Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с 6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.
24.11.2006
Как выиграть миллион
Даже в самых актуальных и важных начинаниях найдутся свои «минусы». Национальный приоритетный проект «Образование», проект «Новая школа» – не исключение. Как показывает практика, главный минус этих крайне важных проектов в том, что о них… мало кто знает. Причем плохо информированы не только дети и родители, но и педагоги. Однако информация об этих направлениях модернизации отечественного образования – это не просто пассивное знание. Это позиция директора и педагогов того или иного образовательного учреждения.
Нацпроект «Образование» – это не разовая акция и не средство для политического пиара. Это ресурс, используя который учителя и директора школ могут влиять на изменения, происходящие в системе образования.
Об этой роли приоритетного национального проекта «Образование», а также о многом другом говорили на краевом совещании, организованном Министерством образования Пермского края. Председательствующая на форуме Галина Гутник призналась, что для нее каждое утро начинается с работы над нацпроектом: «Каждый день есть предмет для обсуждения». Галина Васильевна обозначила главный промах, допущенный руководителями на местах при организации завершившихся конкурсов «Лучший учитель» и «Лучшая школа»: «Мы должны консультировать, помогать, но ни в коем случае не выдвигать претендентов на участие в конкурсе. Если чиновники в это вмешиваются, то они нарушают права участников».
Кстати, Галина Васильевна дала комментарии по поводу изменения процедуры аттестации педагогов:
–В связи с внедрением новой системы оплаты труда мы сейчас приступили к новой модели аттестации педагогов. Суть новой модели заключается в том, что аттестация будет проходить на основе длительного мониторинга, а не на основе экспертного заключения о работе педагогов. В областную или районную комиссию по специальной схеме школа будет представлять результаты длительного наблюдения за деятельностью педагога по заданным параметрам: обучение, воспитание, методическая работа, обобщение опыта и т.д. Теперь, не вызывая педагога в ответственные органы, не «дергая» его морально, комиссия будет выносить свое решение. Скорее всего, «живое» общение педагогов с членами комиссии тоже останется, но оно будет происходить в каких-то других формах. Краевое Министерство образования начнет апробировать эту модель, предположительно, во второй половине текущего учебного года. Пока не решен на федеральном уровне вопрос, будет связана эта новая модель с категориями (высшая или первая) или со званиями – учитель-методист, старший учитель и т.д.
ДОКУМЕНТЫ
ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОФОРМЛЕНЫ ГРАМОТНО
Но на совещании была не только вынесена благодарность всем, кто проделал колоссальную работу по национальному приоритетному проекту «Образование», подведены итоги и сформулированы задачи на будущее. «На десерт» экспертами, работавшими над конкурсными материалами в прошлом учебном году, были даны конкретные советы по оформлению конкурсной документации.
В завершившимся учебном году Пермский край, безусловно, достиг хороших успехов в организации национального проекта «Образование», но вместе с тем эксперты и члены регионального совета столкнулись с массой грубейших нарушений при оформлении документов. Закон от 14 февраля 2006 года № 89 «О мерах поддержки государственных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы», приказ департамента образования Пермской области от 31 марта 2006 года и решение регионального совета по приоритетному национальному проекту «Образование» утвердили требования к оформлению конкурсных материалов – к форме заявки на участие в конкурсе. На основании вышеуказанных документов были разработаны единые требования по оформлению конкурсных материалов.
Право выдвижения образовательных учреждений на конкурс предоставлено органу государственного общественного управления образовательных учреждений, который зарегистрирован в уставе образовательного учреждения (школы). К таким органам относятся: советы образовательных учреждений, родительские советы и комитеты, попечительские и управляющие советы.
Структура общественных образований, выдвигавших претендентов на прошлый конкурс, выглядела следующим образом: шесть управляющих советов (11%), тринадцать попечительских советов образовательных учреждений (24%), двадцать четыре совета образовательных учреждений гимназий и лицеев (44%), восемь некоммерческих партнерств со статусом юридического лица (14,8%), одна общешкольная конференция и один благотворительный фонд. Таким образом, были представлены практически все организационно-правовые формы, что приятно и отрадно. Вместе с тем после выборочной проверки заявлений были систематизированы типичные ошибки, допущенные педагогами при оформления заявлений на участие в конкурсе.
Наиболее частой была следующая ситуация: заявляет претендента родительский комитет школы, а подписывает заявление председатель совета образовательных учреждений. Или заявляет попечительский совет лицея, а подписывает президент общешкольной конференции. И так далее.
Также имели место другие недопустимые недоразумения. Так, руководитель органа государственного общественного самоуправления часто не был осведомлен о том, что образовательное учреждение заявляется на данный конкурс.
«Представьте, мы позвонили председателю попечительского совета по телефону, указанному в заявлении. Им оказался, скажем, главврач районной больницы или депутат земского собрания, который вообще в первый раз слышит о конкурсах нацпроекта «Образование»! Как такое может быть? Ведь именно руководимая им организация должна была выдвинуть заявку», – заявили эксперты.
Такие документы не попали в число победителей – их пришлось «завернуть». Надо отдать должное терпению и мужеству и экспертов, и членов регионального совета, которые разбирались в каждой подобной ситуации. Зачастую подходили к документам достаточно либерально, так как это был все-таки первый конкурс в рамках нацпроекта «Образование». Но впредь такого не будет. В этом году членами экспертного и регионального советов будут ужесточены требования к организации выдвижения претендентов на участие в конкурсе и оформлению заявления.
Очень важно, чтобы органы государственного общественного самоуправления образовательного учреждения были как де-факто, так и де-юре. Обязательна запись в уставе о форме государственного общественного органа управления и наличие локального акта о функционировании этого органа.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ЗАЯВКИ
должен содержать:
➠ В первой строке необходимо конкретно указать образовательное учреждение: средняя, основная, начальная школа и т.д.
➠ Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения обязательно написать полностью.
➠ Крайне важно правильно написать юридический адрес образовательного учреждения и контактные телефоны, по которым можно дозвониться в школу и связаться с директором и педагогом. В прошлом году, как это ни странно, телефоны и электронная почта, которую наши учителя указали в своих заявках, не функционировали: или никто не отвечал, либо таких адресов просто не существовало. И с претендентом на участие в конкурсе эксперты не смогли вовремя связаться.
➠ Банковские реквизиты. На сегодняшний день все образовательные учреждения Пермского края обслуживаются через казначейскую систему. Но порой в документах можно было встретить все что угодно: в лучшем случае – расчетный счет попечительского совета, лицевой счет некоммерческого партнерства, а иногда эта графа вообще оставалась пустой. Как будто в этой школе или лицее никто не знает собственных банковских реквизитов.
➠ Сведения о заявителе. В рамках закона о некоммерческих организациях (№ 7 ФЗ), определены типы и виды государственных общественных органов: некоммерческая или автономная общественная организация; некоммерческое партнерство. Например, если в школе есть попечительский совет, он функционирует на основании Положения – локального акта. И очень важно в конкурсной заявке грамотно (так, как это указано в Положении) написать наименования заявителя: в нашем примере – попечительского совета. Также нужно внимательно отнестись к должности руководителя этого совета: исполнительный директор, председатель и т.д. Если не обращать внимание на такие формальности, то получается, что заявку подает одни человек, а подпись на документах ставит совсем другой.
➠ И последнее: очень важно не только грамотно заполнить заявку. Важно, чтобы это заявление было рассмотрено на рабочем органе этой государственной общественной организации. Например, на совещании правления попечительского совета школы. И зафиксировать факт обсуждения заявки в протоколе совещания (номер, от какого числа). И только после этого заявитель – председатель попечительского совета – должен поставить свою подпись.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.