Репортер плюс  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


МК в Перми
14.05.2006
Леди смерть желает познакомиться


Готическая субкультура стремительно завоевала Россию. В столице к ним уже привыкли – на Чистых прудах ежедневно собираются сотни готов. Однако до сих пор слово “гот” вызывает ассоциации с сатанизмом, порезанными венами, непроходящей депрессией и шизофренией.

ТЕМНЫЕ ФИЛОСОФЫ

У нас в городе первые готы начали переписываться маркером на стенах в переходе у камского моста года три назад. Тогда же отдельные личности появились в Перми на неформальных тусовках. Они приходили к памятнику у театра драмы, в сквер возле оперного. По своему мышлению и манерам они явно отличались от металлистов и панков. Темных неформалов становилось все больше, и они переместились в более готические места – на кладбища, в первую очередь – на самое старое в городе, Егошихинское. С приходом готов легенды некрополя вернулись и зажили с новой силой. По ночам на кладбище стали гореть костры. Впечатлительные люди сразу не поняли темных и записали их в один ряд с сатанистами. Их безосновательно обвинили в вандализме и жертвоприношениях животных, стали обходить стороной на улицах не только из-за внешнего вида: слухи о некрофилах и сатанистах быстро распространялись по городу. На погосте стали часто появляться скинхеды. Готы постепенно уходили с Егошихи, выбирая другие кладбища и исторические окраины.

С появлением пермского готического сайта ситуация круто изменилась. Один из администраторов сайта Gregorian говорит, что основная цель пермского “темного” интернет-проекта (the dark perm project) –объединение всех заинтересованных темной субкультурой людей. Есть и свои культурные проекты, правда, весьма специфические для сознания среднестатистического обывателя: например, создание фотогалереи пермских кладбищ. Правда, пока проект заморожен – не последнюю роль в этом сыграло осквернение могил, случаи которого в последнее время случаются все чаще. “Темная культура достаточно закрыта, и нам не нужно, чтобы о ней знали все. Мы не хотим, чтобы ее идеи исчезли под влиянием моды”, – говорит создатель сайта, пользователи которого вместе выбираются на культурные мероприятия, соответствующие темной эстетике: спектакли театра “У моста”, выставки типа “Пытки и казни”, на природу в пещеры. Их культовыми местами остаются Егошиха, исторические окраины, некоторые городские кафе и набережная Камы – под шпилем пермской галереи.

Сам проект выходит далеко за рамки готики: на нем обсуждают современное искусство, в том числе татуаж, пирсинг и шрамирование, нетрадиционные виды любви (некрофилия, садо-мазохизм), не обходится и без “вечных философских тем”.

ТЕМНЫЙ АНДЕГРАУНД

Субкультура вышла на новый уровень со стартом готических вечеринок, где царят непонятная музыка, люди в средневековых одеждах и садо-мазохистских прикидах, конкурсы на совместное привязывание с мини-плетками и ошейниками в качестве призов… Игра с разрушением человеческих стереотипов и страхов, которая, как дым, тает по утру.

Денис – организатор всех готик-пати Перми – сам готом не является, но любит музыку андеграунда, для него подобные мероприятия – не способ поднять конкретную субкультуру, а возможность привлечь внимание к малоизвестным музыкальным направлениям – готике, индастриалу, киберпанку. “На самом деле готика как субкультура вышла из клубов. Явление всегда вызывало шок и интерес. Наша задача – создать атмосферу и найти группы. Единственная сложность при поиске спонсоров – рискованность мероприятия. Они понимают, что неформальная музыка ориентирована на узкий круг и подобные меро­приятия не всегда окупаются. Мы не преследуем коммерческих целей и остаемся в рамках своего андеграунда,” – сказал Денис при встрече.

Первая подобная вечеринка прошла в ноябре прошлого года, затем состоялись еще две – киберготик и готик против индастриала.

ВЕЧНАЯ ВОЙНА

Мой бой-френд прямо у меня на глазах резко поменял свое отношение к жизни и ко мне. И ушел к моей подруге – девушке-готу. Сейчас они вместе, и никто не верит, что я желаю им счастья. Но разобраться в том, что случилось, все равно хотелось – так я и оказалась на кладбище.

Мне, с моим вечно солнечным настроением, не стоило надевать ультракороткое платье с надписью “Спаси свою душу”, подводить глаза черным и, изображая вселен­скую печаль, идти под проливным дождем на погост. Но я поступила именно так. Правда, как оказалось позже, розовые колготки в сеточку и армейские ботинки не способ­ствовали созданию готического имиджа. Зато дорога на кладбище в таком виде стала значительно веселее, чем можно было бы предположить.

На Егошихинском было сыро и тихо. У памятника Скорбящей тусовалось много неформалов, но после моей попытки повторить крик вороны они предпочли отойти подальше. Явно не готы.

Кстати, информация для всех интересующихся: весь постамент памятника напоминает рекламу эскорт-сервисов: “Леди смерть желает познакомиться”, “Смерть это жизнь для меня, разделите ее со мной” и так далее в том же духе с реальными номерами телефонов “готических див”.

Был там и просто крик души: “Где вы темные братья? Блюете в канаве?” Это по моей части – дей­ствительно, где? Социальный эксперимент продолжался.

Волосатые не наливают, но молятся

Нерешительно стою на входе в церковь успения Божией Матери. Утренняя служба закончилась час назад. Зажмуриваюсь и, не крестясь, переступаю порог. На меня осуждающе смотрят святые с икон. Тихо. Пахнет ладаном. Узнаю, что настоятель отец Иоан в связи с пасхальной неделей в постоянных разъездах, а в церкви никого, кроме пономаря, нет. Он и рассказал мне о том, что днем на территорию церкви “всякие темные” не суются, но по ночам они стучатся в ворота и просят пустить их помолиться, поставить свечку. Служители им не верят – вызывают милицию. За год своей службы пономарь Игорь 

2 раза видел, как забирают неформалов – самых настойчивых, тех, на кого не подействовали предупреждения о вызове милиции. Я поблагодарила Игоря и вышла из церкви.

На улице прямо под надписью “У храма не курить” взатяг курит лицо без определенного места жительства. Из разговора с ним я узнаю, что “ лысые иногда пива наливают, а волосатые стороной обходят.” Узнав, что я не пью и не курю, отворачивается. Перед тем как уйти к памятнику Скорбящей, стреляю для него у прохожего сигарету. Такой благодарный взгляд я запомню надолго.

Работники кладбища, жгущие сухие ветки недалеко от памятника, рассказывают о 20 случаях осквернения памятников. Правда, арестовали за вандализм скинхедов, но для них вся “кладбищенская” молодежь на одно лицо.

Подснежники, скальпель, летучие мыши

Семь человек сидели на лавочке в тени деревьев. Две девушки готической внешности встали и сами пошли мне навстречу.

– Девушки, можно с вами поговорить? – я стараюсь выглядеть уверенной.

– А не страшно? – с иронией спрашивает девушка в черном, со свежими подснежниками в руках (позже она не без гордости сообщает что их ровно 13 и они растут не на всех могилах).

– Да не особо. Меня уже ничем не испугаешь.

Так начался наш разговор на равных: девушку с подснежниками зовут Яна – утвердждает, что она вампир 120 лет (человеческий возраст– 15). Рядом с ней – Даша-Энигма. В свои 17 уже успела побывать сатанисткой, так что “если кто обидит – могу и отомстить”. Они производят впечатление лучших подруг, но на самом деле по­знакомились полчаса назад.

Они любят ночевать на кладбище. Костров готы не жгут – их больше привлекает холод, но на огонек к другим неформалам иногда заходят. Предпочитают гулять среди могил – приобщаются к тайнам предков. На вопрос о скинхедах отвечают, что проблемы были – у Яны даже сотовый отобрали: “Но потом мы сдружились. Я один раз со скином поздоровалась, и мы вместе пиво пили. Готы же миролюбивые, пока им войну не откроют, – ненадолго вдыхает аромат подснежников и добавляет. – Я всегда ношу с собой скальпель. Если что, человек будет умирать целых 4 часа”.

Выглядывает солнце, и Яна начинает щуриться. Энигма вдруг говорит: “А мне вчера снился “МК” в готическом оформлении. Там было много летучих мышек”. Я невольно вздрагиваю. Представившись журналистом, я не говорила, в каком издании работаю. Может быть, они действительно мысли читают?

Мы переходим на лавочку к остальным неформалам, говорим о готах на Чистых прудах, надписях на памятнике. Искренне злятся: “Настоящие готы таким образом не знакомятся и не общаются. Мы чтим предков и не трогаем ни могилы, ни памятники”. В этом я убедилась на ”экскурсии”, которая началась со склепа, где покоится архитектор кладбища. Когда-то для его бесплатного осмотра Яной был найден единственный способ: “Рабочие выливали оттуда воду, и я защелкнула внешний замок. Сказала, что не выпущу их, пока они меня не пустят внутрь. Может быть, они и посчитали меня сумасшедшей, зато я посмотрела склеп, который открывают только для иностранных туристов. Там действительно очень красиво”.

Продолжается осмотр – странные склепы, лавочки, деревянные кресты, с надписями и без. Алтари: “здесь мой алтарь, и летом я на нем сплю”. Рядом брошенная лестница. ”Наверное, в небо,” – мечтательно говорит Яна. А вот мечты стать могильщиками или кладбищенскими сторожами – уже в прошлом. Сейчас многие из готической тусовки бредят профессией патологоанатома.

По сырой дороге мы идем на остановку. “Яна у тебя есть мечта?” – осторожно спрашиваю я. “Есть. Я хочу, чтобы все мои родные были счастливы!” Замечает группу людей в черных балахонах, спешно прощается со мной: “Догоню их и напугаю! Еще увидимся!” – и скрывается в тумане…

КОММЕНТАРИИ

Mort:

“Мы постоянно рискуем тем же, чем люди на войне. Нам приходится делать выбор между гордостью и физическим здоровьем. Жить спокойно, ничем не выделяясь, или быть собой, рискуя собственной безопасностью. Например, недавно мы пытались пройти на крестный ход, но милиция нас не пустила из соображений безопасности. Им не понравилась наша внеш­ность… После нескольких неудачных попыток мы ушли в другую церковь и действительно молились. Потом решили купить сигарет и нарвались на толпу пьяных отморозков. Они называли нас сатанистами и ублюдками, дело шло к драке. Я вежливо пытался 

объяснить, что сегодня Пасха – не то место и не тот день для ненависти. Мы быстро отошли, сигареты так и не купили…В общем, в нашем обществе внешность значит слишком много. Но я не жалею, что стал готом. Теперь я намного спокойней, научился ценить жизнь и сделал свой внутренний выбор, на который уже никто не повлияет”.

Lintu:

“Наша любовь ничем не отличается от обычной, а садо-мазохизм, фетишизм и прочие так называемые отклонения – способ сломать стереотипы, избавиться от страха, связанного с болью”.

Левченко Елена Васильевна,

завкафедрой психологии ПГУ, доктор психологических наук, профессор:

“О подобной молодежной субкультуре я слышу впервые. Не могу сказать, являются ли они опасными для об­щества, так как динамику таких групп почти невозможно предвидеть. Они осознанно создают вокруг себя ореол таинственности, намеренно шокируют окружающих. Для них важна не столько деятельность, сколько имидж. У них свои способы поведения и необычное восприятие мира, нетипичное даже для современной, склонной к самовыражению любыми способами, молодежи. Скорее всего, это возрастное и со временем пройдет. Для психологов готы, определенно, представляют интерес, но изучать их будет очень сложно, потому что, являясь закрытой группой, они вряд ли пропустят к себе наблюдателей. В любом случае, окончательные выводы можно будет сделать только после комплексного изучения ценностей всей группы”.

P.S. Во время подготовки номера стало известно о непоправимом несчастье: одна из героинь этой публикации была найдена мертвой на Егошихинском кладбище. Убийство раскрыто по горячим следам, виновный задержан. Расследование трагедии – в следующем номере «МК в Перми».

Ксения Удодова.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
9 МАЯ
stop-shop
гастроли
город
закон
звездная пыль
концерт
криминал
культпоход
культура
мк-акция
мк-диалог
мк-инструкция
мк-прикамье
мк-ретро
мк-ретро
мк-тусовка
мэрия
нацпроект
ноу-хау
обман
Образование Прикамья
общество
осколки
папарацци
пермский период
пока молодой
рынок
скандал
событие
события недели
спорт
театрариум
телегазета
тусовка
эпидемия
эпицентр
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.