Репортер плюс  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Мир новостей

На сайте находятся материалы, подготовленные пермской редакцией газеты "Мир новостей" в период с 4 декабря 2006 года по 18 июня 2007 года.



27.02.2007
ЧЕРНАЯ ТОСКА “БЕЛОГО ЛЕБЕДЯ”


“Белый лебедь”. Пожалуй, самая известная колония России­ – по­следняя обитель террористов, маньяков, серийных убийц, преступников, приговоренных к расстрелу или пожизненному заключению, чеченских полевых командиров. С одним из последних связана недавняя “слава” колонии – именно здесь отбывал наказание и умер буденовский душегуб Салман Радуев. Именно поэтому стороннему наблюдателю из “внешнего мира” сюда попасть практически невозможно. Специальный корреспондент “МН” стал третьим журналистом, увидевшим “Белый лебедь” изнутри. “С 1980 года по наши дни в “Белом лебеде” побывали почти 5 тысяч осужденных. Из них 119 признанных лидеров “отрицаловки” – самых лютых воров в законе и авторитетов. Развенчать и дискредитировать угодивших “под лебединое крыло” отечественных “крестных отцов” – главная цель сотрудников местной оперчасти, которую здесь окрестили “абвером”.

ОТКУДА ПРИЛЕТЕЛ “ЛЕБЕДЬ”

Пообщавшись с Владимиром Алексеевичем Хомяковым, я узнал много нового о “Белом лебеде” и о людях, посвятивших себя неблагодарному, но, не удивляйтесь, – благородному труду. И надо сказать, мое личное мнение о них ничего не имеет общего с, увы, пренебрежительными обывательскими представлениями о службе в ГУФСИН.

Если обратиться к официальным документам, историю создания “Белого лебедя” можно изложить очень кратко. Итак... “В Усольском управлении лесных исправительных учреждений целенаправленная работа по разложению преступных группировок и их лидеров, воров, началась в 1980 году. Для повышения ее эффективности в качестве неотложной меры было принято решение организовать профилактический центр для осуществления специальных массированных режимно-воспитательных мероприятий. С этой целью в городе Соликамске на базе ИТК-6 было создано единое (для всех видов режима) помещение камерного типа на двести сорок мест, где концентрируются наиболее опасные лидеры преступных группировок не только из колоний данного управления, но и из многих других ИТК, УВД, МВД”.

Среди заключенных активно функционирующий профцентр вскоре начал именоваться “Белым лебедем”. Несмотря на такое романтическое название, “Лебедь” практически с момента своего возникновения нагонял самую черную тоску даже на наиболее упорных последователей старых воровских традиций, которые были учреждены преступной “элитой” еще в двадцатых годах. Затосковать, в общем-то, было от чего. Для вора пребывание в “Белом лебеде” частенько оборачивалось потерей его воровского авторитета, иными словами – потерей всего... Уже одно упоминание “Белого лебедя” в послужном списке отсидок бросало густую тень на репутацию “честного арестанта”.

“Заслуженные” зеки не случайно стали называть новую кузницу по перековке кадров “лебедем”: многие воры спели здесь свою “лебединую песню” – расстались с высшим криминальным чином. Разумеется, угодив “под лебединое крыло”, лидеры криминальной среды не превращались сразу же в активных членов секций внутреннего порядка, “твердо вставших на путь исправления”. Развенчание и дискредитация каждого “крест­ного отца” были результатом кропотливой работы сотрудников местной оперчасти, которую здесь окрестили “абвером.” И неизвестно, чего в этом неформальном названии было больше – злобы или уважения…

КАК УРОНИТЬ АВТОРИТЕТА

Главной задачей столь грозной службы была именно дискредитация криминальных боссов, а не традиционно приоритетная – выявление и раскрытие преступлений. Оперативники “Лебедя” фактически выступали в роли имиджмейкеров и организаторов мощных агитационно-пропагандистских акций, своего рода презентаций, которые – следует отдать операм должное – в большинстве случаев достигали намеченной цели. Правда, дело считалось сделанным, когда рейтинг уважаемого уголовно-преступным электоратом “кандидата”, с которым поработала команда оперативников, падал до нулевой отметки. Методы, которыми пользовались сотрудники оперчасти, были весьма разнообразными. Впрочем, они мало чем отличались от механизмов обычных российских избирательных кампаний последнего времени, разве что чуть большей корректностью.

Самым высшим достижением для работников “абвера” было заставить подопечных сознательно отказаться от воровского звания, во всеуслышание заявить о своем намерении не “баллотироваться” в члены воровской элиты на новый срок. Такой перековавшийся или развенчанный лидер выпархивал из “Белого Лебедя” и досиживал свое в заурядной зоне уже в качестве простого смертного, неспособного вести за собой массы. Кроме того, его пример был другим наука... Некоторые из “падших”, правда, пытались восстановить статус-кво, но получалось не очень-то успешно. Будь то воля или неволя – везде поверженные кумиры вызывают к себе скорее неприязнь, чем сочув­ствие…

Трогательная забота оперуполномоченных об имидже того или иного вора всегда имела сугубо материальную подоплеку. Ведь в ряде случаев удавалось навести порядок в целой зоне, воздействуя лишь на одного человека. Например, убедительная дискредитация “смотрящего вора” колонии в глазах соратников и прочей зековской общественности могла означать качественный переход всего учреждения из разряда “воровских” в разряд “красных” – с сильной властью официальной администрации. Вообще, любое пятно на репутации вора или авторитета в значительной степени ослабляет влияние руководимой им “отрицаловки”, следовательно, работникам ИТУ становится легче исполнять свои обязанности. Кое-что выигрывала и основная масса заключенных – “мужики”, которые получали основание уклоняться от происков и заданий “теневой администрации”, чреватых крайне неблагоприятными для себя последствиями.

Разумеется, “Белый Лебедь” получил свою специфическую известность не за какие-то сверх­прочные решетки или супермощные стены. Здесь имел место как раз тот случай, когда все решили кадры. У истоков создания “Лебедя” стояли подлинные профи от МВД, которые очень хорошо знали обычаи и нравы зоны, объективно оценивали воров в законе, нисколько не принижая воистину незаурядные личностные качества многих из них. С учетом специфики контингента шел очень тщательный и жесткий отбор сотрудников для работы в оперчасти, старались набирать умных и волевых офицеров с хорошим образованием, опыт практической оперативной работы был обязателен.

Была также разработана основная концепция работы с авторитетами. В основе ее лежала полная изоляция криминальной элиты от основной массы заключенных. Короля, как известно, играет свита. Оставшись без подданных, он быстро теряет свое величие. Целенаправленные оперативные мероприятия, жесткие требования соблюдать режим и работать (это ворам-то работать!) еще больше способствовали люмпенизации лидеров “отрицаловки”. В результате, встречая своего босса после “кузницы кадров”, “придворные” видели, что король уже голый.

С другой стороны, часто оперативники достигали желаемого эффекта, помещая в одну многоместную камеру исключительно высокопоставленных воров. Взаимное уважение солидных членов единой воровской семьи через несколько часов совместного проживания превращалось в смертельную вражду. Острейшие конфликты возникали по поводу распределения спальных мест, порядка раздачи пищи и прочего вздора, ничего не значащего для нормального человека. Накал страстей достигал критической отметки, и, в конечном счете, часть воров соглашалась на содействие “куму”, лишь бы “выломиться на другую хату”. Конечно же, смешно было бы сводить противостояние с изо­щренными главарями отечественной преступности лишь к простому набору каких-то правил. Большинство питомцев “Белого лебедя” действительно были незаурядными личностями и победить мог лишь столь же сильный противник.

Еще одна особенность “Белого лебедя”: здесь к “подопечным” практически не применялась физическая сила. Не останавливаясь на моральных соображениях, можно привести сугубо прагматические причины “лебединого” гуманизма. Сюда попадали люди, повидавшие всяческие виды мордобоя, сумевшие подняться, “сделать карьеру “ в жутких условиях тюрьмы и зоны, так что насилие уже давно стало частью их существования, они уже приобрели своеобразный иммунитет против физических лишений. Опять-таки, руководство “Лебедя” предвидело, что воры будут использовать все пути и способы, чтобы дезорганизовать деятельность проф­центра, – в том числе и вполне законные, и предвосхищая развитие событий лишало своих оппонентов важных козырей. Буквально с первых дней существования “Лебедя” во все инстанции хлынул поток жалоб и заявлений на бесчинства администрации и оперчасти, воры использовали свои высокопоставленные связи, чтобы разобраться с “хозяином” и “кумовьями”. Проверки и комиссии следовали одна за другой, но серьезных нарушений так и не выявили. У “Лебедя” постепенно упрочилась репутация весьма законопослушного заведения.

ОТПЕТЫЕ ПТЕНЦЫ “БЕЛОГО ЛЕБЕДЯ”

Но было бы сильным упрощением сводить “перековку” и разрушение авторитетов исключительно к козням хитроумных “кумовьев”. Было, видимо, что-то еще. Усталость, ощущение безысходности, тоска о загубленных годах и десятилетиях уходящей жизни, наконец, утрата веры в идеалы, какими бы эти идеалы ни были. Бывали случаи, когда оперативники “Белого лебедя” выступали для своих подопечных чуть ли не в качестве психоаналитиков. Может показаться странным, но не так уж редко особо опасные рецидивисты с искренней симпатией вспоминали “кумовьев” и “хозяина” “Белого лебедя”.

У сотрудников “Лебедя” также иногда прослеживалось проникнутое своеобразной теплотой, достаточно парадоксальное с позиций здравого смысла, отношение к некоторым своим питомцам. Как школьные учителя, добросовестно относящиеся к своему нелегкому труду, гордятся своими известными выпускниками, так и оперсостав профцентра с гордостью называл имена и “погоняла” своих заслуженных перековавшихся “птенцов”.

Среди них такие, например, живые легенды зоны, как Вася Бурят – Лоскутников Василий Григорьевич. Особо опасный рецидивист, в местах лишения свободы провел более 20 лет, совершил четыре убийства, признан вором в законе, в колониях неоднократно совершал преступления, являлся общепризнанным лидером “отрицаловки”. После пребывания в “Белом лебеде” Вася Бурят пересмотрел свой жизненный порядок, публично заявил, что теперь питает больше уважения к местному “хозяину” и его “канарисам”, чем к своим бывшим соратникам. Поступок Васи имел огромный резонанс среди осужденных. Бурят с полнейшими основаниями считался упорным и жестоким вором. Причин столь неожиданного превращения никто назвать не мог.

Еще один не менее маститый “выпускник” – вор в законе Кравец, Кравцов Владимир Александрович. Особо опасный рецидивист, за убийство приговорен к высшей мере наказания, потом смертную казнь заменили максимальным сроком лишения свободы, в колониях совершал новые преступления, лидер “отрицаловки”, организовывал расправы над неугодными ему осужденными. В “Белом лебеде” “перековался”... Список можно продолжать и продолжать: Кукла, Жаркун, Гиви, другие более или менее известные авторитеты проходили через “Белый лебедь”, оставляя ту или иную память о себе.

Собственно, методы оперативной работы остаются, в общем-то, неизменными с библейских времен. Требуется всего лишь уметь их применять в оптимальном для решения конкретной задачи порядке. Оперативники “Белого лебедя” до последнего времени умудрялись оставаться в рамках этого “всего лишь”. Но объекты оперативного воздействия сильно изменились за последние годы, стало быть, и “абверу” надо менять тактику. Традиции “Лебедя”, костяк из старых оперов, не утративших профессионального куража и осознания важности своей работы, еще позволяют надеяться, что “лебединый полет” не прервется, что символ противостояния самым изощренным преступникам не “сложит крылья” перед новым поколением россий­ского криминалитета.


Максим ШАРДАКОВ.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
знай наших!
кумиры. события. тусовка.
люди и события
мир звезд
мир развлечений
наши беседы
события. факты. комментарии
специальный репортаж
факты. комментарии
человек. общество
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.