На сайте находятся материалы, подготовленные пермской редакцией газеты "Мир новостей" в период с 4 декабря 2006 года по 18 июня 2007 года.
30.05.2007
Георгий Бурков – ПЕРМСКИЙ САМОРОДОК
В последний день мая исполнилось бы 74 года далеко не чужому для нашего города человеку и артисту – Георгию Буркову. Вор-рецидивист Губошлеп в «Калине красной», солдат-балагур Сашка в «Они сражались за Родину», Робинзон в «Жестоком романсе». На сцене и на экране он был таким разным, но всегда родным…
Георгий Иванович Бурков родился 31 мая 1933 года в Перми. В 1952 году он поступил на юридический факультет пермского университета, где проучился два года. Одновременно с учебой Георгий Бурков занимался в вечерней студии при пермском драматическом театре. С 1954 года он стал профессиональным актером, работал в театре в Березниках, потом – в Пермском областном театре, в кемеровском театре.
На экране Бурков часто представал в образе выпивохи и чудака. И что скрывать, выпивать он любил, особенно по молодости. Но артиста погубила вовсе не страсть к водке, как считают многие, а вторая страсть – к книгам. У Георгия Ивановича дома была большая библиотека. В тот день он полез за книжкой, но не удержался и упал на подлокотник дивана, сломал бедро. В больнице выяснилось, что из-за перелома оторвался тромб.
Артисту сделали операцию, но через три дня тромб попал в легочную артерию… Врачам так и не удалось спасти артиста.
ЗИГЗАГ УДАЧИ
Когда Московский драматический театр имени К.С. Станиславского в 1964 году находился на гастролях где-то в провинции, к главному режиссеру приехал показаться молодой неизвестный актер. Даже не такой уж молодой – ему как раз исполнилось тридцать два года. Это был Георгий Бурков. Приехал он из самой глубины Сибири – города Кемерова, где служил на сцене городского театра вот уже несколько лет. Там его заметил кто-то из столичных критиков, поведал о нем Борису Львову-Анохину, а тот, в свою очередь, телеграммой пригласил молодое дарование для знакомства.
Показывался Бурков художественному совету театра в роли Поприщина из гоголевских «Записок сумасшедшего». Провинциальный артист произвел хорошее впечатление.
– Какое у вас театральное образование? – спросил Львов-Анохин.
– Никакого, – ответил Бурков. – А разве по игре этого не видно?
Члены художественного совета рассмеялись. Бурков был принят в труппу театра. Так недоучившийся пермский юрист и артист-самоучка объявился в столице. Потом работал во многих ведущих театрах столицы. Попав в Первопрестольную, пермяк сразу обратил на себя внимание кинематографистов, в первую очередь Эльдара Рязанова, пригласившего его в фильм «Зигзаг удачи» на роль симпатичного алкоголика Пети. Этой работой было положено начало союзу Рязанова и Буркова. Актер играл доброго, компанейского парня Мишу в «Иронии судьбы, или С легким паром». Был позером и нелепым лгуном Федяевым в «Стариках-разбойниках». Трагикомическим «предателем Родины» в «Гараже». Холуйствующим, опасным плебеем в телефильме «О бедном гусаре замолвите слово». Играл небольшую роль в фильме Рязанова «Забытая мелодия для флейты».
В последние годы жизни Бурков увлекался кинорежиссурой, дебютом в новом качестве был фильм «Байка» по сценарию Нины Семеновой, в котором он сыграл главную роль. Но вне кадра жизнь Георгию иногда подбрасывала такие истории – специально не придумаешь!
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ: ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ – СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ
Однажды после какого-то банкета в ресторане Дома кино Георгий Бурков обнаружил в вестибюле старенького артиста из Перми, давнего своего знакомого Илью Федоровича Брындина. Когда-то Брындин здорово помог молодому Буркову, и между ними навсегда установились самые дружеские и теплые отношения. Илья Федорович был изрядно под хмельком, хотя держался молодцом. У него была своеобразная манера выражаться: он говорил о себе всегда в третьем лице. И вот на вопрос Буркова, как артист собирается добраться до дома, тот ответил:
– Жора, я ведь в Пермь еду. Ты проводи старика до вокзала. Старик может там запутаться и не взять билет.
Ну что же, взяли такси, поехали на вокзал. Бурков купил билет и стал прощаться, но Брындин взял его за руку:
– Жора, проводи старика до Перми. Старик плохо видит и может сесть не в тот вагон. А то еще билет потеряет…
– Илья Федорович, но как же можно? У меня три рубля в кармане, да и домашние ничего не знают, беспокоиться будут, куда это я пропал…
– Жора, старик оплатит тебе и суточные, и проездные, и гостиничные. Старик оплатит тебе даже пропивочные. В Перми с вокзала дашь телеграмму – мол, срочно уехал на гастрольные выступления.
Что делать, поехали вместе. Однако в Перми Брындин опять просит:
– Жора, проводи старика до Озерков, иначе старик может запутаться в траве…
– Нет! – крикнул Бурков, понимая, что в конце концов старик попросит проводить его до самой могилы и лечь с ним в гроб.
Обратно он ехал зайцем, а поскольку в ту пору еще не был знаменит и в лицо его проводницы не знали, пришлось выкручиваться, потому что старик не дал ему ни командировочных, ни проездных.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ:
МЕЖДУ КАПЛЯМИ и ШУКШИНЫМ
Бурков боготворил Василия Шукшина. Даже открыл творческий центр имени друга...
Как-то в проливной дождь Георгий Бурков приехал к Шукшину. Ехал он до самого подъезда на такси, но, желая подчеркнуть свой подвиг, похвастался:
– Цени друзей, Василий Макарович! Видишь, я пришел к тебе, невзирая на непогоду…
– А что ж ты сухой? Как ты умудрился прийти пешком и не промокнуть? – удивился Шукшин.
– А я верткий, – ответил Бурков. – Я между каплями проскользнул…
В другой раз Бурков зашел в гости к Василию Шукшину в то время, когда тот сосредоточенно что-то писал.
– Погоди немного, не отвлекай меня, – попросил Шукшин. – Сейчас закончу, тогда поговорим…
Бурков от нечего делать подошел к окну, стал смотреть на улицу и увидел, как по оконному стеклу ползет оса. Бурков скатал подвернувшийся под руку журнал и стал охотиться за насекомым. Ударил раз – мимо, еще раз – мимо, в третий раз ударил так неловко, что стекло со звоном разлетелось…
– Ну что, убил? – не отрываясь от письма спросил Шукшин.
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ: НАДЕЙСЯ, НО НЕ ПЛОШАЙ!
Один известный и заслуженный работник кино, находясь уже в престарелом возрасте, женился на молоденькой актрисе. Случай вовсе не редкий в артистической жизни, но тем не менее, представляя свою молоденькую жену, заслуженный работник отшучивался:
– Вот женился, но, как говорится, на появление наследников не надеюсь.
На что Бурков заметил:
– Надеяться, конечно, не нужно, но опасаться стоит!
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.