Репортер плюс  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Образование: Пермский край

Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с  6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.



23.11.2006
ДОРОГА К БОЛОНСКОМУ ПРОЦЕССУ


Участники Всероссийской студенческой конференции по присоединению России к Болонскому процессу заявили, что не хотят учиться на бакалавров, не признают непрерывного образования, не знают, что такое образовательные кредиты, и не могут учиться за рубежом. И это на фоне того, что уже в 2010 году Россия присоединится к Болонскому процессу.

16 ноября студенты российских вузов собрались на конференцию по проблемам своего участия в Болонском процессе. Слушания показали, что их готовность приобщиться к ценностям еврообразования близка к нулевой.

Уже предварительное изучение реализации российскими вузами образовательных «европроектов» 2005 года подтвердило, что результаты неутешительны: большая часть общества не готова к присоединению России к Болонскому процессу и не располагает информацией о нем.

Сопротивление вузов, заявил ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, вызвано как объективными, так и субъективными причинами. С одной стороны, российскому образованию с его традициями узкой специализации и в самом деле трудно адаптироваться к более универсальной европейской системе – профессора считают неспециалистов-бакалавров недоучками. С другой, отметил он, в вузах идет «сопротивление бесспорно необходимым сторонам Болонского процесса – открытости и готовности сопоставить качество своего образования с тем, что утвердилось в Европе». Результаты мониторинга ГУ-ВШЭ свидетельствуют, что лишь 50-60% российских вузов вывешивают свои учебные планы на интернет-сайтах, а финансовые документы и программы отдельных курсов – менее 20-30%. «Это – нездоровое явление, которое нельзя объяснить никакой национальной спецификой», – считает ректор ГУ-ВШЭ.

Препятствуют одному из главных преимуществ участников Болонского процесса – мобильности студентов – и чрезмерно жесткие учебные планы вузов.

Студентам, решившим поучиться пару семестров в европейском вузе, приходится брать академический отпуск, а то и отчисляться из «родного», а по возвращении сдавать все пропущенные предметы: сданные за рубежом ему не зачтут. Мешает мобильности наших студентов и незнание иностранных языков. Те, кто не имеет на это средств (а их около 50%), практически отсекаются от возможности учиться в Европе.

Впрочем, российские студенты и по другим параметрам не готовы влиться в ряды участников Болонского процесса.

Большинство из них, подтвердили результаты опросов, просто не знают, что это такое.

Так, о двухуровневом образовании по схеме «бакалавр – магистр» не слышали 20% опрошенных, об академической мобильности и участии студентов в управлении вузами – 50%, о кредитных единицах – более 90% респондентов.

Те же, кто представляет себе основные принципы еврообразования, не видят в них ничего хорошего.

Так, лишь около 5% российских студентов хотели бы получить степень бакалавра. Подавляющее большинство по-прежнему хочет учиться 5 лет и окончить вуз с квалификацией специалиста, а еще 36% хотят получить степень магистра.

Западная схема непрерывного образования (выучился на бакалавра – поработал – доучился на магистра – поработал – получил МВА – поработал и т.д.) не подходит для российских реалий: в ситуации общей нестабильности очень опасно остаться недоделанным бакалавром: такого просто не возьмут на работу.

Что касается системы образовательных кредитов (зачетных единиц), то российские студенты явно не рвутся набирать их, а если и берут, то не те, что нужнее для будущей специальности, а те, что легче сдать (около 50%). Причем положительно относятся к этой идее только студенты с высокой успеваемостью. «Возникает большой вопрос, насколько российские студенты готовы самостоятельно выбирать себе программу обучения и способны ли они сделать разумный, обоснованный выбор»,– констатировали авторы исследования ГУ-ВШЭ.

Не стремятся российские студенты и к самоуправлению. В отличие от западных сверстников, они предпочитают роль ведомых, показали исследования.

Единственное, что наши студенты оценили из всего болонского набора, – возможность уехать учиться за границу: это хоть сейчас готовы сделать 72% респондентов, правда, только в случае если за поездку заплатит кто-то другой (госбюджет, фирма, принимающая сторона). И так, чтобы не очень надрываться на учебной ниве. «Эдакая турпоездка за чужой счет»,– подвели итог авторы исследования.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
актуальный вопрос
высшая школа
дополнительное образование
дошкольное образование
другое мнение
ЕГЭ
закон
здоровье
злободневно
инновации
конкурс
кошелек
круглый стол
летний лагерь
лучший учитель
меры приняты
на страже
нацпроект
новости
опыт
персона
праздник
проверка
прорыв
профсоюз
репортаж
реформа
реформа
событие
статистика
таланты
тема номера
технология
цифра номера
экзамен
эксперимент
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.