством, и усилить ее невозможно. В процессе участвуем не только мы, но и администрация, и правоохранительные органы, и Дума. КСП не фискальный орган, и не в нашей компетенции кого-либо наказывать или снимать с должности. Наша задача – выявление недостатков и разработка рекомендаций по их устранению. И у меня есть встречное предложение к депутатам городской Думы – уделять больше внимания контролю над процессом устранения нарушений, на которые указывает КСП. Больше задавать вопросов администрации. Со своей стороны хочу заметить: в этом году мы постараемся выстраивать свою работу так, чтобы и вы, и население четко представляли, куда идут бюджетные средства. Ведь за тем же кодом бюджетной классификации очень многого не видно. Цифра в бюджете простому человеку мало о чем говорит. Кстати, именно поэтому мы в КСП готовимся к работе по просвещению населения, в том числе через СМИ, рассчитывая с помощью ряда публикаций сделать бюджет прозрачным и понятным документом. Сегодня не только население, но даже и не все депутаты четко представляют, что происходит с бюджетом и как тратятся деньги на самом деле.

КОМЕНТАРИЙ

«За такие ошибки полетели бы головы»

В тех ошибках и просчетах, которые выявляет Контрольно-счетная палата в администрации Перми, виноваты в основном люди, проектирующие бюджет города, считает генеральный директор ЗАО «Промнефтегазстрой», депутат Законодательного Собрания Пермского края Игорь Рогожников:

– Я, как и многие другие представители промышленных предприятий, давно привык жить в рамках бюджета. Честно признаюсь – лично мне пришлось долгое время учиться ведению хозяйства в условиях бюджета. Но ведь и бюджет города разрабатывают отнюдь не второклассники, а профессионалы! И я могу сказать одно: если выявляются такие вот нарушения, о которых говорится в докладе председателя городской КСП, то виновато в этом слабое бюджетное планирование. Если говорить конкретно, то виноваты авторы бюджета. Ведь проверяющая сторона проводит аудит на основании определенных норм. Хорошие это нормы или плохие – другой вопрос. Но ведь и создание бюджета проводится по тем же нормам, которые проверяет КСП. А когда бюджет спланирован неправильно, то и исполнить его становится крайне сложно. Можно сколько угодно обвинять КСП в предвзятости, но, как человек постоянно работающий в рамках бюджета, я могу с уверенностью заявить: чем выше квалификация людей, которые готовят столь важный документ, тем выше вероятность того, что в дальнейшем к нему не будет никаких претензий.

Исполнители могут быть виноваты лишь тогда, когда, допустим, идет недофинансирование или недособирание средств в бюджет. Такое тоже может быть. Но и этот аспект нужно уметь спрогнозировать, для этого у авторов бюджета есть армия аналитиков и экспертов. И если говорить о бюджете города в целом, львиную долю ответственности должны нести все же те, кто этот документ создавал. Кроме того, практически всегда есть возможность внести коррективы. Главное – вовремя заметить ошибку и быстро ее устранить. Именно быстро, потому что любой «ляп», допущенный в бюджете на стадии планирования, продолжает генерировать ошибки и в стадии реализации.

Другой вопрос, когда Думой или главой города принимаются нормативные акты, исполнение которых не заложено в бюджет, без учета рекомендаций той же КСП, экономистов и прочих экспертов, вот тогда происходит накладка, которая в дальнейшем влечет за собой недофинансирование других, не менее важных проблем и отраслей. И это недопустимо.

Конечно же, ошибки есть практически везде, конечно, не в таком количестве, которое регулярно вскрывает КСП в бюджете Перми. В любом случае есть такой инструмент, как корректировка бюджета, которая может существенно улучшить качество самого документа и качество его исполнения. И, кстати, на нашем предприятии за несвоевременное внесение поправок наверняка полетели бы головы у таких планировщиков. Если ошибка грубая, если она не была выявлена на одной из стадий анализа, мониторинга, то дело однозначно закончится увольнением. Это – как минимум! Как максимум – дело ушло бы в суд или правоохранительные органы. В случае с городским бюджетом мы видим, что возбуждено только одно уголовное дело, а потери городского кошелька огромны.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
"у аппарата!"
IT-прогресс
анализ
анализ закона
берегите себя!
бюджет
бюджет прорыва
в государственной думе
взгляд с депутатской скамьи
внимание
вопрос-ответ
выборы
городские проекты
гримасы рынка
давайте разберемся
демография
дипломатия
дискуссия
дорожный бюджет
законодательная новация
законодательное собрание
законотворчество
здоровье
колонка обозревателя
комментарий законодателя
коротко
культура
макро-проекты
масс-медиа
миграция
мнение
мнение города
о главном
обзор
обзор законодательства
образование
официально
парламент
парламент и общество
партактив
пенсионная реформа
первое чтение
Пермь-официальная
по существу
поздравление
пресс-конференция
пресс-обзор
проекты
прямая речь
публичность власти
публичный политик
регионы
ситуация
точка зрения
транспорт
трибуна
хроника ЧП
цены
час заявлений
частные финансы
экономика
экономическая стратегия
экспертный совет
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.