Репортер плюс  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Образование: Пермский край

Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с  6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.



20.11.2006
НАЦПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» И ГРАЖДАНСКИЙ ЗАКАЗ


В эпоху высоких технологий мир меняется очень быстро. И система образования должна меняться вместе с ним. Этот простой и понятный тезис лежит в основе концепции модернизации российского образования. Однако не все поспевают за этими изменениями.

Член Общественной палаты, председатель совета сети федеральных экспериментальных площадок Минобрнауки РФ Александр Адамов говорит о маргинализации учительского корпуса, которая произошла за последние десять лет. Мир изменился – а российская школа не поспела за этими изменениями. Начинать список «проколов» можно со случаев издевательства над 

детьми и заканчивать банальной нехваткой знаний: зачастую дети знакомы с современными компьютерными технологиями и владеют компьютером гораздо лучше, чем даже учителя информатики. Сейчас, к счастью, в школах много техники. Этот факт добавляет проблем, о которых раньше мы не задумывались: как правило, после 40 лет человек не может принять эту технику как содержательного помощника и в лучшем случае использует компьютер как печатную машинку. Тем более в наших школах подавляющее большинство учителей – женщины, которые относятся к компьютеру с опаской.

Современные дети благодаря Интернету зачастую знают больше об окружающем мире, чем их учителя. В этой ситуации роль учителя меняется. Теперь учитель – это помощник и куратор. Но не главный и единственный источник получения знаний.

Перестроиться и принять новые правила игры может далеко не каждый учитель. Особенно когда эти правила размыты и нигде не сформулированы.

НАШИ ВЫПУСКНИКИ ГРАМОТНЫ, НО НЕ СВОБОДНЫ

Отечественная школа привыкла ждать жесткого заказа от государства, но в последнее время стало понятно, что государство не в состоянии сделать заказ системе образования в полном объе­ме. А если делает, то встречает жесткую критику общества. Для примера достаточно вспомнить споры вокруг ЕГЭ и подушевого финансирования, которые не утихают и по сей день, несмотря на то что эти явления стали уже привычными. Именно поэтому сегодня на первый план выходит не государственный, а гражданский заказ системе образования. Гражданский заказ – это требования школьных советов к образовательным программам в школе, это позиции муниципальных и региональных общественных организаций. Пермский край идет в авангарде изменений: в разработке целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2006-2010 годы», определившей стратегические изменения в краевой системе образования, участвовали все организации и лица, причастные к образовательному процессу. Руководители образования Прикамья, прекрасно понимая, что сфера образования, как никакая другая, касается жизни абсолютно всех людей, привлекли жителей Перми и области к работе над концепцией развития. В этом заключалась новизна целевой программы и принципиально новый подход к ее разработке. И процесс привлечения общественных сил к руководству системы образования уже не остановить.

Собирала и оформляла различные точки зрения экспертная группа по формированию «внешнего заказа системе образования». Один из экспертов – ректор Пермского областного ин­ститута повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО) Всеволод Трофимович Курдин.

Наш разговор о том, насколько эффективно система внешнего заказа действует сейчас.

– Всеволод Трофимович, зачем системе образования нужен внешний заказ?

– Понимаете, образование – традиционно очень закрытая от общества система. До последнего времени и общество, и государство были далеки от этой системы. Только в последние годы государство возвращается в систему образования и начинает курировать школы. Вообще это очень смешная ситуация, когда система образования занимается сама собой.

В 90-е годы был хороший инновационный период, когда можно было делать все. Никто не запрещал ничего. С одной стороны, это давало хороший толчок творчеству и инновациям. Но школа, государство, дети и родители в такой системе никак не пересекались и не влияли друг на друга.

Программа «Развитие образования Пермского края на 2006-2010 годы» построена по совершенно другим прин­ципам. В ней эксперты сформулировали заказ общества системе образования. Потом гражданское сообщество собралось, чтобы посмотреть, что получилось. И это правильно: сформулировать заказ образованию обычным гражданам не под силу – надо знать специфику отрасли. Однако гражданское общество должно так или иначе влиять на то, что происходит в образовании. Поэтому программа сначала была написана, а потом вынесена на суд представителей общественных институтов, которые внесли в текст свои коррективы.

Получилось, что этот «гражданский запрос» саккумулировал то, что об­щес­т­­во, дети и родители ждут от системы образования. В этом смысле наша система образования начинает сейчас открываться. Конечно, некоторым директорам не нравится, когда кто-то – будь то родительское сообщество или попечительский совет – начинает вмешиваться в дела школы. Но такое вмешательство оправданно, потому что во многих школах дети – это самые несчастные люди. Не верите? Есть доказательства – в рамках проекта «Абсентеизм» (первоначальное значение – «уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы», в более широком смысле – отказ человека принимать участие в чем-либо – прим. ред.), в котором участвуют восемь стран, было проведено исследование причин, по которым ребенок прогуливает школу. В России на первом месте оказался... страх. Страх ребенка перед школой. Страх, что он не знает урока, что ему поставят «двойку», что у него отберут деньги. В то время как за границей для учеников частных школ главное наказание, когда ему говорят родители: «я тебя сегодня в школу не поведу». А попробуйте сказать российскому ребенку: «я тебя сегодня в школу не поведу»?! Кроме радости, вы у него никаких эмоций не вызовете. Именно поэтому представители общества должны войти в систему образования как управленцы. Иначе систему не изменишь. А изменение системы идет очень тяжело.

Мы проводили опрос и выяснили, что 90% учеников не рассматривают свою школу как стартовую площадку в будущее. Они относятся к школе как месту, где дают знания, которые, в прин­ципе, в жизни не очень-то и пригодятся. Отчасти это правда. Конечно, база, которую дает школа, рано или поздно сработает. Но не у всех. Слишком много у нас отстраненных знаний – таких, которые в жизни человеку не пригодятся. Вспомните, часто вам приходится вспоминать про валентность из курса химии? Наверное, нет.

– Мне кажется, что в школе больше надо давать практических знаний. Изучать ту же физику, химию не с точки зрения академической науки, а с точки зрения практического применения: розетку починить, утюг отремонтировать…

– Один из выходов – введение профильного обучения. Ситуация непростая: качество образования падает, несмотря на все громкие заявления о том, что мы уверенно движемся вперед. Есть одна любопытная цифра: недавно в министерстве труда РФ подсчитали, что в России только 

5% населения имеет высокую квалификацию. В США этот показатель – более 40%. В сфере образования, конечно, этот процент значительно выше, но все равно недостаточно высок: хороших учителей, к которым бегут родители, совсем немного. Падение качества образования остановить очень сложно, если падает престиж учительской профессии. И тут дело даже не в деньгах, а в отношении общества к учителю. Сейчас, благодаря нацпроекту «Образование», это отношение изменилось. Родители теперь понимают, что здоровье и образование – это главные вещи, в которых нуждается ребенок. Именно они являются гарантией успешной жизни.

– Тут есть другая опасность. Уровень российского образования всегда был выше западного. Не секрет, что некоторые задания, которые наши дети легко выполняют в десять лет, американские подростки осваивают только в колледжах.

– Да, и в США, и в Германии учебные программы попроще. Даже, я бы сказал, попримитивнее. Традиционно сначала в советском, а потом в российском образовании очень сильно преподавались естественно-математические дисциплины: математика, химия, физика и т.д. Но давайте посмотрим, чего не знают выпускники наших школ сегодня. У них практически нет знаний по экономике, российскому праву, политологии. Найдите у нас хотя бы одну школу, в которой эти три предмета преподаются в комплексе. Таких нет. Исключение составляют некоторые «элитные» школы, например, лицей при Высшей школе экономики и некоторые другие школы, которые могут себе позволить нанять специалистов из вузов. Именно из вузов, потому что хороший юрист или политолог только под дулом пистолета пойдет работать в сегодняшнюю российскую среднюю школу. Парадоксально, но в 1996 году Минтруда убрал специальность «преподаватель экономики». Как можно жить в рыночном об­ществе, не зная рыночной экономики?! Как можно выпускать из школы человека, абсолютно не знакомого с рынком? В плане преподавания социально значимых предметов мы отстали от Запада очень сильно. Да, на Западе человек выходит из школы менее грамотным, зато более свободным: он знает законодательство, ориентируется на рынке, поэтому всегда может отстоять свои права.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
актуальный вопрос
высшая школа
дополнительное образование
дошкольное образование
другое мнение
ЕГЭ
закон
здоровье
злободневно
инновации
конкурс
кошелек
круглый стол
летний лагерь
лучший учитель
меры приняты
на страже
нацпроект
новости
опыт
персона
праздник
проверка
прорыв
профсоюз
репортаж
реформа
реформа
событие
статистика
таланты
тема номера
технология
цифра номера
экзамен
эксперимент
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.