Репортер плюс  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Образование: Пермский край

Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с  6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.



18.10.2006
Без купюр


Когда появляются проблемы, о них нужно говорить. И пусть это звучит как реплика психолога из поднадоевшего рекламного ролика. Говорить надо. Потому как есть вещи, о которых априорно нельзя молчать. Одна из них – сегодняшнее состояние российского образования. Именно на эту тему уверенно и без купюр высказался в Перми директор Департамента государственной политики РФ в сфере образования Исаак Иосифович Калина. Мнение остроактуальное: сегодня у нас есть инструмент, с по­мощью которого проблемы можно разрешить. Речь, конечно, о национальном проекте «Образование». Однако для того чтобы разрешить проблему, ее сначала надо обозначить.

«Сегодня в СМИ и в обществе в целом любят порассуждать на тему «качественного и некачественного образования». И люди почему-то убеждены, что степень качества зависит от трех параметров: стандарт, программа и учебники. Но заметьте, практическая жизнь показывает, что при абсолютно одинаковых по всей стране показателях (утвержден единый российский стандарт, список учебников и т.п.) качество образования в регионах неодинаково. Потому что уровень образования зависит еще и от других параметров. Попробую сформулировать эти, на мой взгляд, банальные параметры. Это как в геометрии: иногда важно принять что-то за аксиому, чтобы двигаться дальше. Первый параметр – квалификация учителя. К сожалению, в стране очень много уроков ведут педагоги, квалификацию которых по отношению к данному уроку можно считать достаточно условной. Распространенная ситуация: человек учился на учителя химии, а ведет в лучшем случае биологию, в худшем – физику, а иногда – литературу. Учителя работают вне поля своей квалификации. Одна из проблем нашего общества в том, что мы часто решаем задачи, находящиеся в чужой компетенции. Квалификация важна, но не менее важно и подтверждение квалификации. Нельзя 25 лет назад получить, скажем, звание учителя физики и считать, что сегодня ты соответствуешь образовательным стандартам.

Второй параметр – это, конечно, современная технологическая оснащенность учебного процесса. У нас же уроки проходят так, как проходили сорок лет назад! На что один коллега меня поправил: «Почему сорок? Сто сорок!» Может быть, все было бы и ничего, да только способы восприятия мира у наших детей уже совершенно другие, очень технологичные. И поэтому наше навязывание им других способов восприятия вызывает антимотивацию. Наши ученики должны, используя лаборатории физики и химии, самостоятельно изучать что-то после урока. Как правило, если эта лаборатория и есть, то для учеников она закрыта на ключ.

Я не работник СЭС и потому третий параметр называю для себя так: уважительные по отношению к ученику условия пребывания в школе. Потому что мы не проявляем уважение к нормальным человеческим по­требностям детей, начиная с не убранной пришкольной территории и заканчивая не отремонтированными кабинетами. И после этого они вряд ли поверят в наши устные заверения о том, что все люди должны друг друга уважать. Доверие разрушается уже на этом этапе.

И четвертый параметр – это полноценная развивающая среда общения сверстников. Я с грустью смотрю на то, как мало осталось старшеклассников в некоторых школах: в параллели – один десятый, один одиннадцатый класс, в которых учатся всего по 17-18 ребятишек. Это, конечно, удобно учителям и директорам, но здесь проявляется педагогический снобизм. Мы думаем, что дети развиваются только общаясь с нами, со взрослыми. Но ведь они должны развиваться естественно в своей среде общения, должна присутст­вовать здоровая конкуренция.

Если смотреть шире, то для меня все эти четыре параметра совпадают с требованиями нормальной семьи по отношению к школе. Анализ вступительных испытаний в вузах показывает, что лучших результатов добиваются школы, в которых эти четыре параметра присутствуют в наибольшей степени.

Но система образования – это не спортивный кросс, где засчитывают результаты только первых прибежавших. И пока в муниципалитете есть школа, в которую стыдно входить, общество будет считать, что система образования не удовлетворяет потребностям об­щества.

И поэтому необходимо использовать шанс, который нам дает национальный приоритетный проект «Образование». Позволю себе заметить, что сформулированная в нем цель – это запуск в массовую практику образовательных механизмов, выявленных в ходе конкурсов. Это главное, этого нужно добиваться изо всех сил. Конечно, дипломы, премии – все это необычайно хорошо. Но было бы очень неправильно сводить весь нацпроект к этим премиям. Я думаю, что самое страшное то, что все это закончится раздачей премий. С них все должно только начинаться. Дело – за системными изменениями».


Анна Пепеляева.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
актуальный вопрос
высшая школа
дополнительное образование
дошкольное образование
другое мнение
ЕГЭ
закон
здоровье
злободневно
инновации
конкурс
кошелек
круглый стол
летний лагерь
лучший учитель
меры приняты
на страже
нацпроект
новости
опыт
персона
праздник
проверка
прорыв
профсоюз
репортаж
реформа
реформа
событие
статистика
таланты
тема номера
технология
цифра номера
экзамен
эксперимент
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.