Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с 6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.
20.08.2006
Нацпроект в действии
Первый конкурс среди лучших учителей области в рамках национального проекта «Образование» завершился. Лучшими были признаны 179 учи-
телей в Пермской области и 16 – в Коми-пермяцком автономном округе. Именно такая квота была определена Министерством образования РФ. Чествование победителей приурочено ко Дню учителя – пятому октября. Именно тогда планируется вручение почетных грамот и перечисление денежных вознаграждений.
Всего за полгода был пройден долгий путь: сначала появился приказ президента, потом постановление правительства и, наконец, 17 мая вышел приказ № 102 Министерства образования и науки РФ – документы, регламентирующие критерии отбора учителей, а также определявшие общественные институты для проведения общественной экспертизы. Только после появления этих документов по всей стране начался этот конкурс.
В Пермской области за проведение конкурса отвечал специально созданный совет по реализации приоритетного национального проекта «образование».
В области четырнадцать общественных организаций выдвинули 72 экспертов, то есть людей, которые работали с материалами, поступавшими в конкурсную комиссию.
Региональная организационная группа (конкурсная комиссия) выполняла функцию сбора информации, работала с экспертами, составляла рейтинговый список и представляла его на утверждение в cовет.
В каждой территории была создана муниципальная консультационная комиссия, в задачи которой входило продвижение проекта и помощь учителям в подготовке конкурсных документов. Практически в каждой школе были информационные стенды о конкурсе в учительских, в некоторых – прямо в холлах. Плюс к этому были проведены специальные педагогические советы, посвященные конкурсу и возможности принять в нем участие. Только в региональной конкурсной комиссии было проведено более пятисот консультаций.
А СУДЬИ КТО?
На конкурс было подано 339 материалов от учителей Пермской области. Правда, две территории отказались от участия в конкурсе в этом году – Гремячинский и Частинский районы. Не участвовали по простой причине: изначально федеральными властями были заданы очень жесткие критерии отбора. Естественно, для обсуждения этих критериев в регионах, в том числе и в Пермской области, были проведены педсоветы и совещания.
Задача Департамента образования области заключалась в том, чтобы разработать местные показатели для федеральных критериев. Так, в Пермской области каждый претендент предоставлял на конкурс показатели, которые подтверждали его соответствие критериям отбора, и аналитическую справку о своей профессиональной деятельности. Однако в федеральном проекте выставление баллов за эту справку не предусматривалось. Как рассказала нам Наталья Николаевна Ведерникова, в Прикамье с такой постановкой вопроса не согласились: какой смысл предоставлять такую справку, где заключается зачастую самое интересное, если ее никто не будет принимать во внимание? Наше ноу-хау заключалось в том, что в Прикамье появился дополнительный критерий – блок экспертной оценки за аналитическую справку.
Экспертами стали не отраслевики-профессионалы, а люди «со стороны». Например, общественная организация «Родительский дом» могла выдвинуть в эксперты адвокатов, художников и других людей различных профессий. Однако, естественно, любой желающий не мог стать экспертом; проводился отбор. Например, общественная организация должна была активно работать в регионе не мене трех лет, чтобы попасть в число экспертов. К тому же эксперты проходили специальное обучение, чтобы знать, как работать с конкурсными материалами. При этом работу одного учителя смотрели три эксперта от разных экспертных организаций. Они ставили свои баллы, которые подсчитывала конкурсная комиссия. То есть, несмотря на простоту и прозрачность, процедура была достаточно трудоемкой.
Победители регионального этапа конкурса автоматически стали победителями России.
Список из 179 претендентов был утвержден на региональном совете и отправлен в Москву. На сегодняшний день осталось дождаться подписи министра образования РФ, после чего деньги и субвенции придут в регион.
ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ ГОДА
Идет оптимизация конкурсных процедур, и можно сказать уверенно, что в следующем году конкурс станет лучше. Так, в грядущем учебном году победитель конкурса «Учитель года» должен быть победителем национального проекта «Образование». В связи с этим сроки проведения конкурса будут передвинуты в середину учебного года. Что, согласитесь, правильно: учителям можно будет основательнее готовиться, не отвлекаясь на выпускную и вступительную кутерьму. И претенденты на звание «Учитель года» должны обязательно быть в списке победителей нацпроекта.
Также будут детализироваться – но не ужесточаться – критерии отбора победителей. Например, в этом году стал вопрос: как оценить такой критерий, как воспитание? Безусловно, этот показатель не поддается математической обработке. Тогда что нужно учитывать при выставлении оценочных баллов учителю по данному критерию: снижение уровня подростковой преступности в районе или что-то подобное? Однако понятно, что к такому результату приводит ряд факторов, и это не только заслуга воспитателя. Многие считают, что такие неоднозначные критерии должны быть убраны из программы конкурса.
Кстати, 339 претендентов – это совсем не так мало, как может показаться на первый взгляд. Заметьте, конкурс проводился только среди ЛУЧШИХ учителей, и все 339 человек – уже лучшие, раз сумели пройти эти жесткие критерии отбора. К тому же надо учитывать, что, во-первых, конкурс проводился впервые, а во-вторых, критерии отбора были действительно жесткие. Так, педагог-претендент должен был иметь печатные работы как на местном, так и на федеральном уровне. Затем, педагог обязательно должен был иметь высокие результаты не только в образовательном, но и в воспитательном процессе.
ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЯ ПОШЛИ «В ОТКАЗ»
Самое основное в проекте – привлечение широкой общественности к оценке деятельности системы образования. Выдвигать учителя имели право только два органа: педагогические профессиональные сообщества (методобъединения учителей-предметников, ассоциации учителей) и орган государственного общественного управления учреждением образования (попечительский или управляющий совет). Однако педагог, выдвинутый одним из этих органов, должен был получить ходатайство от другого: так, учитель, чья кандидатура была предложена профессиональным сообществом, должен был заручиться поддержкой школьной общественности. И наоборот.
Были случаи отказа самих учителей от участия в конкурсе. Получилось так, что когда решение о проведении подобного конкурса только было принято, не было критериев отбора. Просто было заявлено о денежном вознаграждении и необходимости предоставить аналитическую справку об опыте работы учителя. Только в феврале появились первые методические рекомендации. Более того, эти рекомендации за пару месяцев успели поменяться три раза. И многие учителя с большим стажем, опытом работы, но не имевшие обобщенных методических материалов и опубликованных исследований, увидев эти критерии, отказались от участия в конкурсе. К тому же учитывались только результаты последних трех лет работы.
Изначально в конкурсе не предполагалось участие учителей НПО и СПО, завучей и директоров. Потом стало понятно, что это несправедливо, и им было разрешено принимать участие в конкурсе. Однако время было упущено, и не все желающие смогли успеть и подготовить документы вовремя. К тому же психологический настрой в этом вопросе имеет очень большое значение. В результате от НПО участвовали всего четыре человека (двое из них попали в число победителей).
В министерстве образования Пермского края уже успели проанализировать результаты конкурса. Самым удивительным оказалось то, что среди победителей доминировали учителя гуманитарных дисциплин: русский я зык и литература, история и обществознание, затем шли математика и естественно-научные дисциплины – физика, биология, география. При этом в число победителей попали и учителя физкультуры, и учителя начальной школы, и один преподаватель ОБЖ. Другими словами, победители представляют практически весь спектр учебных областей.
Кстати, накануне начала конкурса бытовало мнение, что учителя русского языка и литературы окажутся в более выигрышном положении по сравнению с другими преподавателями, так как знают в силу специфики профессии, как лучше подготовить документы. Но Наталья Ведерникова с такими высказываниями категорически не согласна: «Я как физик могу сказать, что это не так. Учитель русского и литературы очень часто не может структурировать документы, а именно этот аспект был особенно важен в конкурсных материалах: жесткие рамки не позволяли писать сочинения, нужно было лаконично сформулировать тезисы».
Спорных ситуаций оказалось гораздо меньше, чем ожидали сами организаторы: так, в Прикамье был лишь один прецедент, когда учительница, считающаяся в своем районе лучшей, не попала в список победителей. Она обратилась в согласительную комиссию, где ознакомилась со всеми выкладками экспертов. И согласилась с ними. Более того, она приняла их к сведению и на следующий год будет подавать документы с учетом своих ошибок.
СПРАВКА:
В Пермском крае 31% победителей конкурса лучших учителей представляют сельскую местность, 69% – города; 15% – мужчины, 85% – женщины.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.