Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с 6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.
18.10.2006
Без купюр
Когда появляются проблемы, о них нужно говорить. И пусть это звучит как реплика психолога из поднадоевшего рекламного ролика. Говорить надо. Потому как есть вещи, о которых априорно нельзя молчать. Одна из них – сегодняшнее состояние российского образования. Именно на эту тему уверенно и без купюр высказался в Перми директор Департамента государственной политики РФ в сфере образования Исаак Иосифович Калина. Мнение остроактуальное: сегодня у нас есть инструмент, с помощью которого проблемы можно разрешить. Речь, конечно, о национальном проекте «Образование». Однако для того чтобы разрешить проблему, ее сначала надо обозначить.
«Сегодня в СМИ и в обществе в целом любят порассуждать на тему «качественного и некачественного образования». И люди почему-то убеждены, что степень качества зависит от трех параметров: стандарт, программа и учебники. Но заметьте, практическая жизнь показывает, что при абсолютно одинаковых по всей стране показателях (утвержден единый российский стандарт, список учебников и т.п.) качество образования в регионах неодинаково. Потому что уровень образования зависит еще и от других параметров. Попробую сформулировать эти, на мой взгляд, банальные параметры. Это как в геометрии: иногда важно принять что-то за аксиому, чтобы двигаться дальше. Первый параметр – квалификация учителя. К сожалению, в стране очень много уроков ведут педагоги, квалификацию которых по отношению к данному уроку можно считать достаточно условной. Распространенная ситуация: человек учился на учителя химии, а ведет в лучшем случае биологию, в худшем – физику, а иногда – литературу. Учителя работают вне поля своей квалификации. Одна из проблем нашего общества в том, что мы часто решаем задачи, находящиеся в чужой компетенции. Квалификация важна, но не менее важно и подтверждение квалификации. Нельзя 25 лет назад получить, скажем, звание учителя физики и считать, что сегодня ты соответствуешь образовательным стандартам.
Второй параметр – это, конечно, современная технологическая оснащенность учебного процесса. У нас же уроки проходят так, как проходили сорок лет назад! На что один коллега меня поправил: «Почему сорок? Сто сорок!» Может быть, все было бы и ничего, да только способы восприятия мира у наших детей уже совершенно другие, очень технологичные. И поэтому наше навязывание им других способов восприятия вызывает антимотивацию. Наши ученики должны, используя лаборатории физики и химии, самостоятельно изучать что-то после урока. Как правило, если эта лаборатория и есть, то для учеников она закрыта на ключ.
Я не работник СЭС и потому третий параметр называю для себя так: уважительные по отношению к ученику условия пребывания в школе. Потому что мы не проявляем уважение к нормальным человеческим потребностям детей, начиная с не убранной пришкольной территории и заканчивая не отремонтированными кабинетами. И после этого они вряд ли поверят в наши устные заверения о том, что все люди должны друг друга уважать. Доверие разрушается уже на этом этапе.
И четвертый параметр – это полноценная развивающая среда общения сверстников. Я с грустью смотрю на то, как мало осталось старшеклассников в некоторых школах: в параллели – один десятый, один одиннадцатый класс, в которых учатся всего по 17-18 ребятишек. Это, конечно, удобно учителям и директорам, но здесь проявляется педагогический снобизм. Мы думаем, что дети развиваются только общаясь с нами, со взрослыми. Но ведь они должны развиваться естественно в своей среде общения, должна присутствовать здоровая конкуренция.
Если смотреть шире, то для меня все эти четыре параметра совпадают с требованиями нормальной семьи по отношению к школе. Анализ вступительных испытаний в вузах показывает, что лучших результатов добиваются школы, в которых эти четыре параметра присутствуют в наибольшей степени.
Но система образования – это не спортивный кросс, где засчитывают результаты только первых прибежавших. И пока в муниципалитете есть школа, в которую стыдно входить, общество будет считать, что система образования не удовлетворяет потребностям общества.
И поэтому необходимо использовать шанс, который нам дает национальный приоритетный проект «Образование». Позволю себе заметить, что сформулированная в нем цель – это запуск в массовую практику образовательных механизмов, выявленных в ходе конкурсов. Это главное, этого нужно добиваться изо всех сил. Конечно, дипломы, премии – все это необычайно хорошо. Но было бы очень неправильно сводить весь нацпроект к этим премиям. Я думаю, что самое страшное то, что все это закончится раздачей премий. С них все должно только начинаться. Дело – за системными изменениями».
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.