Репортер плюс  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


МК в Перми
18.04.2006
Ключи от смерти


– Не пытаясь обвинить кого -либо – это сделает (или не сделает) суд, хотелось -бы узнать, кто виноват в смерти моего ребенка, – сказала сквозь слезы собеседница нашего корреспондента. – Знаете, какая она была?! Активная, добрая… Живая!

В начале ноября прошлого года, отправляя свою дочь Анастасию в знаменитый прикамский санаторий “Ключи” (пос. Суксун), Ирина и Сергей Вохминцевы не могли и подумать, какой страшной трагедией обернется для них эта поездка.

Как следует из материалов уголовного дела, Анастасия Вохминцева “около 10 часов утра принимала в здании водогрязелечебницы лечебную сероводородную ванну. В ходе данной процедуры Вохминцева А.С. потеряла сознание и была обнаружена медсестрой Ч. в ванне, при этом сероводород из ванны был уже слит. После оказания первой медицинской помощи на месте происшествия Вохминцева А.С. была доставлена бригадой скорой помощи в Суксункую ЦРБ. Находясь в палате интенсивной терапии при проведении реанимационных мероприятий, Вохминцева А.С. скончалась…”

Казалось бы, в нескольких строках постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которое вынес сотрудник суксунской милиции 18 ноября, сказано все: “В ходе осмотра трупа Вохминцевой А.С. каких-либо телесных повреждений на ее теле не обнаружено, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы причиной смерти Вохминцевой А.С. явилась асфиксия неясной этиологии (асфиксия – удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях, например, при удушении, закрытии их просвета отеком и т. д. – прим. авт.). При жизни Вохминцева А.С. болела хроническим дерматитом. На основании изложенного и руководствуясь п.1 части первой ст.24, ст. 144, 145 и 148 УПК РФ, постановлено: 1. В возбуждении уголовного дела по факту смерти Вохминцевой А.С. отказать в связи с отсутствием события преступления…”

Дело так бы и “замяли”, если бы не вмешался отец погибшей, который сразу начал задавать “неудобные” вопросы сотрудникам милиции, прокуратуры и самого санатория. Например, как получилось, что во время принятия процедуры пациентка водогрязелечебницы осталась без должного надзора со стороны персонала? Почему уровень воды в ванне был выше нормы, что следует из показаний свидетелей? Или каким образом девушка захлебнулась в ванне, из которой был слит сероводородный раствор (пробка от ванны, по одним показаниям – свидетелей – была обнаружена на бортике, по другим – заключение эксперта №6536 – Анастасия была обнаружена под водой – авт.)? Кто эту пробку достал и слил раствор? Тогда, осенью 2005-го, на эти вопросы ни-кто ответить не смог. Убитым горем родителям понадобилось несколько месяцев и вмешательство краевой прокуратуры, чтобы убедить правоохранительные органы начать поиск ответов на эти и другие вопросы. Наверное, не стоит описывать весь путь “ключевого” дела от его возбуждения до расследования. Во всяком случае, юридический статус потерпевшего отец Анастасии, Сергей, получил лишь 25 января 2006 года, когда после очередной жалобы в Суксунский районный суд материалы дела были отправлены на дополнительную проверку.

В своей жалобе Сергей Вохминцев пишет: “Следователь в постановлении указал, что “специальной комиссией нарушения должностных обязанностей в действиях медсестры Ч. не установлено”. Полагаю, что речь должна вестись о нарушениях профессиональных обязанностей медперсонала, а не о “должностных нарушениях”. С заключением “комиссии” я не был ознакомлен, мне неизвестно, из кого она была сформирована (полагаю, что из числа медперсонала санатория, что дает основания сомневаться в её объективности), неизвестна её компетентность и полномочия, наконец, неизвестно из каких именно обстоятельств “комиссия” сделала указанный вывод. По сути, следователь вместо возбуждения уголовного дела и проведения расследования фактически переложил исполнение своих должностных обязанностей на некую “специальную комиссию”.

Действительно, журналисту “МК в Перми” так и не удалось выяснить, каким образом мимо комиссии “прошел” тот факт, что в санаторно-курортной карте Анастасии черным по белому было написано: “частые головные боли при увеличении артериального давления до 150 мм…. Распространенный нейродермит…” Наш собеседник, сотрудник краевого управления здравоохранения, пожелавший остаться неизвестным, прокомментировал: “Этот факт должен был сразу же насторожить врача, который назначил больной сероводородные ванны. Общеизвестно, что больные нейродермитом, тем более в сочетании с кардиопатией, могут терять сознание при получении сероводородных процедур” (кардиопатия – собирательное обозначение поражений миокарда, не относящихся к ревматизму, порокам и ишемической болезни сердца - прим. авт.). Что, между прочим, подтвердила в своих показаниях и зав. лечебным отделением санатория И.: “…После случая с Вохминцевой мне стало известно, что больные, страдающие нейродермитом, склонны к спазмам дыхательных путей, влекущих потерю сознания при приеме сероводородных ванн…”

Кроме того, в сборнике нормативно-методических документов по вопросам санаторно-курорт-ного лечения “Методики лечения больных на курорте “Усть-Качка”, который разработан на основании единых стандартов Минздрава РФ, четко прописаны общие правила отпуска водолечебных процедур, согласно которым “больной должен находиться в ванне в полулежачем положении. В таком положении верхняя часть груди, до уровня сосков, не покрывается водой, поскольку более глубокое погружение вызывает затруднение дыхания, сердцебиение... Если ванна для больного велика и, погружаясь в нее, он покрывается водой до уровня шеи, то под ноги нужно подложить деревянную лесенку-подставку... Во время приема ванны необходимо следить за самочувствием и состоянием больного, его пульсом и дыханием, при необходимости измерить артериальное давление”. Проще говоря, этот нормативный документ предусматривает такие условия приема ванн, при соблюдении которых умереть от утопления невозможно. Возникает другой вопрос, который хотелось бы адресовать руководству “Ключей”, у которого этот сборник наверняка есть: при подготовке ванны и погружении в нее пациента персоналом санатория правила были нарушены и за получателями процедур никто не наблюдает?

Частично, кстати, на него ответили свидетели: “…Мне никто не объяснял, как нужно принимать ванну, – рассказала в прокуратуре свидетель Ш., отдыхавшая в “Ключах” в ноябре 2005-го. – Что нельзя ложиться в ванну ниже груди. Пульс и давление мне не проверяли (перед процедурами – авт.)” Подтверждает эти слова и медсестра Ч., у которой проходила последнюю процедуру Анастасия: “…Самочувствие каждого больного я не могла проверить, т.к. в это время я должна заполнить санаторно-курортную книжку, сделать отметку в журнале… Таким образом, замерить пульс, проверить давление удается редко… Случалось так, что я только один раз смогу проверить пульс больного за весь период его лечения… Ту страницу санаторно-курортной книжки, где пишется диагноз, я не открывала, так как не хватает времени…”

И опять возникает вопрос: раз персонал санатория физически не в состоянии выполнять возложенные на него обязанности, то почему руководство ЗАО “Курорт “Ключи” не пошло на увеличение штатного расписания?

В принципе, на этом можно было бы поставить точку и ждать решение суда. Понятна позиция родителей, потерявших дочь. Даже понятна точка зрения сотрудников правоохранительных органов Суксуна: в маленьком поселке трудно спрятать ЧП, зато наверняка легче “замять дело”, не выносить сор из избы да и не затруднять себя “бесперспективными делами”. Непонятна позиция руководства санатория.

“…Мы лишены возможности узнать правду об обстоятельствах смерти дочери и о лицах, виновных в ее смерти…” – пишет в своей жалобе отец Анастасии. Но этот крик души в “Ключах” слышать просто отказываются. “Все это полная чушь, – заявил журналисту “МК” по телефону директор ЗАО “Курорт “Ключи” И. на просьбу прокомментировать жалобу Сергея Вохминцева. – Был простой несчастный случай. А обвиняют они (Вохминцевы – авт.) не санаторий, а конкретных людей, в частности, медсестру…”

Да, легче всего найти “козла отпущения” и свалить все на него, чем менять структуру штатного расписания, вводить новые должности. Гораздо проще, рискуя здоровьем отдыхающих, разрешить санитаркам ванного отделения совмещать работу на время отпуска одной из них. На что, кстати, в приказном порядке было дано разрешение за подписью г-на И., № 84-а.

Кроме того, некоторые из работников санатория рассказали, что гибель Анастасии Вохминцевой – это первый случай из череды происшествий, которые могли закончиться так же. Медсестра Ч. и другие сотрудницы ванного отделения вспоминают как минимум два случая, когда пациенты теряли сознание во время процедур. В одном из них повезло ребенку: когда он потерял сознание, рядом с ванной находилась его мать. В другом – мужчине: в то время, когда он “отключился”, в санатории проходили учения подразделений МЧС, и спасатели вовремя выполнили свои обязанности…


Александр Баренц


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
9 МАЯ
stop-shop
гастроли
город
закон
звездная пыль
концерт
криминал
культпоход
культура
мк-акция
мк-диалог
мк-инструкция
мк-прикамье
мк-ретро
мк-ретро
мк-тусовка
мэрия
нацпроект
ноу-хау
обман
Образование Прикамья
общество
осколки
папарацци
пермский период
пока молодой
рынок
скандал
событие
события недели
спорт
театрариум
телегазета
тусовка
эпидемия
эпицентр
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.