Парламентская газета  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Парламентская газета

На сайте размещены материалы, подготовленные пермской редакцией "Парламентской газеты" в период с 1 декабря 2006 года по 31 декабря 2007 года.



09.04.2007
Избирательное право на «право»


На парламентских слушаниях по проекту Устава Пермского края, если честно, прозвучала масса популистских заявлений и претензий к данному документу. Но среди «разговоров ни о чем» прозвучали и дельные предложения. Например, многие из тех, кто присутствовал на слушаниях, не заметили предложения, которое прозвучало со стороны краевых профсоюзов. Заместитель председателя крайсовпрофа Виктор Ефремов предложил депутатам Законодательного Собрания прописать в Уставе право профессиональных союзов на законодательную инициативу.

Изначально, а затем и после принятия в первом чтении, в статье 13 проекта Устава сказано, что правом выносить на рассмотрение ЗС тот или иной законопроект обладали сами парламентарии, сенаторы Совета Федерации и депутаты Госдумы, губернатор и Правительство края, Совет глав муниципальных образований. С припиской «в пределах их компетенций» таким правом наделяются: краевая избирательная комиссия, Контрольно-счетная палата и уполномоченный по правам человека. И на этом фоне предложение господина Ефремова, кажется, затерялось. Но на самом деле Виктор Иванович может стать этаким «зачинателем дебатов», которые могут разгореться в том случае, если требования профсоюзов будут удовлетворены.

Во­первых, никто не может исключить что, последовав примеру профсоюзов, в тринадцатую статью устава ринутся и другие общественные организации, имеющие достаточный для этого политический вес и состав. Например, любое из известных политобъединений с их псевдопатриотическими и псевдосоциальными идеями: например, дать каждому пермяку «по нефтяной скважине и сделать проезд бесплатным», как периодически требуют некоторые из них. Более того, если придерживаться демократических канонов, то выделять именно профессиональные союзы из общего числа некоммерческих организаций нельзя, так как подобная моносоюзность сразу будет названа дискриминационной по отношению к другим НКО и, следовательно, у краевого парламента не будет оснований для отказа в праве законодательной инициативы других общественных организаций.

Сегодня представители крайсовпрофа делают ставку на то, что в других субъектах Федерации подобная практика довольно успешно применяется. Хотя во многих регионах, где профсоюзы поднимали этот вопрос, обсуждение не всегда было однозначным. Например, нижегородские законодатели отказали профсоюзным организациям в таком праве, несмотря на то что в поддержку изменения устава приводились весомые аргументы.

Кстати, стоит сказать о том, что и в Нижнем Новгороде, и в других регионах профессиональные союзы пользовались практически одним набором доводов: они перестали быть тормозом на пути реформ; предоставление права законодательной инициативы есть, по сути, предоставление такого права огромной массе населения, интересы которого они выражают.

Несмотря на ироническое отношение некоторых политиков к профсоюзам, не стоит забывать, что именно эта организация почти смогла удержать в своих руках мощнейшую материально­техническую базу («благодаря» этому профсоюзное имущество является объектом и целью для многих структур, как вполне добропорядочных, так и явно криминальных). Кроме того, стоит вспомнить, что профсоюзы долгое время были наделены правом законодательной инициативы в СССР, распоряжались средствами социального страхования. Но, сохранив немалую долю наследства СССР, профсоюзы потеряли множество рычагов влияния на власть, став неким инструментом, который необходим, например, для организации явки электората на избирательные участки. Исполнять же свои основные функции в таких регионах профсоюзам лишь «разрешалось».

Руководство профсоюзов Пермского края, судя по всему, решило не пользоваться методами такого рода и пошло от обратного – от законов, которые уже существуют, к законам, которые они могли бы предложить.

– Разработчиком закона «О социальном партнерстве», тогда еще Пермской области, являются профсоюзы. Был создан текст, проверен юристами, потом, мы через депутатов буквально влезли в процесс принятия этого закона, – рассказал нашему журналисту Виктор Ефремов. – И сегодня мы не видим принципиальных причин для того, чтобы профсоюзы, краевую организацию, в которую входит около 600 тысяч человек, не наделить таким правом. Тем более что опыт законотворческой деятельности у нас есть. Ничего необычного в этом нет, мы же не требуем безразмерной власти. Это обычная работа. Можно Татарстан привести в качестве примера, Госсовет этой республики предоставил профсоюзам такое право, и негативных откликов пока не поступало.

Более того, предлагаемые нами поправки, по своей сути, развивают так называемое социальное партнерство. Вернее, укладываются в тему социального партнерства на территории края. Поэтому мы считаем, что статью 13 устава нужно дополнить текстом: «и Пермским краевым советом профсоюзов, Комиссии по урегулированию социально­трудовых отношений Пермского края, в пределах их компетенций». Юридическим основанием поправки является и Трудовой Кодекс РФ.

– Виктор Иванович, что послужило побуждающим фактором для вашей инициативы? Ведь, как известно, подобные прожекты либо «спускаются сверху», либо имеют какую-то причину на местах.

– Такая причина есть. Сейчас мы испытываем острую нужду, которая заключается в необходимости внести поправки в закон «О социальном партнерстве». Дело в том, что на сегодняшний день социальное партнерство «замылилось», стало декларативным. Мы, профсоюзы, о нем много говорим, и, вместо принесения конкретной пользы, теряем авторитет в глазах населения. Потому, что основная концепция социального партнерства стала носить сугубо рекомендательный характер. Яркий пример – трехсторонние комиссии. Их решения носят всего лишь рекомендательный характер.

– Разве недостаточно депутатов? Ведь это их работа принимать законы...

– Практика работы с депутатами показывает наличие субъективного фактора, то есть вступает в права личное отношение к законопроекту, человеческий фактор. Кроме того, часто бывают моменты, когда законопроект, попав в аппарат депутата, просто вязнет. Начинаются всякого рода юридические, формальные и концептуальные препоны. Хотя, как показывает опыт, в дальнейшем, обратившись к депутату лично, в обход его помощников, мы без проблем находим взаимопонимание. Депутат ведь тоже включен в систему и формальных и неформальных отношений. И, восприняв поставленный вопрос, он с кем­либо консультируется, советуется, в результате задача решается, но уже без вмешательства аппарата. И это еще один побудительный мотив для того, чтобы выйти в ЗС с таким предложением.

Впрочем, директива сверху все же существует. В частности в действующем постановлении генсовета Федерации независимых профсоюзов РФ от 13.04.2005 г. первичкам, региональным и прочим представительствам ФНПР, предписано: «Совершенствовать и расширять профсоюзное влияние в законодательных органах власти всех уровней и органах местного самоуправления; разрабатывать стратегию участия профсоюзов в предвыборных кампаниях в органы государственной власти и органы местного самоуправления; оказывать поддержку кандидатам из профсоюзной среды и политическим партиям, чьи позиции наиболее полно отражают интересы человека труда, обеспечивать контроль за проведением честных выборов, для чего принимать активное участие в формировании избирательных комиссий, направлять наблюдателей от профсоюзов на каждый избирательный участок. Расширять непосредственное участие профсоюзов в составе представительных органов власти; развивать институт полномочных представителей профсоюзов в законодательных органах власти, а также институт помощников представителей профсоюзов в законодательных органах власти всех уровней».

Что получится у прикамских профсоюзов на ниве исполнения такого указания, станет известно буквально на следующем пленарном заседании Законодательного Собрания.

Олег Коневских.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
"у аппарата!"
IT-прогресс
анализ
анализ закона
берегите себя!
бюджет
бюджет прорыва
в государственной думе
взгляд с депутатской скамьи
внимание
вопрос-ответ
выборы
городские проекты
гримасы рынка
давайте разберемся
демография
дипломатия
дискуссия
дорожный бюджет
законодательная новация
законодательное собрание
законотворчество
здоровье
колонка обозревателя
комментарий законодателя
коротко
культура
макро-проекты
масс-медиа
миграция
мнение
мнение города
о главном
обзор
обзор законодательства
образование
официально
парламент
парламент и общество
партактив
пенсионная реформа
первое чтение
Пермь-официальная
по существу
поздравление
пресс-конференция
пресс-обзор
проекты
прямая речь
публичность власти
публичный политик
регионы
ситуация
точка зрения
транспорт
трибуна
хроника ЧП
цены
час заявлений
частные финансы
экономика
экономическая стратегия
экспертный совет
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.