Репортер плюс  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Образование: Пермский край

Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с  6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.



29.12.2006
Итоги и перспективы


В 2006 году три тысячи российских школ, в том числе 54 прикамских, получили по одному млн. рублей в рамках национального приоритетного проекта «Образование». Это хорошо, однако не обошлось и без проблем – срок использования средств оказался чуть больше месяца, в результате чего тема «школьного миллиона» стала одной из центральных в российских СМИ. Все-таки, придется ли возвращать грантовые деньги в бюджет?

– Нет, не придется. Никаких угроз в адрес образовательных учреждений не будет. Можно понять озабоченность Правительства РФ темпами освоения выигранных грантов. Но одновременно мы понимаем, что обойти конкурсные процедуры по закупке товаров сегодня нельзя. Уверен – территории делают все, что от них зависит. Главное, чтобы средства обучения, которые будут закуплены на грантовые деньги, соответствовали требованиям, предъявляемым к их качеству директорским корпусом, коллективами школ. Конкурсные комиссии должны работать так, чтобы не стать препятствием на пути между деньгами и товаром. Тогда не произойдет снижения качества поставок.

Министр образования РФ совершенно справедливо акцентирует внимание на двух вещах – сроках освоения денежных средств и качестве их освоения. Я считаю, что второй пункт важнее, поэтому логичнее было бы продлить сроки на квартал, чтобы добиться нужного результата – качества. Тем более что опыта проведения подобных национальных проектов не существует.

Напомню, нацпроект стартовал в феврале 2006 года, в первом полугодии проходил отбор претендентов на победу, затем из тысячи заявок экспертами были выбраны 54 школы, достойные звания лучших. А после того как эти школы победили на региональном этапе, их необходимо было утвердить на федеральном уровне. Только после этого школы­победители имели возможность сформировать перечень своих потребностей, оформить документы и провести все необходимые конкурсные процедуры, которые закончились в первых числах декабря.

Еще раз хотелось бы напомнить, что между заказом и получением оборудования должны состоятся конкурсы поставщиков, освоение средств должно пройти на законных основаниях.

В рамках нацпроекта «Образование» в 2007 году стартует новый конкурс – конкурс регионов. Пока никакой конкретной информации – по каким критерием будут соревноваться российские регионы, каким будет итоговый приз – нет, однако конкурс привлек большое внимание общественности. Примет ли в нем участие Пермский край?

Пермский край обязательно будет участвовать. На территории Пермского края в порядке эксперимента идут приоритетные для всего региона проекты. Отработка технологий реализации проектов в пилотных территориях для проведения подобных конкурсов весьма актуален.

Министр образования РФ Андрей Фурсенко признал, что 80% российских учебников содержат ошибки.

– Во­-первых, те, кто писал эти учебники, не согласились с подобными выводами. Во­вторых, надо разделять виды ошибок. Одно дело, когда мы говорим об арифметических ошибках, правописании и т.д. Это уровень непростительных ошибок, появление подобных «ляпов» – нонсенс. Что же касается фактологических, или, иначе, содержательных ошибок, то это более сложная тема. Так, самый яркий пример, – это «Краткий курс ВКП(б)», который мы сегодня можем признать одной большой ошибкой. Тем не менее еще тридцать лет назад мы сдавали экзамен по этому учебнику. Таким образом, говоря об ошибках в учебниках, в каждом конкретном случае необходимо разбираться, что эта за ошибка и как ее можно исправить.

Я лично отношусь к ошибкам гораздо лучше, чем к невозможности их исправить. Если ошибка реально существует, но кто-­то упорствует и не желает ее исправлять, или «сверху» не дается право на исправление, – это гораздо хуже, чем сам по себе факт допущения какой-­то неточности в материале. И в данном случае должны поработать те органы, в чьей компетенции находится исправление этих ошибок. Вот и все: на федеральном уровне те, кто допустил эти ошибки, и те, кто их увидел, должны их исправить.

Если говорить о краевом уровне, то у нас есть ряд региональных учебных пособий, но на сегодняшний день нет оснований говорить о том, что они содержат те или иные неточности или ошибки.

Анонсируется введение новой системы оплаты труда педагогов.

– Уже несколько лет ведутся разговоры о введении отраслевой системы оплаты труда работников образования. Отрасли образования различных российских регионов уже к ней приступают. По этому вопросу позиция краевого руководства достаточно четко сформулирована: мы не считаем, что разные субъекты РФ должны иметь различную отраслевую систему оплаты труда. Федеральным центром должны быть выданы четкие указания, по каким принципам должна быть сформирована отраслевая система оплаты труда. И эти принципы должны обязательно включать пункт, связанный со стимулированием труда работников образования, образовательного учреждения, отрасли в целом. Могу уверенно сказать, что к федеральной отраслевой системе оплаты труда в этой стимулирующей части необходимо привносить региональный компонент.

Отраслевая система оплаты труда – это очень сложный механизм, покусившись на изменение которого мы можем дисбалансировать отрасль и повести ее по неправильному пути. Поэтому введение новой системы оплаты – очень ответственный шаг, и этот уровень ответственности надо понимать.

Надо сказать, что сегодняшняя тарифная сетка (ЕТС) не так уж плоха, как думают некоторые сторонники отраслевой системы. Но в ней не хватает одной, но принципиальной вещи: стимулирования.

Сегодня зарплата педагога, имеющего повышенный разряд, не так уже сильно отличается от зарплаты того, кто имеет средний разряд. Но таков реальный бюджет нынешнего времени. С другой стороны, так уж ли необходимо, чтобы оплата труда по разрядам отличалась в разы? Гораздо важнее, чтобы человек получал не столько за свои «погоны» и статус, сколько за реальные достижения. Между этими двумя понятиями – наградами, чинами и конкретными достижениями в конкретный период – должен быть разумный баланс. Никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Педагог должен понимать, что у него есть базовая фиксированная, пусть и небольшая, зарплата, но в то же время он каждый день своим собственным трудом и реально достигнутыми успехами, может зарабатывать больше.

Какое событие можно назвать главным для пермского образования в уходящем году?

– Безусловно, для территорий Пермского края в 2006 году ключевой явилась инициатива Президента России Владимира Путина, связанная с приоритетным национальным проектом «Образование». Внедрение нацпроекта – самое значимое, самое интересное событие во всем российском образовании. Это новое, что пришло, а точнее, ворвалось в нашу систему образования в этом году. При этом надо понимать, что отрасль образования достаточно консервативна и она не имеет большого опыта составления различных рейтингов, жесткого выявления лучших из лучших. Это скорее западная, проамериканская технология, которую в этом году работники образования попытались перенести на российскую почву.

Я хотел бы отметить самое, на мой взгляд, интересное в идеологии нацпроекта: звание «лучший» учитель присуждается не навсегда. «Лучший» – значит, самый успешный именно сегодня, в этот год, в этот день, по этим критериям отбора. В этой связи очень сложно было себя внутри переломить и определить «лучшего». Потому что было понимание того, что, один раз присвоив звание «лучшего», можно закрепить его за человеком на века. Такой уж у нас менталитет: раз уж выбрали, то надо увековечить, доски мраморные повесить… Однако в идеи нацпроекта заложен совсем другой подход: да, сегодня выиграл один человек, но завтра «лучшим» может стать другой.

Конечно, я надеюсь, что нацпроект будет динамичным и дальше, что мы сумеем выстроить под этот проект краевую систему оценки качества деятельности работников образовательных учреждений и территорий в целом. Я думаю, глубинная идея нацпроекта состоит в том, чтобы выявить, как сфера образования меняет качество жизни населения.

Кроме национального приоритетного проекта «Образование», важнейшем процессом стало выстраивание правильного управления внутри отрасли образования с точки зрения ответственности. (Напомню, 131 ФЗ ввел ответственность территорий, муниципалитетов и субъектов федерации). Сегодня выстраивается система разграничения полномочий и распределения ответственности за образовательную сферу, в том числе за качество имущественного комплекса. Кто за него несет ответственность? Каким образом средства краевого и территориального бюджета могут изменить состояние конкретной школы? Какие должны быть для этого проведены процедуры? Как понять на краевом уровне, что деньги, выделенные на улучшение имущественного комплекса отрасли образования в территориях, не уйдут на другие – пусть тоже важные, но другие, – цели. Поэтому появился проект «Новая школа», в котором в разитие школы 30% средств вкладывает территория, а 70% идет из краевого бюджета. Конечно, нельзя сказать, что этих средств хватит на латание всех имеющихся «дыр» в сфере образования. Но именно поэтому выстраивание системы управления так важно и мелочей здесь нет – есть детали. И все они важны.

Когда мы правильно выстраиваем управленческую траекторию, тогда мы эффективно используем бюджетные – то есть народные – деньги. Если есть правильные цели, правильно отобранные приоритеты, правильно назначенные ответственные лица, то тогда появляется бюджет, реально ориентированный на результат. Если же все размыто, то народные деньги уходят сквозь пальцы, ничего вокруг не изменяя.

Каждый ребенок, каждая семья в Прикамье должны почувствовать на себе, как что­то меняется: ведь им не важно, кто где сидит, какие цели ставит, как разбивается бюджет.

Высшей наградой лично для меня был случай, когда я пришел в гости к своему знакомому и услышал, как ребенок рассказывал своим родителям, что в его школе становится лучше: стали интереснее уроки, в классе появилось такое чудо, как smart board (электронная интерактивная доска), ноутбуки и Интернет, в здании сменили потолки и полы. Когда такое ребенок говорит в семье, – это и есть то, ради чего мы работаем.

С каким настроением вы вступали в новую для вас должность, будете ли продолжать на краевом уровне курс, взятый вами в качестве главы образования города Перми, и что можете сказать своим оппонентам?

– Без оппонентов сложно жить. Когда все вокруг с тобой согласны, чаще всего в итоге ты оказываешься не прав. Поэтому для меня самое страшное – увидеть в глазах окружающих полное согласие и смиренность. Вообще оппонирование – это конкуренция мысли.

Если говорить о моей работе в качестве главы комитета образования Перми, то все оппонирование происходило вокруг стандарта финансирования на одного ребенка. Второй момент, который вызывал бурные споры, – это система единого муниципального тестирования и зачисления в статусные образовательные учреждения.

Но заметьте, и то и другое сегодня стало неотъемлемой частью федеральной образовательной политики: так, подушевое финансирование внедряется по всей России. «Подушевка» превратилась из новации в норму. Недавно я присутствовал в Москве на награждении территорий, которые активно осваивают нормативноподушевое финансирование. К сожалению, Пермский край не попал в число награжденных, что, естественно, у меня вызвало удивление. Оказалось, что федеральный центр просто не знает, что у нас эта система внедрена.

Таким образом, я могу с гордостью сказать, что комитет образования города Перми когда-то правильно выбрал путь. Это доказывает тот факт, что ни одно из наших нововведений сегодня не отрицается на федеральном уровне. Да и не может отрицаться, потому что это мировой опыт, лучшее из которого так или иначе заимствует Россия. Просто мы в Перми чуть быстрее проходили эти этапы, в том числе – в силу моей специфики как руководителя. Тут, кстати, еще можно привести в пример опыт создания в Перми управляющих советов – именно управляющих, а не попечительских; опыт проведения больших, многотысячных городских родительских собраний. Уверен, это тоже в ближайшем будущем будет сделано во всей России. Подобные ключевые позиции, связанные, прежде всего, с процессом децентрализации, будут внедрятся во всем крае.

Еще одним важным шагом станет выстраивание в крае системы оценки качества сферы образования на отдельно взятой территории и то, как она изменяет качество жизни населения. Напомню слова губернатора Олега Чиркунова о том, что основным критерием деятельности правитель­ства и административных управ­ленческих структур края является то, сколько людей уехало из Прикамья, а сколько захотело остаться и строит свое будущее. Поэтому целевой показатель изменения качества жизни и внутриобразовательный показатель изменения качества образования станут определяющими. Не последнюю роль в этом сыграет система контрольных сбалансированных показателей, которые позволят нам достигнуть максимальных результатов.

Главный «провал» года для системы образования – возникшая летом проблема лицензирования образовательных учреждений города Перми.

Все знали, что каждые пять лет образовательное учреждение должно выходить на процедуру лицензирования. Знали все, но осознавали, как выяснилось, немногие. Напомню, что шесть лет назад все школы имели лицензии. Однако вдруг оказалось, что возобновить лицензию – дело сложное. И надзорные органы к этому подготовились, но ни отраслевые, ни территориальные органы образования к этому готовы не были. На данном этапе достигнут временный компромисс между надзорными органами и властями всех уровней, во время которого стандартизируются довольно жесткие требования, предъявляемые к учреждениям, подлежащим лицензированию. Спорных пунктов очень много, поэтому все требования должны быть четко прописаны и согласованы со всеми сторонами процесса.

Ну что ж, Николай Яковлевич, благодарим Вас за беседу и желаем творческих успехов в реализации Ваших грандиозных планов.



← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
актуальный вопрос
высшая школа
дополнительное образование
дошкольное образование
другое мнение
ЕГЭ
закон
здоровье
злободневно
инновации
конкурс
кошелек
круглый стол
летний лагерь
лучший учитель
меры приняты
на страже
нацпроект
новости
опыт
персона
праздник
проверка
прорыв
профсоюз
репортаж
реформа
реформа
событие
статистика
таланты
тема номера
технология
цифра номера
экзамен
эксперимент
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.