На сайте находятся материалы, подготовленные пермской редакцией газеты "Мир новостей" в период с 4 декабря 2006 года по 18 июня 2007 года.
20.03.2007
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВОПРОС
Закон «О защите прав потребителей» в России очень жесткий, но не все ему следуют: ведь из сотни обманутых покупателей только один-два будут действительно до конца отстаивать свои права. Естественно, каждый человек, попав в ситуацию, прежде всего спросит себя: реально ли защитить их в суде или связываться – себе дороже?
Так, по результатам соцопроса агентства “Свои”, далеко не все пермяки готовы защищать свои права потребителей. При покупке некачественного продукта чуть меньше половины (45,6%) пермяков просто выбросят его и не будут хоть как-то компенсировать причиненный вред. Другая половина все же произведет некоторые действия по восстановлению справедливости. 39,2% пермяков добьются обмена некачественного продукта, будем надеяться, на качественный продукт. 28% вернут свои деньги. И только 3,3% пермяков подадут в суд на производителя или на продавца.
А раз шансов “нарваться” на не в меру подкованного и активного покупателя немного, то производители и продавцы этим регулярно пользуются. Сейчас, в начале весны, когда грядет массовая смена формы одежды с зимней на весеннюю, таких пострадавших становится с каждым днем все больше.
Ежегодно 15 марта в Российской Федерации отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Уже второй год этот день во всей России проходил под девизом “Потребитель! Знай свои права!”
Пермский Роспотребнадзор отпраздновал этот день ударной работой – проведением “горячей линии”, во время которой специалисты провели 152 консультации по телефону и приняли 46 посетителей.
Основной поток жалоб связан с качеством и гарантийным ремонтом сотовых телефонов и сложной бытовой техники, стеклопакетов и обуви, с предоставлением услуг связи и ЖКХ.
В большинстве случаев потребителям было разъяснено законодательство, порядок обращения к продавцу с претензией или в суд, а также условия проведения экспертизы.
Были и звонки не по адресу, проблемы касались других ведомств и нормативных документов: например, что делать, если в больнице при обращении к дежурному врачу поставлен неверный диагноз (рекомендовано обратиться в Росздравнадзор), или как быть, когда утерян оставленный частным предпринимателем в камере хранения товар (вопрос Гражданского и Уголовного кодекса РФ).
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Проблема в том, что отечественный закон гарантирует права потребителя на безопасность и надлежащее качество продукции и более ни на что, защиту своих интересов потребитель должен осуществлять сам, используя правовые институты, в общем, следуя принципу “спасение утопающих – дело рук самих утопающих”. А рядовому потребителю защитить свои права непросто: у производителей гигантские ресурсы, они объединяются в союзы, ассоциации, чтобы защищать свои интересы, а у потребителей есть только право не покупать то, что им не нравится, – право разумного выбора.
Мы элементарно не знаем, на что имеем право, куда бежать и что делать в случае если наши права нарушаются.
Например, вы купили дорогущие джинсы, а после дня носки они разошлись. Для начала нужно обратиться непосредственно к продавцу. Есть вероятность, что на этом все и закончится: деньги вернут сразу (вариант – через неделю). Или отремонтируют, в случае если поломку можно как-то устранить (например, если разошлась молния – ее можно просто заменить). Здесь все зависит от владельца торговой точки. Но так бывает далеко не всегда.
Невезучим покупателям придется обратиться с письменной (!) претензией к продавцу. Возможно, придется проходить экспертизу, причем за свой счет (в случаях, если не ясно, дефект производственный или нанесен потребителем за время эксплуатации). Если результаты экспертизы вас не устраивают или продавец отказал в законных требованиях, то нужно обращаться в суд или, если человек сам не в состоянии этого сделать, обратиться в Роспотребнадзор, отдел защиты прав потребителей, где квалифицированные специалисты смогут оказать профессиональную юридическую помощь.
При этом надо иметь в виду: товар товару рознь. Если пенсионерка купила неработающий утюг, ей положена бесплатная юридическая консультация, также бесплатно ей должны помочь написать претензию продавцу или исковое заявление в суд. Но если претензии касаются покупки автомобиля или квартиры – у покупателя должны быть деньги, чтобы в случае чего отстаивать свои права. В этом случае гражданин сам выбирает уровень и качество юридических услуг (это – тоже товар!)
КТО ВИНОВАТ?
Как заявляют сами продавцы и сотрудники Роспортебнадзора, в большинстве случаев экспертиза – на стороне покупателя. Однако есть хитрые исключения. Например, у джинсов бывает недостаток, так называемое нарушение баланса, которое сразу, при первой же примерке, не определишь: надеваешь – вроде все хорошо, а при ходьбе возникает “спиралеобразное завихрение передней половинки штанины”. Чтобы обнаружить такой недостаток, изделие нужно поносить. Этот недостаток считается конструктивным (существенным), и носить такие джинсы невозможно, претензии к качеству товара обязаны быть удовлетворены. Но нет гарантии того, что вы обнаружите дефект в установленный законом срок – в течение месяца со дня покупки.
Проблемы могут быть с женской обувью, если на ней написана “модельная” – экспертиза вернет вам босоножки с припиской “обувь модельная, предназначена для кратковременной носки в исключительных случаях”.
На сезонные вещи срок эксплуатации установлен с момента наступления соответствующего сезона, с которого исчисляются сроки предъявления потребителями претензий по сезонным товарам при обнаружении недостатков в процессе их эксплуатации: для товаров весеннего ассортимента – с 1 апреля по 15 мая, для товаров летнего ассортимента – с 16 мая по 15 сентября.
Часто потребитель покупает заведомо некачественный товар по собственной воле: человеческая психология играет злую шутку – опасение прослыть “дураком”, который “переплатил”, купив качественный товар, толкает наших соотечественников покупать дешевые товары сомнительного качества. Продавцы, уже не скрываясь, говорят: “Мы продаем контрафакт – все равно покупают!” А если не предупреждают – и так любому нормальному человеку должно быть понятно, что, например, настоящая французская косметика не может стоить 500 рублей!
Есть некая ценовая “ниша”, в которой некачественный товар легче выбросить, чем заниматься защитой своих прав, – дешевле обойдется. Этим активно пользуются продавцы на рынках, лоточники, фирмы-“однодневки”.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.