На сайте размещены материалы, подготовленные пермской редакцией "Парламентской газеты" в период с 1 декабря 2006 года по 31 декабря 2007 года.
29.01.2007
Если старый – значит, бедный
В обществе нарастает недовольство пенсионной реформой, которая идет в России уже пять лет. За это время жизнь наших пенсионеров не стала легче. При номинальном росте пенсий в три с лишним раза их покупательная способность относительно роста покупательной способности зарплаты постоянно снижалась – такой вывод сделала Счетная палата РФ по результатам проверки промежуточных итогов реформы.
Люди, выходящие на заслуженный отдых уже в рамках нового законодательства, чувствуют себя глубоко разочарованными. Даже очень высокая зарплата на последнем месте работы не гарантирует им обеспеченную старость. Шаг с производства в дом означает для них шаг в нищету. По данным Минфина, коэффициент замещения утраченного заработка снизился с 32% в 2002 году до 26–28% в 2006-м. Но это «в среднем по больнице». Для хорошо оплачиваемых работников, например нефтяников, металлургов, это соотношение упало до 12–17%, тогда как, по стандартам Международной организации труда (МОТ), коэффициент замещения должен быть не ниже 40%.
Профсоюзы базовых отраслей промышленности требуют от российского правительства радикально пересмотреть концепцию пенсионной реформы и обеспечить гражданам уровень замещения заработка в соответствии со стандартами МОТ – 40%. В противном случае они грозят вывести людей на улицы.
Насколько выполнимы требования защитников трудового народа? Что мешает нашему государству следовать рекомендациям МОТ?
– Когда профсоюзы сравнивают коэффициент замещения заработка у нас и за рубежом, они забывают, что в России, кроме госсистемы пенсионного обеспечения, практически ничего нет, – комментирует ситуацию председатель подкомитета Госдумы по пенсионной реформе Фарида Гайнуллина. – За рубежом в формировании пенсии участвуют сами работники, работодатели, там широко развиты корпоративные пенсионные системы, системы дополнительного пенсионного страхования. В целом работник на Западе направляет на свою будущую пенсию 40–50% от заработка. А в России мы сами непосредственно в формировании своей пенсии не участвуем. Если профсоюзы хотят обеспечить высокий коэффициент замещения, они должны инициировать дополнительные источники пенсионного обеспечения: при заключении коллективных договоров и соглашений предметно и настойчиво выступать за создание отраслевых пенсионных систем. Государство со своей стороны может предложить гражданам дополнительное пенсионное обеспечение не только в рамках негосударственных пенсионных фондов, но и в виде обязательного дополнительного пенсионного страхования.
Можно хоть до хрипоты спорить о том, насколько удачной или неудачной оказалась реформа (ее результаты мы увидим не раньше 2022 года). Проблема в другом: на пенсионное обеспечение в РФ направляется слишком мало средств. Так, по данным Счетной палаты, в 2006 году доля расходов на выплату пенсий составила 4,8% ВВП, а это в 2–2,5 раза ниже показателей развитых стран. Нам просто не из чего формировать большие выплаты.
Сегодня за каждого работающего россиянина работодатель перечисляет в ПФР 20% от фонда оплаты труда. Из них 6% идут на базовую часть пенсий, 14% – на страховую (в том числе от 2 до 6% – на накопительную для молодежи). Простой подсчет показывает, что при средней зарплате в 10 тысяч рублей на персонифицированном счете работника за 25 лет накопится 420 тысяч рублей. Эту сумму надо разделить на 19 лет (период дожития) и на 12 месяцев. Получается, что страховая часть пенсии составит 1842 рубля. К ней надо добавить базовую часть – в данный момент это 1058 рублей. Итого –меньше трех тысяч рублей в месяц после четверти века работы! Что же касается накопительного элемента, то, по оценке Фариды Гайнуллиной, его доля в общем размере пенсии будет невелика – всего 10–12%.
– Накопительная часть никогда не была самоцелью пенсионной реформы, – поясняет Фарида Исмагиловна. – Во всей сумме страховых взносов она составляет от 2 до 6%. И поэтому рассчитывать на то, что накопительная часть пенсии обеспечит нам прекрасное пенсионное будущее, – это заблуждение. Создавая накопительную систему для молодой части населения, мы как бы задали вектор движения, сказав: «Твое пенсионное обеспечение в твоих руках. Добивайся, чтобы тебе платили «белую» зарплату, чтобы работодатель исправно перечислял взносы на твою будущую пенсию».
Но если у молодого поколения еще есть шанс заработать себе на старость, то люди среднего возраста, которым осталось до выхода на заслуженный отдых всего несколько лет, оказались в довольно пикантном положении. В накопительную систему они не попали, а в страховой существенно повлиять на размер своего дохода уже не успевают. Ту часть пенсии, которую они заслужили до начала реформы, им рассчитали по старому уравнительному законодательству, где существовали два ограничителя – по стажу и по отношению среднего заработка работника к средней зарплате по стране. Сколько бы ты лет ни работал, какую бы зарплату ни получал, твоя выплата ограничена определенным потолком. Именно поэтому с большой зарплаты люди выходят сейчас на весьма скромную пенсию. Но это, как подчеркивает Гайнуллина, издержки не реформы, а старой системы, от которой мы ушли.
Именно для граждан так называемого переходного периода участие в дополнительном пенсионном обеспечении и страховании было бы просто спасением. Но работодатели не торопятся брать на себя новое бремя, то есть участвовать корпоративным рублем в пенсионном обеспечении своих кадров. Пример могло бы подать государство, создавая системы дополнительного пенсионного обеспечения бюджетников (по аналогии с отраслевыми пенсионными системами). Идея в том, чтобы работник из собственных средств вносил определенную сумму на формирование дополнительной пенсии, а государство как работодатель и страхователь добавляло бы к ней свою часть. Это позволило бы обеспечить достойную старость самой небогатой части трудящихся.
Еще один способ увеличить размер пенсии – поощрять работающих пенсионеров. То есть не поднимать пенсионный возраст в принудительном порядке, как рекомендует России Всемирный банк, а экономически стимулировать людей работать дольше. Принцип тот же – отчисления на дополнительную пенсию на паях с государством. Как сообщила Гайнуллина, Комитет Госдумы по труду и соцполитике готов предложить такой законопроект для низкооплачиваемых работников бюджетной сферы.
Ну а каковы перспективы неработающих пенсионеров, вышедших на пенсию в рамках прежнего законодательства? На что они могут рассчитывать? По данным ПФР, сегодня средняя пенсия по старости составляет 3087 рублей. В 2007 году базовая часть пенсий будет увеличена в два этапа: с 1 апреля проиндексирована на 7,5 процента, а с 1 октября установлена в твердой сумме 1260 рублей. Страховая часть с 1 апреля будет повышена на 9,2 процента. Общее увеличение составит примерно 15,2 процента, что почти вдвое выше прогнозируемой инфляции. Кроме того, с 1 июля будет произведен перерасчет пенсии для работающих пенсионеров. Как итог – средняя пенсия по старости в 2007 году увеличится на 438 рублей. К 2010 году базовая часть трудовой пенсии, равно как и социальная пенсия, должна достичь прожиточного минимума пенсионера.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.