Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с 6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.
20.11.2006
Модернизация в вузах
14 октября старейший вуз края – Пермский государственный университет – отметил 90-летие. Однако празднования растянулись на весь месяц, в течение которого прошла череда факультетских и общеуниверситетских мероприятий, состоялись встречи выпускников разных лет, приуроченные к юбилеям факультетов университета. Пермскому классическому университету все девяносто лет удавалось сохранять традиции и при этом отвечать требованиям времени. Особенно изменились эти требования за последние два десятилетия. Как показывает недавно проведенное социсследование, именно за это время высшее образование в России кардинально изменилось. И хотя многие вузы остались на прежних местах и даже не поменяли название, они превратились в совершенно новые по сути учебные заведения. И занимаются в них уже совсем другие студенты, не похожие на учащихся прошлых лет. Некоторые выводы социологов показались нам интересными.
Во-первых, российское
высшее образование стало массовым. С 1990-х годов число вузов в стране увеличилось в два с лишним раза, а численность студентов — почти в 2,5 раза. Сегодня в них учатся более 7 миллионов студентов. Основной прирост произошел за счет открытия негосударственных университетов и академий и увеличения числа коммерческих студентов. И это на фоне общего демографического кризиса в стране! Так, в советское время на 10 тысяч населения приходилось около 170 студентов вузов, а сегодня — более 480.
Во-вторых, в соответствии с мировыми тенденциями вырос удельный вес платного обучения, а также увеличилось число частных учебных заведений. В 1995 году число коммерческих студентов в стране составляло всего 10%, в 2000-м количество «бюджетников» и «платников» сравнялось, а сегодня за свой счет грызут «гранит науки» уже 56% учащихся. Из 1,2 млн человек, поступивших в российские альма-матер в 2006 году, на бюджетных местах учатся всего 528,6 тыс.
Изменился и сам процесс обучения: сегодня вузы ориентируются на подготовку гибких специалистов, востребованных на рынке труда. Компаниям необходимы сотрудники, умеющие быстро перестраиваться и решать задачи, относящиеся к разным отраслям знаний. Поэтому студентам дают не только знания, но и практические навыки и умения. Отсюда вывод: ценность имеет не столько сам диплом вуза, сколько то, что реально стоит за ним.
В третьих, высшее образование стало гуманитарным. В Советском Союзе упор делался на инженерное обучение и технические специальности. В 1990-е годы произошла резкая гуманитаризация российских вузов. Сегодня даже в сугубо технических институтах открываются гуманитарные факультеты — права, экономики, психологии, социологии. Появилось большое количество новых специальностей: маркетинг, менеджмент, логистика, туристический и гостиничный сервис и т.д. Прежние институты стали повсеместно университетами и академиями.
Появились новые формы обучения. Наряду с вузами с середины 1990-х годов стали активно развиваться такие новые для нашей страны учебные формы, как бизнес-школы, корпоративные университеты, тренинговые системы. Сегодня они занимают серьезную долю рынка платных образовательных услуг.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.