Репортер плюс  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Образование: Пермский край

Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с  6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.



20.08.2006
Думы в думе


Перед уходом на августовские каникулы Государственная дума Российской Федерации выслушала отчет по первым итогам выполнения национального проекта «Образование». В течение трех часов проблему рассматривали со всех сторон – государ­ственной (министерской), политической (депутатской) и практической (представители образовательного сообщества и регионов). «Надо, чтобы каждый увидел свой чемодан – кому что нести»,– задал тон обсуждению глава думской фракции «Единая Россия», негласно курирующей в нижней палате парламента сферу образования, Олег Морозов. Парламентарии размышляли о содержимом «чемодана»: о том, чем на самом деле стал для отечественного образования одноименный нацпроект. По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, «главной задачей нацпроекта точно не являлась раздача денег».

На самом деле, по словам министра, «он должен был снять некоторые системные психологические барьеры и мотивировать инновации в сфере образования». И по обеим линиям нацпроект выполняется успешно, заверил он. Во-первых, участвуя в конкурсах, сотни вузов и тысячи школ едва ли не впервые составили инновационные программы собственного развития, и «очень приличные». (Да и добровольная, проведенная в обмен на гранты самомодернизация гораздо эффективнее административного реформирования, справедливо полагают в министерстве.) Во-вторых, Минобрнауки радует, что «через нацпроект образование стало общественным делом – в отборе победителей конкурсов впервые приняли участие не одни чиновники, а сотни общественных организаций» и поучаствовали более 200 тыс. человек. Да и раздача грантов идет быстрее, чем было запланировано. В частности, отметил министр, с опережением графиков началось награждение самых инновационных вузов (20%) и школ (10%).

Более того, раздача поощрительных призов продолжится. Ко Дню учителя (начало октября 2006 года) получат гранты 10 тыс. лучших учителей, а также (до конца года) 

5350 представителей талантливой молодежи, пообещал он. В скором времени поощрять рублем станут не только отдельных физ- или юрлиц, но целые регионы. По словам Фурсенко, сейчас прорабатывается вопрос о господдержке целых регионов, снискавших славу передовиков модернизации образования. На эти цели, сообщил министр, из госказны выделены значительные средства: только за несколько последних лет бюджет образования увеличился в 7 раз и превысил в 2006 году 35 млрд руб.

Прежде всего, как подчеркнула глава думского комитета по делам женщин, семьи и молодежи Екатерина Лахова, из нацпроекта, а значит, и из дополнительного финансирования полностью выпали работники детских садов и яслей, преподаватели кружков и спортивных секций, школьные библиотекари. Здесь сохранилась самая низкая оплата труда в сфере образования, и люди не идут на эти должности. Результаты уже сказываются: количество дет­ских дошкольных учреждений сократилось настолько, что в оставшиеся, особенно в крупных городах, выстраиваются громадные очереди. Школьные библиотеки тоже исчезают или превращаются лишь в пункты выдачи школьных учебников.

Учителя, формально получившие прибавку к жалованию, сильно отстают в росте зарплат от своих вечных конкурентов – врачей, напомнил глава профильной комиссии Общественной палаты, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. Средняя зарплата врача после всех прибавок дошла сейчас до $500, в то время как учитель получает вдвое меньше. Не удивительно, что лучшие специалисты в образование не идут, а его качество падает, и особенно заметно – в математике, русском языке и в истории, отметил он. «Для того чтобы выровнять положение, средств, предусмотренных нацпроектом «Образование», недостаточно»,– подчеркнул Кузьминов.

Чтобы решить эту проблему, надо увеличить зарплаты всем учителям, а этого-то нацпроект, нацеленный на «точечное» финансирование образования, и не предусматривает. Как подчеркивают его оппоненты, против грантов как таковых никто не возражает. Однако ориентироваться только на них в условиях, когда бюджет покрывает лишь 40% потребности образования, нельзя.

По выбранной модели гранты получат лишь 2% вузов и меньше 1% учителей.

«В таких условиях гранты закрепляют неравенство прав на образование, а оно, по мнению международных экспертов, и так подошло в России к опасной черте»,– отметил первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин.

Отказывая в финансировании образования, власти ссылаются на отсутствие денег, а только потери стабфонда за счет инфляции в 2005 году превысили весь образовательный бюджет страны, подчерк­нул на слушаниях депутат Госдумы Сергей Глотов.

Учителя же тем временем выживают как могут.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
актуальный вопрос
высшая школа
дополнительное образование
дошкольное образование
другое мнение
ЕГЭ
закон
здоровье
злободневно
инновации
конкурс
кошелек
круглый стол
летний лагерь
лучший учитель
меры приняты
на страже
нацпроект
новости
опыт
персона
праздник
проверка
прорыв
профсоюз
репортаж
реформа
реформа
событие
статистика
таланты
тема номера
технология
цифра номера
экзамен
эксперимент
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.