Репортер плюс  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Образование: Пермский край

Газета "Образование: Пермский карй" - приложение к газете "Новости города. Пермь". Издавалась и распространялась на территории Пермского края в период с  6 июля 2006 года по 31 декабря 2006 года.



20.08.2006
Нацпроект в действии


Первый конкурс среди лучших учителей области в рамках национального проекта «Образование» завершился. Лучшими были признаны 179 учи­- 

телей в Пермской области и 16 – в Коми-пермяцком автономном округе. Именно такая квота была определена Министерством образования РФ. Чествование победителей приурочено ко Дню учителя – пятому октября. Именно тогда планируется вручение почетных грамот и перечисление денежных вознаграждений.

Всего за полгода был пройден долгий путь: сначала появился приказ президента, потом постановление правительства и, наконец, 17 мая вышел приказ № 102 Министерства образования и науки РФ – документы, регламентирующие критерии отбора учителей, а также определявшие общественные институты для проведения общественной экспертизы. Только после появления этих документов по всей стране начался этот конкурс.

В Пермской области за проведение конкурса отвечал специально созданный совет по реализации приоритетного национального проекта «образование».

В области четырнадцать общественных организаций выдвинули 72 экспертов, то есть людей, которые работали с материалами, поступавшими в конкурсную комиссию.

Региональная организационная группа (конкурсная комиссия) выполняла функцию сбора информации, работала с экспертами, составляла рейтинговый список и представляла его на утверждение в cовет.

В каждой территории была создана муниципальная консультационная комиссия, в задачи которой входило продвижение проекта и помощь учителям в подготовке конкурсных документов. Практически в каждой школе были информационные стенды о конкурсе в учительских, в некоторых – прямо в холлах. Плюс к этому были проведены специальные педагогические советы, посвященные конкурсу и возможности принять в нем участие. Только в региональной конкурсной комиссии было проведено более пятисот консультаций.

А СУДЬИ КТО?

На конкурс было подано 339 материалов от учителей Пермской области. Правда, две территории отказались от участия в конкурсе в этом году – Гремячинский и Частинский районы. Не участвовали по простой причине: изначально федеральными властями были заданы очень жесткие критерии отбора. Естественно, для обсуждения этих критериев в регионах, в том числе и в Пермской области, были проведены педсоветы и совещания.

Задача Департа­мента образования области заключалась в том, чтобы разработать местные показатели для федеральных критериев. Так, в Пермской области каждый претендент предоставлял на конкурс показатели, которые подтверждали его соответствие критериям отбора, и аналитическую справку о своей профессиональной деятельности. Однако в федеральном проекте выставление баллов за эту справку не предусматривалось. Как рассказала нам Наталья Николаевна Ведерникова, в Прикамье с такой постановкой вопроса не согласились: какой смысл предоставлять такую справку, где заключается зачастую самое интересное, если ее никто не будет принимать во внимание? Наше ноу-хау заключалось в том, что в Прикамье появился дополнительный критерий – блок экспертной оценки за аналитическую справку.

Экспертами стали не отраслевики-профессионалы, а люди «со стороны». Например, общественная организация «Родительский дом» могла выдвинуть в эксперты адвокатов, художников и других людей различных профессий. Однако, естественно, любой желающий не мог стать экспертом; проводился отбор. Например, общественная организация должна была активно работать в регионе не мене трех лет, чтобы попасть в число экспертов. К тому же эксперты проходили специальное обучение, чтобы знать, как работать с конкурсными материалами. При этом работу одного учителя смотрели три эксперта от разных экспертных организаций. Они ставили свои баллы, которые подсчитывала конкурсная комиссия. То есть, несмотря на простоту и прозрачность, процедура была достаточно трудоемкой.

Победители регионального этапа конкурса автоматически стали победителями России.

Список из 179 претендентов был утвержден на региональном совете и отправлен в Москву. На сегодняшний день осталось до­ждаться подписи министра образования РФ, после чего деньги и субвенции придут в регион.

ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ ГОДА

Идет оптимизация конкурсных процедур, и можно сказать уверенно, что в следующем году конкурс станет лучше. Так, в грядущем учебном году победитель конкурса «Учитель года» должен быть победителем национального проекта «Образование». В связи с этим сроки проведения конкурса будут передвинуты в середину учебного года. Что, согласитесь, правильно: учителям можно будет основательнее готовиться, не отвлекаясь на выпускную и вступительную кутерьму. И претенденты на звание «Учитель года» должны обязательно быть в списке победителей нацпроекта.

Также будут детализироваться – но не ужесточаться – критерии отбора победителей. Например, в этом году стал вопрос: как оценить такой критерий, как воспитание? Безусловно, этот показатель не поддается математической обработке. Тогда что нужно учитывать при выставлении оценочных баллов учителю по данному критерию: снижение уровня подростковой преступности в районе или что-то подобное? Однако понятно, что к такому результату приводит ряд факторов, и это не только заслуга воспитателя. Многие считают, что такие неоднозначные критерии должны быть убраны из программы конкурса.

Кстати, 339 претендентов – это совсем не так мало, как может показаться на первый взгляд. Заметьте, конкурс проводился только среди ЛУЧШИХ учителей, и все 339 человек – уже лучшие, раз сумели пройти эти жесткие критерии отбора. К тому же надо учитывать, что, во-первых, конкурс проводился впервые, а во-вторых, критерии отбора были действительно жесткие. Так, педагог-претендент должен был иметь печатные работы как на местном, так и на федеральном уровне. Затем, педагог обязательно должен был иметь высокие результаты не только в образовательном, но и в воспитательном процессе.

ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЯ ПОШЛИ «В ОТКАЗ»

Самое основное в проекте – привлечение широкой общественности к оценке деятельности системы образования. Выдвигать учителя имели право только два органа: педагогические профессиональные сообщества (методобъединения учителей-предметников, ассоциации учителей) и орган государственного общественного управления учреждением образования (попечительский или управляющий совет). Однако педагог, выдвинутый одним из этих органов, должен был получить ходатайство от другого: так, учитель, чья кандидатура была предложена профессиональным сообществом, должен был заручиться поддержкой школьной общественности. И наоборот.

Были случаи отказа самих учителей от участия в конкурсе. Получилось так, что когда решение о проведении подобного конкурса только было принято, не было критериев отбора. Просто было заявлено о денежном вознаграждении и необходимости предоставить аналитическую справку об опыте работы учителя. Только в феврале появились первые методические рекомендации. Более того, эти рекомендации за пару месяцев успели поменяться три раза. И многие учителя с большим стажем, опытом работы, но не имевшие обобщенных методических материалов и опубликованных исследований, увидев эти критерии, отказались от участия в конкурсе. К тому же учитывались только результаты последних трех лет работы.

Изначально в конкурсе не предполагалось участие учителей НПО и СПО, завучей и директоров. Потом стало понятно, что это несправедливо, и им было разрешено принимать участие в конкурсе. Однако время было упущено, и не все желающие смогли успеть и подготовить документы вовремя. К тому же психологический настрой в этом вопросе имеет очень большое значение. В результате от НПО участвовали всего четыре человека (двое из них попали в число победителей).

В министерстве образования Пермского края уже успели проанализировать результаты конкурса. Самым удивительным оказалось то, что среди победителей доминировали учителя гуманитарных дисциплин: русский я зык и литература, история и обществознание, затем шли математика и естественно-научные дисциплины – физика, биология, география. При этом в число победителей попали и учителя физкультуры, и учителя начальной школы, и один преподаватель ОБЖ. Другими словами, победители представляют практически весь спектр учебных областей.

Кстати, накануне начала конкурса бытовало мнение, что учителя русского языка и литературы окажутся в более выигрышном положении по сравнению с другими преподавателями, так как знают в силу специфики профессии, как лучше подготовить документы. Но Наталья Ведерникова с такими высказываниями категорически не согласна: «Я как физик могу сказать, что это не так. Учитель русского и литературы очень часто не может структурировать документы, а именно этот аспект был особенно важен в конкурсных материалах: жесткие рамки не позволяли писать сочинения, нужно было лаконично сформулировать тезисы».

Спорных ситуаций оказалось гораздо меньше, чем ожидали сами организаторы: так, в Прикамье был лишь один прецедент, когда учительница, считающаяся в своем районе лучшей, не попала в список победителей. Она обратилась в согласительную комиссию, где ознакомилась со всеми выкладками экспертов. И согласилась с ними. Более того, она приняла их к сведению и на следующий год будет подавать документы с учетом своих ошибок.

СПРАВКА:

В Пермском крае 31% победителей конкурса лучших учителей представляют сельскую местность, 69% – города; 15% – мужчины, 85% – женщины.


Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
актуальный вопрос
высшая школа
дополнительное образование
дошкольное образование
другое мнение
ЕГЭ
закон
здоровье
злободневно
инновации
конкурс
кошелек
круглый стол
летний лагерь
лучший учитель
меры приняты
на страже
нацпроект
новости
опыт
персона
праздник
проверка
прорыв
профсоюз
репортаж
реформа
реформа
событие
статистика
таланты
тема номера
технология
цифра номера
экзамен
эксперимент
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.