Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с 6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.
20.11.2006
Высшее образование в цифрах
Рабочая группа, созданная на базе Госуниверситета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), огласила новые результаты мониторинга экономики российского образования. По мнению разработчиков, за последний год в сфере наметились любопытные изменения.
Как отмечается в исследовании, в 2005 году бюджетное финансирование образования увеличилось до 3,7% ВВП и составило 790 млрд руб. (по сравнению с 2000 годом в текущих ценах объем финансирования увеличился в 3,7 раза). Еще 1,8% ВВП в 2005 году добавили частные вложения (или средства домохозяйств), доведя общую сумму до 5,5% ВВП.
А это уже вполне сопоставимо с уровнем финансирования образования в развитых странах мира.
Там, по данным ГУ-ВШЭ, на образование расходуется около 5,5% ВВП (лишь в Дании эта сумма достигает 8,5% ВВП).
В особенности выиграло высшее образование, финансирование которого шло в
2005-06 году опережающими темпами по сравнению с другими уровнями. Так, если расходы на каждого дошкольника в 2005 году практически не изменились по сравнению с 2000 годом, то количество средств, потраченных государством на каждого студента, увеличилось почти на 20%. Улучшилось материально-техническое обеспечение вузов, на 13% выросли средства, ассигнованные на повышение квалификации преподавателей, на 20% возрос уровень интернет-проникновения (особенно – в техникумах и ПТУ).
Правда, до позиций 1991 года финансирование образования так и не дотянуло – в сопоставимых ценах отставание до сих пор составляет 13%, признала завкафедрой экономической теории ГУ-ВШЭ Елена Савицкая.
Тем не менее многие беды нашего образования проистекают не столько из-за недостатка средств, сколько из-за их нерационального использования, считает ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.
По его оценке, до 50% выпускников вузов работают не по специальности. Во многих случаях для их мест работы достаточно трехлетнего высшего образования на уровне бакалавра, подчеркнул он. Но все они проучились по 5, а кое-кто и по 6 лет, и как правило – на деньги налогоплательщиков. Нерационально, с его точки зрения, тратятся деньги и в школе. Большинство учеников 10-11-х классов начинают готовиться к поступлению в вузы и фактически игнорируют до двух третей предметов школьной программы. Но их продолжают преподавать, гоняя «школьный маховик» впустую. «Возможно, это – крупнейшая экономическая неэффективность в нашей стране»,– подчеркнул Кузьминов.
Как свидетельствует проведенное исследование, руководство вузов просто не готово правильно распорядиться полученными средствами.
Львиную долю отпущенных средств – до 80% – вузы предпочитают расходовать на ремонт и обновление оборудования; 50-60% хотели бы тратить на повышение зарплат и не более 10% – на совершенствование учебного процесса и выращивание новых кадров. «Приоритетом остается латание дыр, а не инвестиции в развитие. Это – плохой сигнал, и Минобрнауки должно отнестись к нему всерьез».
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.