Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с 6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.
20.11.2006
НАЦПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» И ГРАЖДАНСКИЙ ЗАКАЗ
В эпоху высоких технологий мир меняется очень быстро. И система образования должна меняться вместе с ним. Этот простой и понятный тезис лежит в основе концепции модернизации российского образования. Однако не все поспевают за этими изменениями.
Член Общественной палаты, председатель совета сети федеральных экспериментальных площадок Минобрнауки РФ Александр Адамов говорит о маргинализации учительского корпуса, которая произошла за последние десять лет. Мир изменился – а российская школа не поспела за этими изменениями. Начинать список «проколов» можно со случаев издевательства над
детьми и заканчивать банальной нехваткой знаний: зачастую дети знакомы с современными компьютерными технологиями и владеют компьютером гораздо лучше, чем даже учителя информатики. Сейчас, к счастью, в школах много техники. Этот факт добавляет проблем, о которых раньше мы не задумывались: как правило, после 40 лет человек не может принять эту технику как содержательного помощника и в лучшем случае использует компьютер как печатную машинку. Тем более в наших школах подавляющее большинство учителей – женщины, которые относятся к компьютеру с опаской.
Современные дети благодаря Интернету зачастую знают больше об окружающем мире, чем их учителя. В этой ситуации роль учителя меняется. Теперь учитель – это помощник и куратор. Но не главный и единственный источник получения знаний.
Перестроиться и принять новые правила игры может далеко не каждый учитель. Особенно когда эти правила размыты и нигде не сформулированы.
НАШИ ВЫПУСКНИКИ ГРАМОТНЫ, НО НЕ СВОБОДНЫ
Отечественная школа привыкла ждать жесткого заказа от государства, но в последнее время стало понятно, что государство не в состоянии сделать заказ системе образования в полном объеме. А если делает, то встречает жесткую критику общества. Для примера достаточно вспомнить споры вокруг ЕГЭ и подушевого финансирования, которые не утихают и по сей день, несмотря на то что эти явления стали уже привычными. Именно поэтому сегодня на первый план выходит не государственный, а гражданский заказ системе образования. Гражданский заказ – это требования школьных советов к образовательным программам в школе, это позиции муниципальных и региональных общественных организаций. Пермский край идет в авангарде изменений: в разработке целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2006-2010 годы», определившей стратегические изменения в краевой системе образования, участвовали все организации и лица, причастные к образовательному процессу. Руководители образования Прикамья, прекрасно понимая, что сфера образования, как никакая другая, касается жизни абсолютно всех людей, привлекли жителей Перми и области к работе над концепцией развития. В этом заключалась новизна целевой программы и принципиально новый подход к ее разработке. И процесс привлечения общественных сил к руководству системы образования уже не остановить.
Собирала и оформляла различные точки зрения экспертная группа по формированию «внешнего заказа системе образования». Один из экспертов – ректор Пермского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО) Всеволод Трофимович Курдин.
Наш разговор о том, насколько эффективно система внешнего заказа действует сейчас.
– Всеволод Трофимович, зачем системе образования нужен внешний заказ?
– Понимаете, образование – традиционно очень закрытая от общества система. До последнего времени и общество, и государство были далеки от этой системы. Только в последние годы государство возвращается в систему образования и начинает курировать школы. Вообще это очень смешная ситуация, когда система образования занимается сама собой.
В 90-е годы был хороший инновационный период, когда можно было делать все. Никто не запрещал ничего. С одной стороны, это давало хороший толчок творчеству и инновациям. Но школа, государство, дети и родители в такой системе никак не пересекались и не влияли друг на друга.
Программа «Развитие образования Пермского края на 2006-2010 годы» построена по совершенно другим принципам. В ней эксперты сформулировали заказ общества системе образования. Потом гражданское сообщество собралось, чтобы посмотреть, что получилось. И это правильно: сформулировать заказ образованию обычным гражданам не под силу – надо знать специфику отрасли. Однако гражданское общество должно так или иначе влиять на то, что происходит в образовании. Поэтому программа сначала была написана, а потом вынесена на суд представителей общественных институтов, которые внесли в текст свои коррективы.
Получилось, что этот «гражданский запрос» саккумулировал то, что общество, дети и родители ждут от системы образования. В этом смысле наша система образования начинает сейчас открываться. Конечно, некоторым директорам не нравится, когда кто-то – будь то родительское сообщество или попечительский совет – начинает вмешиваться в дела школы. Но такое вмешательство оправданно, потому что во многих школах дети – это самые несчастные люди. Не верите? Есть доказательства – в рамках проекта «Абсентеизм» (первоначальное значение – «уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы», в более широком смысле – отказ человека принимать участие в чем-либо – прим. ред.), в котором участвуют восемь стран, было проведено исследование причин, по которым ребенок прогуливает школу. В России на первом месте оказался... страх. Страх ребенка перед школой. Страх, что он не знает урока, что ему поставят «двойку», что у него отберут деньги. В то время как за границей для учеников частных школ главное наказание, когда ему говорят родители: «я тебя сегодня в школу не поведу». А попробуйте сказать российскому ребенку: «я тебя сегодня в школу не поведу»?! Кроме радости, вы у него никаких эмоций не вызовете. Именно поэтому представители общества должны войти в систему образования как управленцы. Иначе систему не изменишь. А изменение системы идет очень тяжело.
Мы проводили опрос и выяснили, что 90% учеников не рассматривают свою школу как стартовую площадку в будущее. Они относятся к школе как месту, где дают знания, которые, в принципе, в жизни не очень-то и пригодятся. Отчасти это правда. Конечно, база, которую дает школа, рано или поздно сработает. Но не у всех. Слишком много у нас отстраненных знаний – таких, которые в жизни человеку не пригодятся. Вспомните, часто вам приходится вспоминать про валентность из курса химии? Наверное, нет.
– Мне кажется, что в школе больше надо давать практических знаний. Изучать ту же физику, химию не с точки зрения академической науки, а с точки зрения практического применения: розетку починить, утюг отремонтировать…
– Один из выходов – введение профильного обучения. Ситуация непростая: качество образования падает, несмотря на все громкие заявления о том, что мы уверенно движемся вперед. Есть одна любопытная цифра: недавно в министерстве труда РФ подсчитали, что в России только
5% населения имеет высокую квалификацию. В США этот показатель – более 40%. В сфере образования, конечно, этот процент значительно выше, но все равно недостаточно высок: хороших учителей, к которым бегут родители, совсем немного. Падение качества образования остановить очень сложно, если падает престиж учительской профессии. И тут дело даже не в деньгах, а в отношении общества к учителю. Сейчас, благодаря нацпроекту «Образование», это отношение изменилось. Родители теперь понимают, что здоровье и образование – это главные вещи, в которых нуждается ребенок. Именно они являются гарантией успешной жизни.
– Тут есть другая опасность. Уровень российского образования всегда был выше западного. Не секрет, что некоторые задания, которые наши дети легко выполняют в десять лет, американские подростки осваивают только в колледжах.
– Да, и в США, и в Германии учебные программы попроще. Даже, я бы сказал, попримитивнее. Традиционно сначала в советском, а потом в российском образовании очень сильно преподавались естественно-математические дисциплины: математика, химия, физика и т.д. Но давайте посмотрим, чего не знают выпускники наших школ сегодня. У них практически нет знаний по экономике, российскому праву, политологии. Найдите у нас хотя бы одну школу, в которой эти три предмета преподаются в комплексе. Таких нет. Исключение составляют некоторые «элитные» школы, например, лицей при Высшей школе экономики и некоторые другие школы, которые могут себе позволить нанять специалистов из вузов. Именно из вузов, потому что хороший юрист или политолог только под дулом пистолета пойдет работать в сегодняшнюю российскую среднюю школу. Парадоксально, но в 1996 году Минтруда убрал специальность «преподаватель экономики». Как можно жить в рыночном обществе, не зная рыночной экономики?! Как можно выпускать из школы человека, абсолютно не знакомого с рынком? В плане преподавания социально значимых предметов мы отстали от Запада очень сильно. Да, на Западе человек выходит из школы менее грамотным, зато более свободным: он знает законодательство, ориентируется на рынке, поэтому всегда может отстоять свои права.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.