Репортер плюс  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


МК в Перми
29.08.2006
Крупицы небесного бытия


20 августа Россия отмечала профессиональный праздник – День воздушного флота. В Перми этот праздник широко не отмечается, но это повод еще раз вернуться к разговору о людях, от которых зависит не только наша скорость путешествия из одного конца страны в другой, но и зачастую – наши жизни. Тем более что еще свежи в памяти трагические события Варандея. Сегодня мы публикуем размышения по этому поводу постоянного читателя “МК в Перми”, летчика с 20-летним стажем, экс-пилота ТУ-134 Вадима Герасимовича Катаева.

Человечество не может обходиться без транспорта. Транспорт – без происшествий. В том числе – авиационный. Причины происшествий различны. Но наиболее часто звучащая в последнее время – человеческий фактор. Другими словами – ошибочные действия лиц, находящихся в пилотской кабине.

Командир воздушного судна в деятельности гражданской авиации – основная фигура. Он многое обеспечивает: дисциплину в экипаже, культуру обслуживания пассажиров, безопасность полета и многое другое. Бывает так, что самый главный, и вдруг… не прав? Делает то, что противоречит здравому смыслу? К сожалению, такое бывает достаточно часто. Несколько примеров.

Самолет, идущий в 

аэропорт Ужгород, произвел посадку, не долетев на малюсенькую полоску, приспособленную для сельхоз­авиации. Штурман и второй пилот корректно подсказывали командиру, что он выполняет маневр не туда. Тот не послушал. В результате пассажиры получили множественные ушибы, лайнер изрядно поврежден.

Прошлогодний

случай

Заход на посадку в 

аэропорту Варандей. Вместо посадочной полосы – на дорогу. Судя по информации СМИ, штурман предостерегал командира, но тот либо не слышал, либо не слушал.

Примеры можно приводить еще, но этого достаточно, чтобы сделать вывод. Казусы с командирами – не отдельный случай, это явление. Коли так, возникают вопросы: почему это случается и как этому противостоять?

Осмелюсь ответить на эти вопросы, так как 20 лет делал работу командира на разных типах самолетов. Промахи воздушных капитанов имеют основания: или капитан приучен слепо повиноваться командам диспетчеров, указаниям начальников, несовершенным пунктам инструкций, или имеет стремление “погарцевать” – выйти за “правила”, или происходит “сужение сознания” в экстремальных условиях.

Первые два – понятны. Остановимся на “сужении сознания”. В этом случае сознание работает на выполнение одной цели: сесть во что бы то ни стало. Других участников рабочего процесса в это время первый пилот не слышит. Чтобы снизить “зацикливание” командира, специальная литература дает хорошую рекомендацию. В аварийных ситуациях необходимо оберегать от излишней нагрузки лицо, которое должно принимать решение. В реальности некоторые пилоты хотят все сделать сами.

Как же ведет себя экипаж, видя излишнюю “смелость”, легкую степень безумия командира? Он чаще всего достаточно пассивен.

Забытый эпизод

Восточная Сибирь. Самолет ИЛ-12 прошел равнинную часть маршрута, показались горы, которые нужно пересечь. Стрелки приборов контроля работы одного из двигателей начали “намекать” на скорый возможный отказ одного. Внизу аэродром, на который обязывают провести посадку правила полетов и здравый смысл. Провести осмотр материальной части. Командир самолета этого не сделал. Почему? Аэропорт был ему знаком. Несколькими месяцами ранее было похожее, тоже признаки отказа. Произвели посадку. Авиатехники дефектов не нашли, но посмеялись, намекнув на трусость экипажа. Это 

осталось в памяти, командир не смог переступить через себя. Борт пошел в горы, в конечный пункт маршрута не прибыл. Вечная им память! Во всех случаях активного противодействия не было! Экипаж шел на заклание.

Как бороться с упертостью, “зацикленностью” и другими вывихами у командиров и пассивностью членов экипажа?

Мой друг отчеканил: “Это тебе не на самолете летать – тут соображать надо!” Предложение. Нужно сделать своеобразное заочное собрание старых авиаторов, вызвать их на откровенный разговор. Собрать эпизоды, когда происшествие чуть-чуть не случилось. Как выкрутились, и опубликовать рекомендации для сегодняшних небожителей. Совершен­ствовать кадровый отбор, работу на тренажерах. Только не бездействовать, прикрываясь “человеческим фактором”.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
9 МАЯ
stop-shop
гастроли
город
закон
звездная пыль
концерт
криминал
культпоход
культура
мк-акция
мк-диалог
мк-инструкция
мк-прикамье
мк-ретро
мк-ретро
мк-тусовка
мэрия
нацпроект
ноу-хау
обман
Образование Прикамья
общество
осколки
папарацци
пермский период
пока молодой
рынок
скандал
событие
события недели
спорт
театрариум
телегазета
тусовка
эпидемия
эпицентр
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.